III. Подведение итогов урока. - Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
Тема: Устные и письменные приемы вычислений
Цели: познакомить с письменными приемами сложения и вычитания; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений; развивать умения составлять и решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться письменными приемами вычислений; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
(Учащиеся анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, и заполняют таблицу.)
Тема | Количество ошибок |
Запись многозначных чисел, нумерация | |
Величины | |
Умножение и деление | |
Нахождение периметра прямоугольника |
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.) 345 + 345 3456 + 3456 34 567 + 34 567
- Чем отличаются примеры? (Количеством цифр в числах.)
- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком.
- Складывали ли мы четырехзначные числа столбиком? (Нет.)
- Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением.)
- Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением.)
- Проверьте решение последнего примера вычитанием. Кто сможет это сделать?
(Желающий ученик решает пример на доске с объяснением.)
- Сделайте вывод: как складывают и вычитают многозначные числа столбиком? (Многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трехзначные.)
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком, повторить приемы сложения и вычитания.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 60.
- Какие свойства сложения мы знаем? (Переместительное и сочетательное.)
- Используя эти свойства, решите примеры.
№260 (с. 60). (Фронтальная работа.)
- Рассмотрите записи на полях, объясните их.
№262 (с. 60). (Первая строка - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, вторая - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№263 (с. 60).
- Прочитайте задачу.
- Как узнать, сколько всего человек участвовало в соревнованиях? (Сложить количество всех участников.)
- Что вы узнаете сначала? (Сколько человек в 18семьях: 3-18.)
- Что вы узнаете потом? (Сколько человек в 16семьях: 4-16.)
- Запишите решение задачи выражением и найдите его значение. (3-18 + 4-16= 118 (чел.).)
№264 (с. 60).
— Прочитайте задачу.
- Сделаем краткую запись. Что известно в задаче? Что нужно узнать?
Выдано — 327 кн.
Осталось — ?, на 246 кн. < '
— Что вы найдете в первом действии? (Сколько книг осталось.)
— Каким действием? (Вычитанием.)
— Что найдете во втором действии? (Сколько книг было.)
— Каким действием? (Сложением.)
— Решите задачу самостоятельно. Решение
1) 327 - 246 = 81 (кн.) - осталось;
2) 327+ 81 =408 (кн.). Ответ: в библиотеке 408 книг.
V. Физкультминутка
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево — раз! Направо — раз!
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла...
Мы тоже можем так. (Развести руки в стороны, плавно поднять и опустить их.)
Пастух в лесу трубит в рожок -
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок...
Мы тоже можем так. (Присесть на корточки, приставить руки к голове, вытянуть указательные пальцы, изображая заячьи уши. Прыжки на месте.)
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг...
На двух ногах, на двух руках.
Мы тоже можем так. (Встать на четвереньки, двигаться сначала вперед, потом назад.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
— Объясните решение примеров на с. 61.
№267 (с. 61). (Первые два столбика — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, последний - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№270 (с. 61).
— Прочитайте условие задачи.
— Поставьте вопрос. (Сколько бумаги пошло на изготовление тонких тетрадей ?)
— Сделаем схематический чертеж. Что в задаче является целым? (Вся бумага.)
— Сколько всего бумаги выпустили?
— Из каких частей состоит целое? (Из бумаги, затраченной на изготовление общих и тонких тетрадей.)
6335 т ?
4850 + (4850 - 365) т
— Что неизвестно в задаче? (Часть.)
— Как найти часть? (Из целого вычесть другую часть.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает у доски. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 4850 + (4850 - 365) = 9335 (т) - бумаги выпустили;
2) 9335 - 6335 = 3000 (т).
Ответ: на изготовление тонких тетрадей пошло 3000 т бумаги.
№271 (с. 61).
— Прочитайте задачу.
— Что нужно знать, чтобы определить площадь сада? (Длину и ширину сада.)
— Можно ли сразу вычислить площадь? Почему? (Нет, так как мы не знаем длину.)
— Как узнать длину?
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик комментирует решение вслух.)
Решение
1)50-2= 100 (м) - длина;
2) 100 • 50 = 5000 (м2) - площадь;
3) 5000 : 10 = 500 (д.).
Ответ: на этой площади можно посадить 500 деревьев.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 60, 61). Самопроверка по образцу.) Ответы
С. 60: 1000, 20 800, 35 000. С. 61: 29 784, 39 950.
— Оцените свою работу на уроке.