Выполнение задания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТОВ

Задание 1. Выявление тенденции развития изучаемого явления (тренда) с помощью методов укрупнения интервалов, скользящей средней, аналитического выравнивания.

Демонстрационный пример

При проведении анализа динамики объёмов реализации некоторого условного продукта «А», произведенного предприятиями одного из регионов РФ за пятилетний период, получены статистические данные, представленные в табл.1.

Таблица 1 Объемы реализации условной продукции «А», произведенной предприятиями одного из регионов РФ за пятилетний период (тыс. тонн)

Месяцы Объемы реализации условной продукции, тыс. тонн
январь 1 262,3
февраль 1 250,7
март 1 612,0
апрель 1 950,0
май 2 350,8
июнь 2 628,0
июль 2 606,0
август 2 178,2
сентябрь 1 857,3
октябрь 1 544,0
ноябрь 1 200,7
декабрь 1 144,7
Итого 21 584,7

По месячным данным о объемах реализации продукции, произведенной предприятиями одного из регионов РФ рассматриваемого периода (табл.1), осуществить сглаживание ряда динамики и графически отразить результаты сглаживания на основе применения методов:

· укрупнения интервалов (переход от помесячных данных к поквартальным);

· скользящей средней (с использованием трёхзвенной скользящей суммы);

· аналитического выравнивания ряда по прямой и параболе.

Сделать выводы по результатам выполнения задания.

Выполнение задания

Целью выполнения данного задания является выявление основной тенденции (тренда) ряда динамики объемов реализации продукции за годовой период, используя методы укрупнения интервалов, скользящей средней и аналитического выравнивания, а также отражение полученных результатов с помощью графического метода.

Суть различных приемов сглаживания рядов с целью выявления трендов с водится к замене фактических уровней ряда расчетными уровнями, которые в меньшей степени подвержены колебаниям, что способствует более четкому проявлению основной тенденции развития ряда.

Сглаживание ряда динамики методом укрупнения интервалов

Метод укрупнения интервалов – метод, при котором первоначальный ряд динамики заменяется другим рядом динамики, с большими временными промежутками (например, ряд недельных данных можно преобразовать в ряд помесячных данных, ряд квартальных данных заменить годовыми уровнями). Возможно прямое суммирование уровней укрупненного периода или же расчет средних уровней за укрупненный период.

В соответствии с заданием производиться укрупнение интервалов рассматриваемого периода путём перехода от помесячных к поквартальным данным обобъеме реализации продукции (табл.2).

Таблица 2 Расчётная таблица для определения укрупнённых (поквартальных) данных об объеме реализации продукции

Месяцы Объем реализации продукции, тыс. тонн Кварталы Объем реализации продукции, тыс. тонн
январь 1 262,3 первый 4125,0
февраль 1 250,7
март 1 612,0
апрель 1 950,0 второй 6928,8
май 2 350,8
июнь 2 628,0
июль 2 606,0 третий 6641,5
август 2 178,2
сентябрь 1 857,3
октябрь 1 544,0 четвёртый 3889,4
ноябрь 1 200,7
декабрь 1 144,7
Итого 21 584,7 Итого 21584,7

На основе поквартальных данных табл. 2 построена эмпирическая кривая, представляющая собой график динамики развития изучаемого явления (рис. 1).

Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru

Рис. 1. График поквартальной динамики объемов реализации продукции

Вывод. Данные табл. 2 и рисунок 1, показывают, что в результате применения метода укрупнения интервалов проявилась тенденция развития явления, для отображения которой целесообразно использовать параболическую функцию Выполнение задания - student2.ru .

2.2 . Сглаживание ряда динамики с применением скользящей средней

Метод скользящей средней – метод, при котором формируют укрупнённые интервалы, состоящие из одинакового числа уровней, - трехзвенные, пятизвенные, семизвенные и т.д. При этом соблюдается правило: каждый последующий укрупненный интервал получают, путем постепенного смещения начала отсчета интервала на один уровень (отбрасывается один уровень в начале интервала и добавляется один следующий). Для трёхзвенного укрупнения интервалов:

первый интервал: y1, y2, y3;

второй интервал: y2, y3, y4;

……………………………;

последний интервал: yn-2, yn-1, yn.

По каждому из полученных укрупненных интервалов определяется средний уровень. Таким образом, при расчете средних они как бы «скользят» по ряду динамики от его начала к концу (от сюда название «скользящая средняя»). Выровненные данные отображаются эмпирической кривой.

При выполнении задания 1 на основании исходных данных табл. 1 определены значения скользящей трёхзвенной суммы, а также рассчитаны значения скользящей средней.

При этом сначала было произведен расчет средней за первые три месяца:

( Выполнение задания - student2.ru )=1375,0 тыс. тонн

Затем определена средняя за три месяца, начиная с февраля:

( Выполнение задания - student2.ru )=1604,2 тыс. тонн.

и т.д. Полученный новый ряд динамики, состоящий из скользящих средних уровней, представлен в табл.3.

Таблица 3 Расчётная таблица для определения значений скользящей средней

Месяцы Объем реализации, тыс. тонн Скользящая трёхзвенная сумма, тыс. тонн Скользящая средняя, тыс. тонн
январь 1 262,3 - -
февраль 1 250,7 4125,0 1375,0
март 1 612,0 4812,7 1604,2
апрель 1 950,0 5912,8 1907,9
май 2 350,8 6928,8 2309,6
июнь 2 628,0 7584,8 2528,3
июль 2 606,0 7412,2 2470,7
август 2 178,2 6641,5 2213,8
сентябрь 1 857,3 5579,5 1859,8
октябрь 1 544,0 4602,0 1534,0
ноябрь 1 200,7 3889,4 1296,5
декабрь 1 144,7 - -

Эмпирическая кривая, иллюстрирующая сглаженный ряд динамики, построенный методом скользящих средних представлена на рис. 2.

Выполнение задания - student2.ru

Рис. 2. График динамики объемов реализации продукции рассчитанных методом скользящей средней

Вывод. Как показывают данные табл.3, а также рис.2, значения скользящей средней до середины года систематически возрастали, но к концу года снизились до исходного уровня (даже несколько ниже его), что свидетельствует о параболической тенденции изменения объемов реализации продукции за последний год рассматриваемого периода.

2.3. Сглаживание ряда динамики с помощью метода аналитического выравнивания

В отличие от двух предыдущих методов (укрупнения интервалов, скользящей средней) метод аналитического выравнивания позволяет не только выровнять данные, но и представить развитие ряда динамики в виде функции времени у =f(t).

При таком подходе изменение явления связывают лишь с течением времени: считается, что влияние других факторов несущественно или же косвенно сказывается через фактор времени. Правильно построчная модель у=f(t) должна соответствовать характеру изменения тенденции изучаемого явления. Выбранная функция у=f(t) позволяет получить выровненные (теоретические) значения уровней ряда динамики.

Для отображения трендов применяются различные функции: полиномы разной степени, экспоненты, логистические функции и т.д.

Оценка параметров в моделях у =f(t) находится методом наименьших квадратов (МНК), суть которого состоит в определении таких значений параметров (коэффициентов уравнения), при которых сумма квадратов отклонений расчетных значений уровней от фактических была бы минимальной:

Выполнение задания - student2.ru ( 17)

где yi- фактическое значение уровня ряда динамики; Выполнение задания - student2.ru - расчетные значения; n – число уровней ряда.

2.3.1. Аналитическое выравнивание ряда динамики по прямой

Аналитическое уравнение прямой имеет вид:

Выполнение задания - student2.ru , (18)

где t – порядковый номер периодов времени (или моментов);

Выполнение задания - student2.ru – выровненные значения ряда динамики.

Система нормальных уравнений в данном случае имеет вид:

Выполнение задания - student2.ru (19)

Отсчёт времени удобно производить так, чтобы сумма показателей времени ряда динамики была равна нулю, то есть: Выполнение задания - student2.ru (20)

При нечётном числе уровней ряда динамики для достижения равенства (20) уровень, находящийся в середине ряда, условно принимается за начало отсчёта времени, то есть этому периоду времени (или моменту) придаётся нулевое значение. Все последующие за нулевым уровнем обозначаются: +1;+2;+3 и т.д., а все предыдущие уровни в порядке расчёта, начиная от нулевого, обозначаются соответственно: -1;-2;-3 и т.д.

При чётном числе уровней ряда динамики для достижения равенства (20) уровни первой половины ряда (от конца этой половины и до начала ряда динамики) нумеруются: -1;-2;-3 и т.д., а уровни второй половины ряда (от начала этой половины и до конца ряда динамики) обознаются соответственно: +1;+2;+3 и т.д.

При соблюдении указанного принципа отсчёта времени t от условного нулевого начала система нормальных уравнений (19) преобразуется к более простому виду:

Выполнение задания - student2.ru (21)

Решение системы 21 относительно неизвестных а, b позволяет определить параметры уравнения прямой (18):

Выполнение задания - student2.ru (22)

Выполнение задания - student2.ru (23)

2.3.2. Аналитическое выравнивание ряда динамики по параболе

Аналитическое уравнение параболы имеет вид:

Выполнение задания - student2.ru (24)

Параметры уравнения a ,b и c определяются на основе МНК.

Система нормальных уравнений в данном случае имеет вид:

Выполнение задания - student2.ru (25)

При соблюдении принципа отсчёта времени t от условного нулевого начала система нормальных уравнений (25) преобразуется к следующему виду:

Выполнение задания - student2.ru (26)

Решение системы уравнений (26) относительно неизвестных a,b,c позволяет определить параметры уравнения параболы (24).

Методику расчёта параметров уравнений прямой и параболы для данных последнего года рассматриваемого периода (табл.1) иллюстрирует табл.4.

Таблица 4 Расчетная таблица для определения параметров уравнений прямой и параболы

Месяцы Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru  
 
 
январь 1 262,3 -6 -7 573,8 45 442,8 1 296  
февраль 1 250,7 -5 -6 253,5 31 267,5  
март 1 612,0 -4 -6 448,0 25 792,0  
апрель 1 950,0 -3 -5 850,0 17 550,0  
май 2 350,8 -2 -4 701,6 9 403,2  
июнь 2 628,0 -1 -2 628,0 2 628,0  
июль 2 606,0 2 606,0 2 606,0  
август 2 178,2 4 356,4 8 712,8  
сентябрь 1 857,3 5 571,9 16 715,7  
октябрь 1 544,0 6 176,0 24 704,0  
ноябрь 1 200,7 6 003,5 30 017,5  
декабрь 1 144,7 6 868,2 41 209,2 1 296  
Итого 21 584,7 -1 872,9 256 048,7  

При подстановке итоговых данных гр. 2 в формулу 22, итоговых данных гр. 4 и 5 – в формулу 23 параметры уравнения прямой получают следующие значения:

Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru

Таким образом, основная тенденция развития ряда отображается уравнением прямой: Выполнение задания - student2.ru

Для определения параметров уравнения параболы итоговые данные гр. 2, 4-7 необходимо подставить в систему уравнений 26:

Выполнение задания - student2.ru

Решая систему, из 2-го уравнения определяют значение b:

Выполнение задания - student2.ru

Затем из 1-го уравнения выражают значение а, через параметр с:

Выполнение задания - student2.ru

Подставляя значение, а в 3-е уравнение системы, получаем уравнение относительно с:

Выполнение задания - student2.ru

Решение последнего уравнения позволяет определить значение параметра c, а затем параметра а:

Выполнение задания - student2.ru

Выполнение задания - student2.ru

Таким образом, параболическая модель ряда имеет вид:

Выполнение задания - student2.ru

Правильность расчёта уровней выровненного ряда динамики проверяется следующим способом: сумма значений уровней эмпирического ряда Выполнение задания - student2.ru должна совпадать с суммой значений уровней выровненного ряда Выполнение задания - student2.ru , то есть:

Выполнение задания - student2.ru (27)

Для того, чтобы определить, какое из полученных уравнений наиболее адекватно исходному ряду динамики, для каждого из них рассчитывают среднеквадратическое отклонение (среднеквадратическую ошибку) Выполнение задания - student2.ru , которое определяется по следующей формуле: Выполнение задания - student2.ru , (28)

где m – число параметров в уравнении тренда (для уравнения прямой m=2, для уравнения параболы m=3).

С целью проверки правильности проведенных расчетов параметров уравнений прямой и параболы, а также выбора наиболее адекватной модели развития изучаемого явления, построена расчётная табл. 5

Таблица 5 Расчётная таблица

Месяцы Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru для уравнения Выполнение задания - student2.ru для уравнения Выполнение задания - student2.ru для уравнения
прямой параболы прямой параболы прямой параболы
январь 1 262,3 1860,5 1030,2 -598,2 232,1 357808,5452 53850,9154
февраль 1 250,7 1850,2 1458,3 -599,5 -207,6 359376,2704 43102,7425
март 1 612,0 1839,9 1806,7 -227,9 -194,7 51933,3963 37900,3024
апрель 1 950,0 1829,6 2075,3 120,4 -125,3 14496,6416 15711,6197
май 2 350,8 1819,3 2264,3 531,5 86,5 282484,8090 7480,5201
июнь 2 628,0 1809,0 2373,6 819,0 254,4 670734,7923 64733,6072
июль 2 606,0 1788,4 2353,0 817,6 253,0 668414,1644 64014,0601
август 2 178,2 1778,1 2223,1 400,1 -44,9 160045,6032 2020,1429
сентябрь 1 857,3 1767,9 2013,6 89,4 -156,3 8000,9447 24429,6900
октябрь 1 544,0 1757,6 1724,4 -213,6 -180,4 45608,3007 32526,8439
ноябрь 1 200,7 1747,3 1355,4 -546,6 -154,7 298738,7649 23932,7088
декабрь 1 144,7 1737,0 906,8 -592,3 238,0 350794,4138 56620,2025
Итого 21 584,7 21584,7 21584,7 0,0 0,0 3268436,6466 426323,3555

Равенство итоговых значений гр.2,3,4 показывает, что согласно критерию 27 расчеты коэффициентов уравнений прямой и параболы выполнены правильно. Графики соответствующих сглаживающих кривых представлены на рис.3.

Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru Выполнение задания - student2.ru

Рис. 3. Сглаживание ряда динамики объемов реализации продукции методом аналитического выравнивания по прямой и параболе

Для выбора наиболее адекватной модели развития ряда (прямой или параболы) необходимо рассчитать среднеквадратическое отклонение Выполнение задания - student2.ru по формуле 27 с использованием итоговых данных гр.7,8 табл.5.

Для уравнения прямой: Выполнение задания - student2.ru ,

Для уравнения параболы: Выполнение задания - student2.ru

Вывод. Величина среднеквадратической ошибки Выполнение задания - student2.ru , рассчитанная для уравнения параболы значительно меньше, чем для уравнения прямой. Следовательно, уравнение параболы Выполнение задания - student2.ru

является более адекватной моделью описания тенденции ряда динамики объемов реализации продукции по сравнению с уравнением прямой Выполнение задания - student2.ru

Этот же вывод подтверждают графики сглаживания ряда динамики на рис.3.

Параболическая форма ряда может объясняться разными причинами, в том числе наличием сезонной компоненты в развитии явления.

Практическое задание по вариантам

(номер варианта получить у преподавателя)

t - номер вашего варианта

Наши рекомендации