Сложение и вычитание в пределах 10 (устные приемы) (М-1,ч.1, с. 72)
Методика изучения арифметических действий в начальном курсе математики
Начальный курс математики, изучаемый в 1-4 классах школы, является органической частью школьного курса математики. Это значит, что курс математики для 5-11 классов – продолжение начального курса, а начальный курс – его исходная база. В соответствии с этим начальный курс математики включает арифметику целых неотрицательных чисел и основных величин, элементы алгебры и геометрии.
Арифметические действия занимают центральное место в начальном курсе математики. Это сложный и многогранный вопрос. Он включает:
- раскрытие конкретного смысла арифметических действий, название компонентов и результата,
- свойств действий,
- связей и зависимостей между компонентами и результатами действий и между самими действиями,
- формирование вычислительных умений и навыков,
- умений решать арифметические задачи.
Как и другие математические понятия, каждое арифметическое действие раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над множествами.
Сложение – на основе операций объединения множеств, не имеющих общих элементов.
Вычитание - на основе операций удаления части множества (подмножества).
Умножение - на основе объединения множеств одинаковой численности.
Деление - на основе операций разбиения множества на ряд равночисленных непересекающихся множеств.
Задание:
1. Познакомиться с материалами учебника А.В. Тихоненко «Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе»// Феникс – 2008, с. 84-86. Выписать: 3 вида ситуаций, связанных с операцией объединения, 3 вида ситуаций, связанных с операцией вычитания, соотношение между частью и целым.
2. Законспектировать и выучить материалы учебника Н.Б. Истоминой «Методика обучения математике в начальной школе», с.
3. Найти в учебниках «Математика» авт. Моро М.И. и др. уроки по изучению (для всех арифметических действий):
- Конкретного смысла арифметического действия,
- Названия компонентов и результата действия,
- Взаимосвязи между компонентами и результатом действия.
Методика изучения сложения и вычитания в НКМ
План изучения темы:
- Сложение и вычитание в пределах 10 (устные приемы).
- Сложение и вычитание в пределах 100 ( до 20).
- Сложение и вычитание в пределах 100 (от 21 до 100) (устные и письменные приемы).
- Сложение и вычитание в пределах 1000 (устные и письменные приемы).
- Сложение и вычитание многозначных чисел (устные и письменные приемы).
Сложение и вычитание в пределах 10 (устные приемы) (М-1,ч.1, с. 72)
Литература: Б.Б. с. 63 -70. Ист. С.42-46.
Байрамукова с. 48-54. Тихоненко с. 88-96.
Задачи изучения темы.
- Разъяснить конкретный смысл действий сложения и вычитания.
- Сформировать навыки табличного сложения и вычитания в пределах 10.
- Познакомить с названием компонентов и результатом действий сложения и вычитания.
- Разъяснить взаимосвязь между компонентами и результатом арифметических действий.
Эта тема является основой всех устных и письменных вычислений, поэтому таблицы сложения учащиеся учат наизусть. Составление таблиц 1 этапа (+ - 1) не вызывает затруднений, так как навык присчитывания и отсчитывания по одному у них сформирован при изучении темы «Нумерация в пределах 10». При формировании вычислительных навыков на других этапах работа организуется в соответствии с определенными этапами:
- Подготовка к знакомству с вычислительным приемом, знакомство с теоретической основой.
- Ознакомление с вычислительным приемом (образец действий, запись, формулировка).
- Первичное закрепление вычислительного приема (способа действий).
- Составление таблиц для конкретных случаев.
- Установка на запоминание таблиц.
- Закрепление таблиц в процессе тренировочных упражнений.
этап | Теоретическая основа | Приемы вида | Способ действий | Учащиеся должны знать | Операции, входящие в прием |
Принцип построения натурального ряда чисел | + 1, - 1 | Присчитывание и отсчитывание по единице | Принцип образования следующего и предыдущего числа | Учащиеся должны назвать последующее (предыдущее) число | |
Конкретный смысл сложения и вычитания | + 2, +3, +4, - 2, - 3, - 4. | Присчитывание и отсчитывание по частям | - конкретный смысл действий сложение и вычитание, - состав чисел 2, 3, 4, - прибавление и вычитание по 1. | 1. Состав числа 2, 3, 4. 2. Прием прибавления по частям и соответствующие случаи сложения (вычитания) | |
Переместительное свойство сложения | +5, +6, +7, +8, +9. | Перестановка слагаемых | Переместительное свойство | 1. Применить свойство. 2. Выполнить соответствующие вычисления | |
Взаимосвязь между компонентами и результатом при сложении | 6 -, 7 -, 8 -, 9 -, 10 - | Правило: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое | - состав числа - правило взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении. | 1. Состав чисел в пределах 10. 2. Правило взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении.. |
На данном этапе изучения сложения и вычитания учащиеся знакомятся с математической терминологией (название компонентов и результатов арифметических действий). Методика основана на систематическом использовании ее в речи учителя и учащихся, что позволяет детям постепенно привыкнуть к терминам. С этой целью полезно предлагать задания вида:
- Найти сумму чисел 3 и 4.
- Разность двух чисел равна 3. Каким числом может быть уменьшаемое? Вычитаемое?
- Первое слагаемое 6, второе слагаемое 3. Найди сумму.
- Прочитай равенство по-разному: 5+3, 7-4.
Задание: Прочитайте равенства по-разному: 5+3, 7-4.
Домашнее задание:
- Изучить страницы учебника «Математика-1, ч.1» и определить порядок изучения темы: указать основные вопросы, страницы, методику изучения каждого этапа. Составить таблицу:
Учебник (класс, часть, страница) | Понятие, правило, вычислительный прием | Методика изучения (см. литературу) |
- Выучить таблицу изучения последовательности вычислительных приемов наизусть (смотри этапы).
- Используя страницу учебника Моро М.И. «Математика», методическую литературу, разработать фрагменты урока математики по изучению: конкретного смысла арифметических действий сложения и вычитания, переместительного свойства сложения, взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении. Задание выполнить в группах.