VIII. Подведение итогов урока.
— Какую тему мы повторили сегодня на уроке?
— Что такое выражение?
— Дайте определение равенства, уравнения.
— Дайте определение неравенства.
— Кто сегодня все задания выполнил верно?
— У кого были ошибки?
— Какой материал вам нужно повторить дома?
Домашнее задание
Составить четыре уравнения разных видов и решить их.
Тема: Арифметические действия: сложение и вычитание
Цели: закреплять знания об арифметических действиях сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять арифметические действия сложения и вычитания; использовать изученные вычислительные приемы; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
- Реши уравнения.
120-х = 68 х+ 540 = 720 х-763 = 567
Математический диктант
1)Найдите произведение чисел 36 и 4. (144.)
2) Найдите частное чисел 150 и 25. (6.)
3) Во сколько раз 1600 больше, чем 40? (В 40.)
4) Увеличьте 54 в 6 раз. (324.)
5) Уменьшите 200 в 5 раз. (40.)
6) Частное чисел 400 и 20 умножьте на 35. (700.)
7) 0 : 7682. (0.)
8)9871:9871.(1)
9) 564 • 1000. (564 000.)
10) 7864 : 1. (7864.) (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске схематический чертеж.)
- Составьте по чертежу все возможные равенства. (6 + 10 = 16, 10 + 6 = 16,16-10 = 6,16-6 = 10.)
- Как мы находим целое? (Сложением.)
- Как находим часть? (Вычитанием.)
- Сформулируйте задачи урока. (Закрепить изученное об арифметических действиях сложения и вычитания.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
- Прочитайте на с. 90, к каким страницам учебника можно обратиться в случае затруднений.
- Откройте учебник на с. 118-124. Посмотрите, какой материал располагается на этих страницах.
№ 1 (с. 90).(Устное выполнение.)
Варианты задач на сложение
• У Лены 4 конфеты, а у Светы 5 конфет. Сколько всего конфет у девочек вместе?
• У Лены 4 конфеты, а у Светы на 5 конфет больше. Сколько конфет у Светы?
• У Лены 4 конфеты, это на 5 конфет меньше, чем у Светы. Сколько конфет у Светы?
Варианты задач на вычитание
• У Вовы было 6 солдатиков. Он отдал Пете 2 солдатика. Сколько солдатиков осталось у Вовы?
• У Вовы 6 солдатиков, а у Пети на 2 солдатика меньше. Сколько солдатиков у Пети?
• У Вовы 6 солдатиков, что на 2 солдатика больше, чем у Пети. Сколько солдатиков у Пети?
№2,3 (с. 90).(Фронтальная работа.)
№4 (с. 90).(Игра «Аукцион». Ученики читают выражение разными способами. Выигрывает ученик, который последним прочитает выражение новым способом.)
Варианты прочтения равенства
• Сумма чисел 26 и 8 равна 34.
• Первое слагаемое 26, второе слагаемое 8, сумма 34.
• 26 увеличили на 8, получили 34.
• К 26 прибавили 8, получили 34.
• 26 плюс 8 — получится 34.
• 26 да 8 — получится 34.
• 26 и 8 — это 34. И т. д.
(Аналогично учащиеся читают выражение на вычитание.)
№5 (с. 90). (Устное выполнение.)
Дополнительное задание: составить из примера на сложение два примера на вычитание.
34 + 26 = 60 45 + 5 = 50
- Какими правилами вы пользовались? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.)
№6 (с. 90).
- Прочитайте задачу.
- Какое число задумали? (430.)
- Как вы узнали? (Из уменьшаемого 600 вычли разность 170, получили вычитаемое 430.)
№7(с. 90).(Задания 1 и 2 выполняются в парах: 1 - один ученик объясняет способ проверки сложения, а другой - вычитания; 2 - один ученик объясняет решение примера, другой выполняет проверку, следующий пример - наоборот. Задание 3 - самостоятельно.)
- Какой ответ получился? (85 275.)
- Как можно проверить правильность решения примера? (Из суммы вычесть одно из слагаемых — получится сумма трех остальных слагаемых.)
№8 (с. 91). (Устное выполнение.)
№9 (с. 91).(Работа в парах. Учащиеся по очереди называют пропущенные числа и объясняют, каким правилом пользовались.)
V. Физкультминутка
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Ручки поднимаем,
Ручки опускаем,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Птички прилетели
И тихонько сели.
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
№10 (с. 91).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
№ 11 (с. 91).
- Прочитайте записи на полях.
- Что они обозначают?
- Чему равно неизвестное число в первом уравнении? (156—х = 156, х — 0, потому что, если из числа вычесть ноль, получится то же самое число.)
(Аналогично разбираются остальные уравнения.)
№15 (с. 91).(Фронтальная работа.)
Самостоятельная работа
— Вычислите и найдите неверные утверждения.
1) Разность чисел 300 075 и 12 897 равна 287 178.
2) Если 499 935 увеличить на 177 796, то получится 677 731.
3) Если 2 546 320 уменьшить на 1 289 398, то получится 1 267 032.
4) 581 001 больше, чем 67 387, на 513 614.
5) 232 110 - это разность чисел 200 000 и 67 890.
6) 56 789 плюс 98 765 равно 155 554.
Ответ: неверные утверждения - 3 (2 546 320 - 1 289 398 = 1 256 922), 5 (200 000 - 67 890 = 1 578 682).
VII. Рефлексия
Математический диктант
1) Найдите сумму чисел 82 и 49. (131.)
2) Найдите разность чисел 105 и 25. (80.)
3) На сколько 200 больше, чем 40? (На 160.)
4) Увеличьте 54 на 66. (120.)
5) Уменьшите 300 на 66. (234.)
6) К разности чисел 400 и 20 прибавьте 35. (415.)
7) 0 + 3457. (3457.) 8)5427-5427.(0.) 9) 3675 - 0. (3675.)
10) 456 - 100. (356.) (Проверка.)
- Оцените свою работу на уроке.