VIII. Подведение итогов урока. - Какую таблицу мы составили сегодня на уроке?
- Какую таблицу мы составили сегодня на уроке?
- Почему ее нужно запомнить?
- Как быть, если вы забудете таблицу? (Составить снова.)
- Что для этого нужно помнить? (Соотношения единиц длины. Чтобы найти площадь квадрата, нужно сторону умножить на себя.)
Домашнее задание
Учебник: №183, 184 (с. 41).
Тема: Палетка. Измерение площади с помощью палетки.
Цели: познакомить со способом измерения площади фигур различной формы с помощью палетки; закреплять умение переводить мелкие единицы площади в более крупные и наоборот; совершенствовать навыки решения задач.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся со способом измерения площади фигур с помощью палетки; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Олимпиадные задачи
(Предлагаются учащимся с высоким уровнем знаний.)
• У мальчика было несколько груш. Он решил их разделить между двумя своими сестрами. Младшей сестре он дал половину своих груш и еще одну грушу, а старшей сестре -остальные 2 груши. Сколько груш было у мальчика?
• Мать старше дочери в 3 раза, а вместе им 48 лет. Сколько лет матери и сколько дочери?
2. Индивидуальная работау доски
— Вырази в указанных единицах измерения.
5 км 700 м = □ м 6 см 8 мм = □ мм
8км8м = □ м 5м6см = □ см
6 дм 3 см = □ см 6 дм 6 см = □ мм
— Вырази в указанных единицах измерения.
5 см2 = □ мм2 90 м2 = □ см2
8 дм2 5 см2 = □ см2 8 км2 = □ м2
5 м2 6 см2 = □ см2 7 дм2 5 см2 = □ см2
Устный счет
— Прочитайте числа.
805 760 482, 641 987 605 000, 8 408 590 407, 9 123 456 780.
— Сколько единиц каждого разряда в числах?
— Сколько всего сотен в каждом числе? Сколько десятков тысяч? единиц миллионов?
— Назовите соседей каждого числа.
— Уменьшите каждое число на 1 десяток, на 1 тысячу.
— Разложите число 9 123 456 780 на разрядные слагаемые. (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Найдите его площадь. (S = 4-2 = 8 (см2).)
— Начертите квадрат со стороной 4 см. Найдите его площадь. (S = 4-4 = 16(cm2).)
— Начертите вертикальный отрезок длиной 3 см и из этой же точки - горизонтальный отрезок длиной 2 см. Соедините концы отрезков. Какая фигура получилась? (Прямоугольный треугольник.)
— Найдите его площадь. (Не можем, так как мы знаем только формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата.)
— Как же быть? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новым способом измерения площади фигур.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 43.
— Как найти площадь любой фигуры? (При помощи палетки.)
— Что такое палетка? (Прозрачная пленка, которая разделена на квадратные сантиметры, дециметры или миллиметры.)
— Прочитайте еще раз, как найти площадь фигуры с помощью палетки.
(Учитель закрепляет на доске плакат с алгоритмом и раздает учащимся палетки.)
Алгоритм нахождения площади фигур с помощью палетки
1. Сосчитать количество полных квадратов.
2. Сосчитать количество неполных квадратов и разделить их на 2.
3. Сложить результаты.
— Работая по алгоритму, найдите площадь треугольника, который мы начертили. (3 см2.)
№ 191 (с. 43).(Работа в парах.)
— Найдите площадь первой фигуры. (Считаем, сколько целых квадратов, их 6. Считаем, сколько нецелых квадратов, их 16. Делим на 2, получается 8. Складываем 6 см2 и 8 см2. Получаем 14см2— площадь фигуры.)
(Аналогично вычисляется площадь второй фигуры. Проверка, взаимооценка.)
V. Физкультминутка
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет. (Ноги врозь, руки в стороны.)
Правое крыло вперед, (Поворот вправо.)
Левое крыло вперед. (Поворот влево.)
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолет. (Повороты вправо и влево.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№192 (с. 43).(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.)
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 128 : 4 = 32 (с.) - прочитали в первый день;
2) 32 + 63 = 95 (с.) — прочитала в первый день и осталось;
3) 128 - 95 = 33 (с).
Выражение: 128 - (128 : 4) - 63 = 33 (с).
Ответ: во второй день Оля прочитала 33 страницы.
№194 (с. 44).
— Прочитайте задачу и заполните таблицу.
Цена | Количество | Стоимость | |||
Первый день | ? (одинаковая) | ? | -100 к. | а руб. | |
Второй день | 1 | сруб. |
— Как найти цену предмета? (Стоимость разделить на количество.)
— Какую стоимость возьмете? (Общую — сумму стоимостей, так как количество общее.)
— Запишите решение задачи, ((а + с) : 100.)
№196 (с. 44). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)
Ответ
15 см2 = 1500 мм2
30 000 см2 = 3 м2
23 м2 = 2300 дм2
800 дм2 = 8 м2
№197(с. 44).
— Прочитайте задание.
— Как найти длину отрезками? (13-8 = 5(см).)
№ 199 (с. 44). (Самостоятельное выполнение. Ученик, первым справившийся с заданием, записывает решение на откидной доске и объясняет способ решения.)
Примерные рассуждения ученика
Складываем три одинаковых числа и получаем двузначное число с цифрой 1 на конце. В таблице умножения на 3 это число 7: 7 • 3 = 21, значит, 17 + 37 + 57 = 111.
(Аналогично разбираются остальные примеры.)
№198 (с. 44). (Самостоятельное выполнение (если позволяет время).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 44). Проверка.)
Решение
Первый способ: 1-1 + 2-2 + 2-1 = 7 (см2).
Второй способ: 2-1 + 1-2 + 31 = 7 (см2).
- Оцените свою работу на уроке.