VIII. Подведение итогов урока.
— Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какие виды задач мы решали?
— Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Учебник: № 202, 203 (с. 51).
Тема: Что узнали. Чему научились
Цели: закреплять изученные вычислительные приемы; совершенствовать умение решать уравнения и задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся применять изученные приемы вычислений; решать уравнения; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Решение уравнений
(Учитель показывает уравнения, учащиеся - карточки с ответами. Если класс слабый, на доске можно вывесить опорные схемы.)
х • а = Ь | а:х = b | х:а = b | ||
х = Ь:а | х = а : Ъ | х = a • b | ||
х + а = Ь | а — х = Ь | |||
х = Ь-а | х = а — Ь |
240+х=150-2
520-х =12-5
х+ 180 = 2400: 10
24-х=80-8
60:х = 30:2
х: 18 = 75: 15
Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)
• Было п красных шариков и т синих. Их разделили поровну на 4 человека. Сколько шариков досталось каждому? ((п+т):4.)
• Саша поймал а рыбок, а Вова - в 4 раза меньше. На сколько рыбок меньше поймал Вова, чем Саша? (а — а: 4.)
• У Марины было d руб. Сколько денег у нее осталось после того, как она купила 4 пирожных по х руб. и один пирог с мясом за я руб.? (d-x-4 — n.)
• Было а листочков. Наташа взяла сначала h листочков, а потом еще 2 раза по столько же листочков. Сколько листочков осталось? (а - h - h • 2.)
• Крыша дома имеет форму прямоугольника, периметр которого равен Ь м. Чему равна длина крыши дома, если ширина составляет с м? (Ъ: 2 — с.)
Работа по учебнику
№3(с. 53).(Работа в группах. Каждая группа получает листы бумаги и ножницы. Образец в увеличенном виде - на доске. Проверка. Представители от групп составляют фигуру на доске.)
III.Самоопределение к деятельности
- Найдите ошибки в записи примеров.
х327 х327
406 460
1962 1962
+1308 + 1308
15042 15042
— Какие ошибки можно допустить при выполнении письменного умножения?
— О чем нужно помнить, чтобы избежать этих ошибок?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном умножении на трехзначное число.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№ 1 (с. 54).(Учащиеся устно объясняют свойства умножения.)
— Как используются эти математические свойства в вычислениях? (При записи умножения столбиком, если в разряде единиц или десятков есть нули.)
№7 (с. 54).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 — вторая строка. Четыре ученика работают на откидной доске. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Проверка, самооценка.)
№8 (с. 54).
- Назовите арифметические действия первого порядка. (Действия в скобках.)
- Назовите арифметические действия второго порядка. (Умножение и деление.)
- Какие действия выполняем в последнюю очередь? (Сложение и вычитание.)
- Что делаем, если действия равнозначны? (Решаем слева направо.)
- Найдите значения выражений.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют ответы.)
V. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И считать, друзья, начните.
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
№ 11 (с. 54).(Коллективное составление и самостоятельное решение уравнений. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
МП (с. 55).(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затруднения, составляют схематические чертежи под руководством учителя.)
- Прочитайте задачу 1.
- Почему в первый магазин привезли больше молока? (В первый магазин привезли больше бидонов.)
- На сколько больше? Как это узнать? (18 — 12.)
- Покажите это на чертеже.
- Что можно узнать, зная эти две разности? (Аналогично разбирается задача 2.)
- Сравните задачи. Какие изменения мы внесем в схематический чертеж?
- Запишите решения задач. (Самопроверка, самооценка.)
1) Решение
1) 228 : (18 - 12) = 38 (л) - молока в одном бидоне;
2) 38 • 18 = 684 (л) — молока привезли в первый магазин;
3)38-12 = 456 (л) - молока привезли во второй магазин.
Ответ: в первый магазин привезли 684 л молока, а во второй — 456 л молока.
2) Решение
1) (684 - 456): 6 = 38 (л) - молока в одном бидоне;
2) 684 : 38 = 18 (б.) - молока привезли в первый магазин;
3) 456 : 38 = 12 (б.) — молока привезли во второй магазин.
Ответ: в первый магазин привезли 18 бидонов молока,
а во второй - 12 бидонов молока.
(Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 4 (с. 53).)
VII. Рефлексия
- Устно составьте задачу по чертежу и запишите ее решение.
(Самопроверка по образцу.)
- Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 12 (с. 32, 33).)