VIII. Подведение итогов урока. €

— Какую тему мы повторили сегодня на уроке?

— Что такое выражение?

— Дайте определение равенства, уравнения.

— Дайте определение неравенства.

— Кто сегодня все задания выполнил верно?

— У кого были ошибки?

— Какой материал вам нужно повторить дома?

Домашнее задание

Составить четыре уравнения разных видов и решить их.

Тема: Арифметические действия: сложение и вычитание

Цели: закреплять знания об арифметических действиях сло­жения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять арифметические действия сложения и вычитания; использовать изученные вычислительные приемы; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учи­теля и выполнять его требования; работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа у доски

- Реши уравнения.

120-х = 68 х+ 540 = 720 х-763 = 567

Математический диктант

1)Найдите произведение чисел 36 и 4. (144.)

2) Найдите частное чисел 150 и 25. (6.)

3) Во сколько раз 1600 больше, чем 40? (В 40.)

4) Увеличьте 54 в 6 раз. (324.)

5) Уменьшите 200 в 5 раз. (40.)

6) Частное чисел 400 и 20 умножьте на 35. (700.)

7) 0 : 7682. (0.)

8)9871:9871.(1)

9) 564 • 1000. (564 000.)

10) 7864 : 1. (7864.) (Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске схематический чертеж.)

- Составьте по чертежу все возможные равенства. (6 + 10 = 16, 10 + 6 = 16,16-10 = 6,16-6 = 10.)

- Как мы находим целое? (Сложением.)

- Как находим часть? (Вычитанием.)

- Сформулируйте задачи урока. (Закрепить изученное об ариф­метических действиях сложения и вычитания.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

- Прочитайте на с. 90, к каким страницам учебника можно обратиться в случае затруднений.

- Откройте учебник на с. 118-124. Посмотрите, какой мате­риал располагается на этих страницах.

№ 1 (с. 90).(Устное выполнение.)

Варианты задач на сложение

• У Лены 4 конфеты, а у Светы 5 конфет. Сколько всего кон­фет у девочек вместе?

• У Лены 4 конфеты, а у Светы на 5 конфет больше. Сколько конфет у Светы?

• У Лены 4 конфеты, это на 5 конфет меньше, чем у Светы. Сколько конфет у Светы?

Варианты задач на вычитание

• У Вовы было 6 солдатиков. Он отдал Пете 2 солдатика. Сколько солдатиков осталось у Вовы?

• У Вовы 6 солдатиков, а у Пети на 2 солдатика меньше. Сколько солдатиков у Пети?

• У Вовы 6 солдатиков, что на 2 солдатика больше, чем у Пети. Сколько солдатиков у Пети?

№2,3 (с. 90).(Фронтальная работа.)

№4 (с. 90).(Игра «Аукцион». Ученики читают выражение разными спо­собами. Выигрывает ученик, который последним прочитает вы­ражение новым способом.)

Варианты прочтения равенства

• Сумма чисел 26 и 8 равна 34.

• Первое слагаемое 26, второе слагаемое 8, сумма 34.

• 26 увеличили на 8, получили 34.

• К 26 прибавили 8, получили 34.

• 26 плюс 8 — получится 34.

• 26 да 8 — получится 34.

• 26 и 8 — это 34. И т. д.

(Аналогично учащиеся читают выражение на вычитание.)

№5 (с. 90). (Устное выполнение.)

Дополнительное задание: составить из примера на сложение два примера на вычитание.

34 + 26 = 60 45 + 5 = 50

- Какими правилами вы пользовались? (Если из суммы вы­честь одно слагаемое, получится другое слагаемое.)

№6 (с. 90).

- Прочитайте задачу.

- Какое число задумали? (430.)

- Как вы узнали? (Из уменьшаемого 600 вычли разность 170, получили вычитаемое 430.)

№7(с. 90).(Задания 1 и 2 выполняются в парах: 1 - один ученик объяс­няет способ проверки сложения, а другой - вычитания; 2 - один ученик объясняет решение примера, другой выполняет проверку, следующий пример - наоборот. Задание 3 - самостоятельно.)

- Какой ответ получился? (85 275.)

- Как можно проверить правильность решения примера? (Из суммы вычесть одно из слагаемых — получится сумма трех остальных слагаемых.)

№8 (с. 91). (Устное выполнение.)

№9 (с. 91).(Работа в парах. Учащиеся по очереди называют пропущенные числа и объясняют, каким правилом пользовались.)

V. Физкультминутка

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Ручки поднимаем,

Ручки опускаем,

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

Птички прилетели

И тихонько сели.

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

№10 (с. 91).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)

№ 11 (с. 91).

- Прочитайте записи на полях.

- Что они обозначают?

- Чему равно неизвестное число в первом уравнении? (156—х = 156, х — 0, потому что, если из числа вычесть ноль, получится то же самое число.)

(Аналогично разбираются остальные уравнения.)

№15 (с. 91).(Фронтальная работа.)

Самостоятельная работа

— Вычислите и найдите неверные утверждения.

1) Разность чисел 300 075 и 12 897 равна 287 178.

2) Если 499 935 увеличить на 177 796, то получится 677 731.

3) Если 2 546 320 уменьшить на 1 289 398, то получится 1 267 032.

4) 581 001 больше, чем 67 387, на 513 614.

5) 232 110 - это разность чисел 200 000 и 67 890.

6) 56 789 плюс 98 765 равно 155 554.

Ответ: неверные утверждения - 3 (2 546 320 - 1 289 398 = 1 256 922), 5 (200 000 - 67 890 = 1 578 682).

VII. Рефлексия

Математический диктант

1) Найдите сумму чисел 82 и 49. (131.)

2) Найдите разность чисел 105 и 25. (80.)

3) На сколько 200 больше, чем 40? (На 160.)

4) Увеличьте 54 на 66. (120.)

5) Уменьшите 300 на 66. (234.)

6) К разности чисел 400 и 20 прибавьте 35. (415.)

7) 0 + 3457. (3457.) 8)5427-5427.(0.) 9) 3675 - 0. (3675.)

10) 456 - 100. (356.) (Проверка.)

- Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации