Тема 9. Методика изучения умножения трехзначных и многозначных чисел

План темы

I. Методика изучения устных приемов умножения трехзначных и многозначных чисел.

II. Методика изучения умножение чисел на однозначное число.

III. Методика изучения умножения чисел, оканчивающихся нулем.

IV. Методика изучения умножения чисел на двузначные и трехзначные числа.

Основное содержание

I. Приемы устных вычислений с трехзначными и многозначными числами основаны на приемах умножения чисел в пределах 100.

Для осознания учащимися смысла этих приемов используются примеры-помощники:

200 ∙ 3 = 600 2 с. ∙ 3 = 6 с. 840 : 2 = 420 800 : 4 = 200 8 с. : 4 = 2 с. 800 : 400 = 2 8 с. : 4 с. = 2

84 дес. : 2 = 42 дес.

840 : 2 = (800 + 40) : 2 = 8 с. : 2 + 4 дес. : 2 = 4 с. + 2 дес. = 420.

- Умножение на разрядную единицу переводит число в следующие разряды. Такое умножения добавляет нули справа в запись числа, что увеличивает количество содержащихся в нем разрядов на количество добавленных нулей.

75 ∙ 100 = 7500; 370 ∙ 1000 = 370000.

- Для осознанного усвоения этого приема можно применить прием последовательного умножения и сравнение первого множителя с произведением. Например:

15 ∙ 10 = 15 ∙ (2 ∙5) = (15 ∙ 2) ∙ 5 = 30 ∙ 5 = 150.

- Можно применить прием перестановки множителей и сравнение первого множителя с полученным результатом. Например:

8 ∙ 100 = 100 ∙ 8 (по 1 с. взять 8 раз) получится 8 с. или 800 значит:

8 ∙ 100 = 800.

II. Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное основан на знании правила умножения суммы на число. В качестве суммы рассматривается первый множитель, представляемый в виде суммы разрядных слагаемых. Например:

125 ∙ 3 = (100 + 20 + 5) ∙ 5 = 100 ∙ 3 + 20 ∙ 3 + 5 ∙ 3 = 300 + 60 + 15 = 375.

Переводя данный способ умножения в запись «столбиком», получаем письменный прием умножения на однозначное число.

- Алгоритм письменного умножения пошагово оговаривает каждое умственное действие по выполнению умножения и сло­жения получаемых отдельных сумм.

- Например, для случая:

∙ 3

1) умножаю единицы: 5-3 = 15 ед., 15 ед. – это 5 ед. и 1 дес;

2) 5 ед. пишу под единицами, а 1 дес. запоминаю и прибавляю к десяткам после умножения десятков;

3) умножаю десятки: 2 дес. ∙ 3 = 6 дес. к 6 дес. прибавляю 1 дес., который был получен при умножении единиц:

6 дес. + 1 дес. = 7 дес. – пишу под десятками;

4) умножаю сотни: 1с. ∙ 3 = 3 с. Пишу под сотнями;

5) читаю ответ: 375.

- Для прочного усвоения письменных приемов умножения ученик должен:

1) запомнить правильную запись: разряд записывается под соот­ветствующим разрядом;

2) запомнить правильный порядок выполнения действия: умноже­ние начинаем с младших разрядов (справа налево);

3) овладеть технологией запоминания и добавления в следующий по старшинству разряд излишних разрядных единиц, полу­чаемых при умножении однозначных чисел.

- Для помощи ученикам на первых уроках изучения пись­менного приема умножения можно:

1) производить подробную запись приема

∙ 3

15 ед.

+ 6 дес.

3 с.

В этом случае выполнять сложение можно по записям не­полных произведений, а не в уме, запоминая излишние разрядные единицы (использование этого приема рекомендуется для учени­ков, плохо считающих устно);

2) производить запись промежуточных вычислений рядом с при­мером или на черновике - в этом случае все необходимые для запоминания и добавочного прибавления разрядные единицы будут зафиксированы. Например:

125 5 ед. ∙ 3 = 15 ед. 15 ед. = 1 дес. + 5 ед.

∙ 3 2 дес. ∙ 3 = 6 дес. 6 дес. + 1 дес. = 7 дес.

375 1 с. ∙ 3 = 3 с.

III. Умножение чисел, оканчивающихся нулями, относится к сложным случаям умножения, т.к. для краткости вычислений происходит либо нарушение способа записи, либо нарушение по­рядка выполнения алгоритма.

- Случаи умножения чисел, оканчивающихся нулями:

1) первый множитель оканчивается нулями;

2) второй множитель оканчивается нулями;

3) оба множителя оканчиваются нулями.

- В основе вычислительного приема умножения в первом случае лежит разрядный состав чисел. Например:

300 ∙ 8 = 3 с. ∙ 8 = 24 с. = 2400. Поэтому:

умножаем 173 дес. на 4, получаем 692 десятка или 6920 единиц.

∙ 4

- В основе вычислительного приема умножения на числа, оканчивающиеся нулями, лежит правило умножения числа на произведение или сочетательное свойство умножения.

Например:

28 ∙ 30 = 28 ∙ (2 ∙ 10) = (28 ∙ 3) ∙ 10 = 84 ∙ 10 = 840

Поэтому

∙ 40

2973 умножаем на 4, получаем 11892, затем умножаем на 10, получаем 118920.

- Прием умножения в 3-ем случае обобщает два предыду­щих приема.

К этому времени учащиеся осознанно формулируют прави­ло: «При умножении чисел, оканчивающихся нулями, можно ум­ножить числа, записав нули вне столбика и не обращая внимания на нули, а в результате приписать столько нулей, сколько их в конце обоих множителей вместе».

IV. Приемы умножения чисел на двузначные и трехзначные чис­ла опираются на правило умножения числа на сумму:

4 ∙ (3 + 2).

Количество числовых фигур можно подсчитать различными способами:

а) 4 ∙ (3+2) = 4 ∙ 5 = 20;

б) 4 ∙ (3+2) = 4 ∙ 3+4 ∙ 2 = 12 + 8 = 20.

Сравнение записей приводит учеников к выводу о том, что число можно умножить на сумму двумя способами: можно найти сумму и число умножить на сумму; можно число умножить на каждое слагаемое и результаты сложить.

- Прием письменного умножения на двузначное число можно записать подробно:

329 ∙ 24 = 329 ∙(20 + 4) = 329 ∙ 20 + 329 ∙ 4 = 6580 + 1316 = 7896 или кратко (в столбик):

∙ 24 658 7896 Число 1316 называют первым неполным произведением. Число 6580 называют вторым неполным произведением, которое получается при умножении чисел 329 и 20.  

Последний нуль в разряде единиц в записи числа 6580 при вычислениях в столбик опускают, лишь подразумевая его, так как при сложении он не меняет результата.

При этом цифру 8 (количество десятков) записывают в раз. ряде десятков (таким образом, второе неполное произведение за­писывается со сдвигом влево на одну позицию).

Аналогично получается и записывается третье неполное произведение при умножении на трехзначное число.

Результатом умножения является сумма неполных произ­ведений.

Таким образом, процесс умножения трехзначных и много­значных чисел – процесс сложный и трудоемкий, требующий не только знания способов записи и порядка выполнения действий при письменных вычислениях, но и знания таблиц сложения и умноже­ния чисел, разрядного состава чисел, правила умножения числа на сумму, приемов умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Наши рекомендации