Сложение и вычитание в пределах 20 (М-1, ч. 2, с. 58; М-2, ч.1,с.21)
Сложение и вычитание в концентре «Сотня» рассматриваются в таком порядке:
Числа от 11 до 20:
- Табличное сложение в пределах 20 с переходом через десяток.
- Табличное вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Числа от 21 до 100:
- Сложение и вычитание в пределах 100 (устные вычисления).
Сложение и вычитание в пределах 100 (письменные вычисления).
Задание: По учебнику «Математика» (1-4) (авт. М.И.Моро и др.) найти страницы каждой темы, провести анализ последовательности изучения темы.
1.Табличное сложение в пределах 20 с переходом через десяток.
2. Табличное вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Изучаются только случаи сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток!!!
прием | теоретическая основа | операции | формулировка | запись | ||||||||
Прибавления по частям | Конкретный смысл действия сложения | -состав числа -дополнение до 10 -прибавление к 10 однозначного числа (на основе разрядного состава числа) | К 9 прибавить 3. 3 это 1 и 2 . Нужно к 9 прибавить 1, получить 10 да еще прибавить 2. Ответ 12. | 9 + 3 = 12 1 2 9+3=9+1+2=12 | ||||||||
Вычитание по частям | Конкретный смысл действия вычитание | - состав однозначного числа, - вычитание из двузначного однозначного числа на основе разрядного состава, - вычитание из 10 однозначного числа на основе состава числа 10. | Из 13 вычесть 4. 4 это 3 да 1. Из 13 вычесть 3, получу 10, затем вычту оставшиеся единицы 1. Ответ 9. | 13 - 4 = 9 3 1 13-4=13-3-1=9 | ||||||||
Вычитание на основе взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении | Понятие о взаимосвязи между суммой и слагаемыми | - состав двузначного числа, - правило взаимосвязи. | Из 13 вычесть 4. 13 это 4 и 9. Если из 13 вычесть 4, то получить 9. | 13 - 4 = 9 4 9 |
Проанализировать последовательность изучения случаев сложения и вычитания в учебнике Моро (1класс, 2 часть) Дополнительно: пособие Зайцева.
Задание:
Домашнее задание:
1.Методику изучить самостоятельно по учебнику Истомина Н.Б. «Методика..» с. 62 – 64, Б.Б. с. 84 – 86, Тихоненко с. 96-99.
Составить содержание подготовительного этапа к изучению приемов сложения и вычитания (3 приема) с переходом через десяток (подобрать (составить самостоятельно) соответствующие упражнения, задания, указать их цель).
Работа по составлению и разучиванию таблиц.
1.Каждая таблица должна составляться «на глазах у детей», т.е. учитель на доске с объяснением, учащиеся в тетради.
2.После составления таблицы ее нужно рассмотреть в целом:
- с какого примера начинается,
- каким примером заканчивается,
- как изменяются числа, результат.
3. Дается установка на заучивание.
Рекомендации для учащихся.
- Прочитай примеры по порядку.
- Рассмотри числа.
- Закрой ответы и напиши их по памяти.
- Закрой примеры и по ответам восстанови примеры.
- Отложи тетрадь и попробуй написать примеры.
- Попроси кого-нибудь проверить таблицу вразбивку.