VIII. Подведение итогов урока.
— Как найти неизвестное слагаемое?
— Кто считает, что он хорошо решает уравнения?
— Кому нужно еще потренироваться?
Домашнее задание
Учебник: № 281, 282 (с. 62).
Тема: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
Цели: учить решать усложненные уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложненных случаях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам
— Вставь нужные единицы измерения.
6... = 600... 6... = 360... 5... = 50... 8... = 8000...
Индивидуальная работа у доски
— Реши уравнения.
48+х = 9-7
х + 650 = 8 • 100
Математический диктант
1) Из какого числа нужно вычесть 45, чтобы получилось 49? (94.)
2) К какому числу прибавили 560 и получили 840? (280.)
3) Увеличьте 33 в 3 раза. (99.)
4) Во сколько раз 450 больше 50? (В 9.)
5) Сумму чисел 370 и 630 разделите на 100. (10.)
6) Какое число нужно умножить на 0, чтобы получилось 32? (Такого числа нет.)
7) Сколько вычли из 341, если получили 333? (8.)
4. Устный счет
— Найдите значения выражений, в которых первое действие вычитание.
130-60 + 50 60-9-30 (120-60)-2
120-60-2 130-(60+ 50) 6-(70-30)
— Заполните таблицу.
Делимое | 54-18 | 36:4 | 800: 100 | |
Делитель | 2-5 | 2-2 | ||
Частное |
54... = 5... 4... 9 ... = 90 000...
5. Решение уравнений.
— Решите уравнения, в которых неизвестно слагаемое.
х-39 = 73 24-х=16
65 + х = 92 х + 430 = 867
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите предложения в виде уравнений и решите их.
• Из какого числа вычли 50 и получили 80?
Решение
х-50 = 80
х = 80 + 50
х=130
• Какое число вычли из 800 и получили 250?
Решение
800-х = 250
х= 800-250
х=550
— Назовите правила, по которым вы находили неизвестные компоненты.
— Составьте уравнения для следующих предложений.
• Из какого числа вычли 15 и получили произведение чисел 17 и 4? (х-15 = 7 . 4)
• Какое число вычли из 132 и получили частное чисел 39 и 13? (132-х = 39:13.)
— Чем необычны эти уравнения? (В правой части записаны не числа, а выражения, значения которых нужно найти.)
— Как вы будете их решать? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№283(с. 63).
— Заполните таблицу, пользуясь правилами нахождения неизвестных уменьшаемого и вычитаемого. (Работа по цепочке.)
— Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать, нужно вычислить значение выражения в правой части.)
— Кто может прокомментировать решение первого уравнения? (Желающий ученик комментирует решение уравнения и составляет алгоритм.)
Алгоритм решения уравнений
1. Читаем уравнение: разность чисел х и 34 равна частному чисел 48 и 3.
2. Вычисляем значение выражения в правой части: 48 : 3 = 16.
3. Записываем: х — 34 = 16.
4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного уменьшаемого: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому (34) прибавить разность (16). Получается 50.
5. Проверяем, подставляем вместо х его значение: 50 - 34 = = 48 : 3. Вычисляем, получаем равенство 16 = 16. Уравнение решено верно.
- Объясните решение второго уравнения по алгоритму.
№284 (с. 63). (Коллективное выполнение с комментированием.)
№285 (с. 63). (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Поднять руки над головой, делать хватательные движения.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания —руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Шаги на месте (колени поднимать высоко).)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем (Шаги на месте.)
И к себе приходим в дом. (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№286 (с. 63).
— Прочитайте задачу.
— О чем эта задача? (О хлебе, который продавали в магазине.)
— Что известно в задаче? (Продано 176 кг хлеба, осталось на 145 кг меньше, чем продали.)
— Что нужно узнать? (Сколько килограммов хлеба привезли.)
— Что в задаче будет частями, что — целым? (Целое — весь хлеб, который привезли. Части — продали и осталось.)
— Заполните схему и решите задачу.
(Один ученик работает у доски. Проверка, самооценка.)
Решение: 176 + (176 - 145) = 207 (кг).
Ответ: привезли 207 кг хлеба.
— Составьте уравнение для решения задачи, (х- 176= 176-145.)
— Решите уравнение.
№288 (с. 63).
— Прочитайте.
— Как найти третью часть отрезка? (Разделить на 3 и взять одну часть.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (48:3 = 16(мм).)
№289 (с. 63). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик читает равенства, остальные проверяют. Если равенство составлено неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
Ответы
1) 90 мм, 800 мм, 2250 мм;
2) 540 мин, 3 мин, 145 мин.
№290 (с. 63). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
Решение уравнений
Вариант 1 Вариант 2
х-65 = 640 + 160 71-х = 64:8
65-х=81:9 х-96 = 340 + 260
(Проверка, самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 63). Проверка.)
— Отрезок какой длины вы начертили? (85мм, или 8см 5мм.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 13 (с. 37-39).)