VIII. Подведение итогов урока.
— Какой раздел мы начали изучать сегодня на уроке?
— Как разделить число на произведение?
— Какое задание сегодня было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 76 (с. 25). Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 28).
Тема: Деление числа на произведение
Цели: закреплять умение выполнять деление числа на произведение разными способами; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять деление числа на произведение разными способами; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счетИгра «Поймай рыбку»
— Выполните вычисления и положите каждую рыбку в ведерко.
Работа по учебнику
№87 (с. 26).(Работа в группах. Учитель заранее готовит листы, разлинованные в клетку, ножницы, листы для вычислений по количеству групп. Проверка. К доске выходят по одному представителю от каждой группы и рассказывают, как выполнили задания.)
III. Самоопределение к деятельности
Игра «Учитель — ученики»
(К доске выходят два ученика. Один из них читает выражения на карточках, выданных учителем, используя математическую терминологию. Второй ученик записывает на доске соответствующие выражения. Остальные учащиеся работают в тетрадях.)
420: (7 10) 40: (5-2) 36: (4-3)
720 : (8 • 10) 81: (3-3) 630 : (7- 10)
(Проверка. Далее вычисление значений выражений с комментированием. В каждом случае учащиеся выбирают наиболее удобный способ вычислений.)
— Как можно разделить число на произведение?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении числа на произведение разными способами.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№78 (с. 26).(Коллективное выполнение с комментированием.)
— Как удобнее в этих примерах разделить число на произведение? (Разделить число сначала на второй множитель, потом на первый множитель.)
— На сколько всего разделили каждое число?
— Произведением каких множителей заменили числа 40, 20, 90? Почему один из множителей 10? (Мы делим число, оканчивающееся нулем.)
№79 (с. 26).
— На сколько разделили 360? (Да 12.)
— Каким произведением заменили число 12? (6и 2.)
— Почему этим произведением? (Число 36удобно разделить на 6.)
— Как будем делить число 360 на произведение чисел 6 и 2? (Сначала 360 разделим на 6, получится 60, потом на 2, получится 30.)
(Аналогично разбирается второй пример.)
№80 (с. 26).(Коллективное выполнение с комментированием.)
№ 81 (с. 26).(Коллективное выполнение. Первый пример учитель объясняет и записывает на доске.)
Разделим 320 на 10, получится 32. 32 разделим на 8, получится 4. Записываем: 320: 80 = 4.
(Следующие примеры кратко объясняют учащиеся. Последний столбик — самостоятельно. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнемся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьем ладошкой,
Прыгаем на правой ножке.
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала еще раз!
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№82 (с. 26).
- Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж.
- Расскажите по чертежу, что известно о движении поездов. (Поезда шли навстречу друг другу, один со скоростью 85 км/ч, другой со скоростью 60 км/ч.)
- Произошла ли встреча поездов? (Нет.)
- Сколько часов каждый поезд был в пути? (3 ч.)
- Как узнать, сколько прошел за 3 ч первый поезд? второй поезд?
- Из чего складывается расстояние между городами? (Из расстояния, которое прошел первый поезд, расстояния, которое прошел второй поезд, и расстояния, которое осталось между ними.)
- Что можно определить, зная скорость и время? (Расстояние, которое прошли оба поезда.)
- Как узнать оставшееся расстояние?
- Запишите решение задачи самостоятельно.
Решение
Первый способ
1) 85 • 3 = 255 (км) — прошел первый поезд;
2) 60 • 3 = 180 (км) - прошел второй поезд;
3) 846 - (255 + 180) = 411 (км).
Второй способ
1) 85 + 60 = 145 (км/ч) — скорость сближения;
2) 145 • 3 = 435 (км) — расстояние, которое пройдут поезда;
3)846-435 = 411 (км).
Ответ: через 3 ч между поездами будет расстояние 411 км.
№83 (с. 26).
- Прочитайте задачу.
- Как удобнее записать задачу кратко? (В таблице.)
- Составим таблицу. Что обозначают числа 120, 100? (Общее количество мешков.)
- Что обозначает число 6? (Количество дней, или время работы.)
Какого столбца не хватает в таблице? (Количество мешков, сшитых за один день.)
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (Нет.)
— Что можно узнать, пользуясь данными первой строки? (Сколько спальных мешков шили за один день: 120: 6 = 20 (м.).)
— Теперь в первой строке нам все известно. Посмотрите, как вторая строка связана с первой. Что теперь можно узнать? (Сколько спальных мешков будут шить за один день: 20 + 5 = = 25(м.).)
— Теперь ответьте на вопрос задачи. (Чтобы узнать количество дней, надо количество мешков разделить на количество мешков, сшитых за один день: 100:25 = 4 (дн.).)
№85 (с. 26).
— Что нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Правила порядка выполнения действий в выражениях.)
— Назовите действия первого порядка. (Деление или умножение.)
— Найдите значения выражений. (Взаимопроверка, самооценка.)