VII. Подведение итогов урока. - Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
— Какие вычислительные приемы мы закрепляли?
— Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Учебник: № 176 (с. 47). Рабочая тетрадь: № 12 (с. 41).
Тема: Письменное умножение на трехзначное число
Цели:познакомить с письменным приемом умножения на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на трехзначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; контролировать свою работу и оценивать ее результат; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счет
- Найдите значения выражений удобным способом.
19 + 107 + 54 + 93 + 46 + 81
29 + 13 + 14 + 21 + 46 + 27
25 • 3 • 2 • 8
2-17-4-5
91 + 63 + 32 + 9 + 68 +15 + 37 + 25
29 + 71 + 30 + 35 + 45
2-18-5-3
7-4-3-25
Работа над задачами
• Со станции одновременно в противоположных направлениях отошли автобус и машина. Скорость машины 70 км/ч, а скорость автобуса в 2 раза меньше. Через сколько часов расстояние между ними будет 525 км? (525: (70 +70:2) =5 (ч).)
• Из одной деревни в одно и то же время в противоположных направлениях вышли два крестьянина. Скорость одного из них 6 км/ч, а второго - 3 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 5 ч? ((6 + 3)-5 = 45 (км).)
• С аэродрома вылетели в одно и то же время в противоположных направлениях два самолета. Через 3 ч расстояние между ними было 3630 км. Один из них летел со скоростью 640 км/ч. С какой скоростью летел другой самолет? (3630:3-640 = 570 (км/ч).)
— Что общего у этих задач? (Это задачи на движение в противоположных направлениях.)
— Как найти скорость удаления?
3. Логическая задача
Иван, Николай, Петр и Огнян соревнуются в стрельбе. Условные знаки показывают, куда попали выпущенные ими снаряды. Правило следующее: 25 очков получает тот, кто попал в часть 3 круга, 18 очков — тот, кто попал в часть 2, 7 очков — тот, кто попал в часть 1. Не производя специальных подсчетов, определите, кто победил в этом соревновании и у кого оказалось меньше всего очков. Подсчитайте, сколько очков у каждого из участников. Определите, кто какое место занял.
Ответ: первое место занял Огнян (95 очков), второе — Иван (57 очков), третье — Николай (39 очков), четвертое — Петр (32 очка).
III. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите на примеры и сравните их.
425-6
425 • 62
425 • 623
— Чем они похожи и чем отличаются? (Все примеры на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом выражении — однозначное число, во втором — двузначное, в третьем — трехзначное число.)
— Какие примеры вы уже можете решить? (Первый и второй.)
— Выполните умножение. (Два ученика работают у доски.)
— Чем отличается решение второго примера от решения первого примера? (Во втором примере два неполных произведения.)
- Где вы начинали записывать второе неполное произведение? (Под десятками.)
— Как вы думаете, сколько неполных произведений будет в третьем примере? (Три.)
— Где нужно начинать записывать третье неполное произведение? (Под сотнями.)
— Кто хочет попробовать решить пример?
(Желающий ученик выходит к доске и объясняет, как выполнить умножение. Остальные работают в тетрадях.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом письменного умножения на трехзначное число.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Посмотрите, как выполнили умножение на с. 48.
— На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение? (На один разряд.)
— На сколько разрядов влево сдвинули третье неполное произведение? (На два разряда.)
№ 182 (с. 48).
(Примеры под цифрой 1 - коллективно, с комментированием у доски, примеры под цифрой 2 - самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
У реки росла рябина, (Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища,
руки вперед, затем вверх.)
А река текла, рябила. (Повороты вправо и влево с плавными движениями рук.)
Посредине глубина. (Наклоны вперед, руки прямые.)
Там гуляла ры-би-на. (Приседания.)
Эта рыба - рыбий царь, (Прыжки на месте.)
Называется «пескарь». (Шаги на месте.)