VIII. Подведение итогов урока. €

— Какой раздел мы начали изучать сегодня на уроке?

— Как разделить число на произведение?

— Какое задание сегодня было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 76 (с. 25). Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 28).

Тема: Деление числа на произведение

Цели: закреплять умение выполнять деление числа на произ­ведение разными способами; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять деле­ние числа на произведение разными способами; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; работать в парах и груп­пах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счетИгра «Поймай рыбку»

— Выполните вычисления и положите каждую рыбку в ведерко.

Работа по учебнику

№87 (с. 26).(Работа в группах. Учитель заранее готовит листы, разлино­ванные в клетку, ножницы, листы для вычислений по количе­ству групп. Проверка. К доске выходят по одному представителю от каждой группы и рассказывают, как выполнили задания.)

III. Самоопределение к деятельности

Игра «Учитель — ученики»

(К доске выходят два ученика. Один из них читает выражения на карточках, выданных учителем, используя математическую терминологию. Второй ученик записывает на доске соответству­ющие выражения. Остальные учащиеся работают в тетрадях.)

420: (7 10) 40: (5-2) 36: (4-3)

720 : (8 • 10) 81: (3-3) 630 : (7- 10)

(Проверка. Далее вычисление значений выражений с ком­ментированием. В каждом случае учащиеся выбирают наиболее удобный способ вычислений.)

— Как можно разделить число на произведение?

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении числа на произведение разными способами.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

№78 (с. 26).(Коллективное выполнение с комментированием.)

— Как удобнее в этих примерах разделить число на произведе­ние? (Разделить число сначала на второй множитель, потом на первый множитель.)

— На сколько всего разделили каждое число?

— Произведением каких множителей заменили числа 40, 20, 90? Почему один из множителей 10? (Мы делим число, окан­чивающееся нулем.)

№79 (с. 26).

— На сколько разделили 360? (Да 12.)

— Каким произведением заменили число 12? (6и 2.)

— Почему этим произведением? (Число 36удобно разделить на 6.)

— Как будем делить число 360 на произведение чисел 6 и 2? (Сначала 360 разделим на 6, получится 60, потом на 2, полу­чится 30.)

(Аналогично разбирается второй пример.)

№80 (с. 26).(Коллективное выполнение с комментированием.)

№ 81 (с. 26).(Коллективное выполнение. Первый пример учитель объяс­няет и записывает на доске.)

Разделим 320 на 10, получится 32. 32 разделим на 8, получит­ся 4. Записываем: 320: 80 = 4.

(Следующие примеры кратко объясняют учащиеся. Послед­ний столбик — самостоятельно. Проверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнемся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке.

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала еще раз!

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№82 (с. 26).

- Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж.

- Расскажите по чертежу, что известно о движении поездов. (Поезда шли навстречу друг другу, один со скоростью 85 км/ч, другой со скоростью 60 км/ч.)

- Произошла ли встреча поездов? (Нет.)

- Сколько часов каждый поезд был в пути? (3 ч.)

- Как узнать, сколько прошел за 3 ч первый поезд? второй поезд?

- Из чего складывается расстояние между городами? (Из рас­стояния, которое прошел первый поезд, расстояния, которое прошел второй поезд, и расстояния, которое осталось между ними.)

- Что можно определить, зная скорость и время? (Расстояние, которое прошли оба поезда.)

- Как узнать оставшееся расстояние?

- Запишите решение задачи самостоятельно.

Решение

Первый способ

1) 85 • 3 = 255 (км) — прошел первый поезд;

2) 60 • 3 = 180 (км) - прошел второй поезд;

3) 846 - (255 + 180) = 411 (км).

Второй способ

1) 85 + 60 = 145 (км/ч) — скорость сближения;

2) 145 • 3 = 435 (км) — расстояние, которое пройдут поезда;

3)846-435 = 411 (км).

Ответ: через 3 ч между поездами будет расстояние 411 км.

№83 (с. 26).

- Прочитайте задачу.

- Как удобнее записать задачу кратко? (В таблице.)

- Составим таблицу. Что обозначают числа 120, 100? (Общее количество мешков.)

- Что обозначает число 6? (Количество дней, или время работы.)

Какого столбца не хватает в таблице? (Количество мешков, сшитых за один день.)

— Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (Нет.)

— Что можно узнать, пользуясь данными первой строки? (Сколько спальных мешков шили за один день: 120: 6 = 20 (м.).)

— Теперь в первой строке нам все известно. Посмотрите, как вторая строка связана с первой. Что теперь можно узнать? (Сколько спальных мешков будут шить за один день: 20 + 5 = = 25(м.).)

— Теперь ответьте на вопрос задачи. (Чтобы узнать количество дней, надо количество мешков разделить на количество меш­ков, сшитых за один день: 100:25 = 4 (дн.).)

№85 (с. 26).

— Что нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Правила порядка выполнения действий в выраже­ниях.)

— Назовите действия первого порядка. (Деление или умно­жение.)

— Найдите значения выражений. (Взаимопроверка, самооценка.)

Наши рекомендации