VIII. Подведение итогов урока. €

— Как найти неизвестное слагаемое?

— Кто считает, что он хорошо решает уравнения?

— Кому нужно еще потренироваться?

Домашнее задание

Учебник: № 281, 282 (с. 62).

Тема: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

Цели: учить решать усложненные уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложненных слу­чаях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравне­ния на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать ана­логии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам

— Вставь нужные единицы измерения.

6... = 600... 6... = 360... 5... = 50... 8... = 8000...

Индивидуальная работа у доски

— Реши уравнения.

48+х = 9-7

х + 650 = 8 • 100

Математический диктант

1) Из какого числа нужно вычесть 45, чтобы получилось 49? (94.)

2) К какому числу прибавили 560 и получили 840? (280.)

3) Увеличьте 33 в 3 раза. (99.)

4) Во сколько раз 450 больше 50? (В 9.)

5) Сумму чисел 370 и 630 разделите на 100. (10.)

6) Какое число нужно умножить на 0, чтобы получилось 32? (Такого числа нет.)

7) Сколько вычли из 341, если получили 333? (8.)

4. Устный счет

— Найдите значения выражений, в которых первое действие вычитание.

130-60 + 50 60-9-30 (120-60)-2

120-60-2 130-(60+ 50) 6-(70-30)

— Заполните таблицу.

Делимое 54-18 36:4 800: 100
Делитель 2-5 2-2
Частное        

54... = 5... 4... 9 ... = 90 000...

5. Решение уравнений.

— Решите уравнения, в которых неизвестно слагаемое.

х-39 = 73 24-х=16

65 + х = 92 х + 430 = 867

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

— Запишите предложения в виде уравнений и решите их.

• Из какого числа вычли 50 и получили 80?

Решение

х-50 = 80

х = 80 + 50

х=130

• Какое число вычли из 800 и получили 250?

Решение

800-х = 250

х= 800-250

х=550

— Назовите правила, по которым вы находили неизвестные компоненты.

— Составьте уравнения для следующих предложений.

• Из какого числа вычли 15 и получили произведение чисел 17 и 4? (х-15 = 7 . 4)

• Какое число вычли из 132 и получили частное чисел 39 и 13? (132-х = 39:13.)

— Чем необычны эти уравнения? (В правой части записаны не числа, а выражения, значения которых нужно найти.)

— Как вы будете их решать? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычи­таемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№283(с. 63).

— Заполните таблицу, пользуясь правилами нахождения не­известных уменьшаемого и вычитаемого. (Работа по цепочке.)

— Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать, нужно вычислить значение выражения в правой части.)

— Кто может прокомментировать решение первого уравнения? (Желающий ученик комментирует решение уравнения и со­ставляет алгоритм.)

Алгоритм решения уравнений

1. Читаем уравнение: разность чисел х и 34 равна частному чисел 48 и 3.

2. Вычисляем значение выражения в правой части: 48 : 3 = 16.

3. Записываем: х — 34 = 16.

4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного уменьшае­мого: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вы­читаемому (34) прибавить разность (16). Получается 50.

5. Проверяем, подставляем вместо х его значение: 50 - 34 = = 48 : 3. Вычисляем, получаем равенство 16 = 16. Уравнение решено верно.

- Объясните решение второго уравнения по алгоритму.

№284 (с. 63). (Коллективное выполнение с комментированием.)

№285 (с. 63). (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Поднять руки над головой, делать хватательные движения.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания —руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Шаги на месте (колени поднимать высоко).)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идем, идем (Шаги на месте.)

И к себе приходим в дом. (Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№286 (с. 63).

— Прочитайте задачу.

— О чем эта задача? (О хлебе, который продавали в магазине.)

— Что известно в задаче? (Продано 176 кг хлеба, осталось на 145 кг меньше, чем продали.)

— Что нужно узнать? (Сколько килограммов хлеба привезли.)

— Что в задаче будет частями, что — целым? (Целое — весь хлеб, который привезли. Части — продали и осталось.)

— Заполните схему и решите задачу.

(Один ученик работает у доски. Проверка, самооценка.)

Решение: 176 + (176 - 145) = 207 (кг).

Ответ: привезли 207 кг хлеба.

— Составьте уравнение для решения задачи, (х- 176= 176-145.)

— Решите уравнение.

№288 (с. 63).

— Прочитайте.

— Как найти третью часть отрезка? (Разделить на 3 и взять одну часть.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (48:3 = 16(мм).)

№289 (с. 63). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик чи­тает равенства, остальные проверяют. Если равенство составлено неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

Ответы

1) 90 мм, 800 мм, 2250 мм;

2) 540 мин, 3 мин, 145 мин.

№290 (с. 63). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)

Решение уравнений

Вариант 1 Вариант 2

х-65 = 640 + 160 71-х = 64:8

65-х=81:9 х-96 = 340 + 260

(Проверка, самооценка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 63). Проверка.)

— Отрезок какой длины вы начертили? (85мм, или 8см 5мм.)

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник само­стоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 13 (с. 37-39).)

Наши рекомендации