Постепенно благодаря технологическим достижениям и специализации, жизнь трудящихся начала улучшаться.
Теории мотивации
Мотивация и стимулирование персонала является одной из подсистем управления персоналом Формируется новая концепция мотивации, суть которой сводится к развитию самомотивации как явления, вытекающего из иерархии потребностей человека.
Интерес к проблемам мотивации и стимулирования возник еще до появления теории управления как науки (Аристотель, Платон, Гераклит, Демокрит и пр.).
Классические теории характеризуются механистическим подходом к человеку и оценке его роли в производственном процессе. Согласно этому подходу, получившему название «человека экономического», человек выступает как экономический субъект и предпочитает экономические стимулы (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд). Подход сводится в основном к материально-денежным вознаграждениям. Цель стимулирования сводится к образованию связи между количественно-качественными показателями труда и формами вознаграждения. Но концепция «человека экономического» утрачивает целесообразность в связи с приобретением обществом социальной направленности. Возникает новый подход «человека социального» ((Э.Мэйо). Он базируется на теории человеческих отношений. Целью стимулирования является вознаграждения за высокие достижения в работе, ставка на групповую солидарность и справедливое вознаграждение. Работника стимулируют не только величиной заработной платы, но и доверием к человеку, добавляются инструменты социальной политики (льготный кредит, медицинское страхование, ..).
Дальнейшее развитие возникшего подхода «человеческих ресурсов» в связи с изменениями в обществе: демократизация, общественный контроль, развитие законодательной базы, ориентир на социальную защищенность трудящихся, научно-технический прогресс вытеснил физическую силу и пр. В качестве стимулов утверждаются те, которые ориентированы на повышение эффективности индивидуального труда и одновременно связаны с удовлетворение широкого спектра потребностей, связанных с качеством жизни.
Руководитель использует все большее количество стимулов, чтобы привязать человека к организации, чтобы каждый человек стал неотъемлемой частью фирменного пространства.
За вторую половину двадцатого века (>1950) разработано много теорий мотивации личности, позволяющих объяснить поведение человека. Т.е. возраст современных поведенческих теорий больше 50 лет.
1. Концепции научного управления (Родоначальник – Тейлор).Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветили главное препятствие на пути к более высокой производительности – существующие в то время подходы к управлению. Именно в это время расплывчатые и противоречивые принципы управления сменила научная система знаний о законах рациональной организации труда, разработанная Фредериком Уинслоу Тейлором (1856–1915), который считается основоположником научного менеджмента.
Тейлор - Фредерик УинслоуТейлор(или Тэйлор; англ. FrederickWinslowTaylor; 20 марта 1856, Германтаун, Пенсильвания — 21 марта 1915, Филадельфия) — Не был ученым. Рабочий-Инженер-главный инженер сталелитейной компании.
Он впервые сформулировал вывод о том, что работа по управлению это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников будет выполнять те работы, которые она лучше всего делает, американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента.Нашел оптимальный путь увеличить зарплату, увеличив производительность.
Генри Лоуренс Гантт(англ. HenryLaurenceGantt) (20 мая 1861 года — 23 ноября 1919 года) — соратник «отца научного менеджмента» Фредерика Тейлора. Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны.проводил эксперименты не над отдельными операциями и движениями, а над производственными процессами в целом. Разработал систему оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия, позволяющего осуществлять контроль запланированного и составлять календарные планы на будущее.
ГаррингтонЭмерсон (1853 - 1931)."Двенадцать принципов производительности" 12).Один из видных последователей Тейлора
1. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней и своевременным поощрением.
2. Справедливое отношение к персоналу.
3. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.
4. Нормализация условий труда.
5. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения, и регламентирование времени.
6. Наличие письменных стандартных инструкций.
7. Вознаграждение за производительный труд...
Сформулированные принципы управления не потеряли своего значения и по сей день
Ге́нриФорд (англ. HenryFord; 30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру
Современные концепции
1.1 (содержательные теории)-Теории мотивации, основанные на человеческой психологии и человеческом факторе.основное внимание уделяют потребностям человека, как базовому фактору, побуждающему его к деятельности. Все теории объединяет стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами
А́брахамМа́слоу[1] (англ. AbrahamMaslow; 1 апреля1908(19080401), Нью-Йорк — 8 июня1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии. "Мотивация и личность" (1954 г). Пересмотрено и дополнено автором в 1970 г.
Все человеческие потребности разделил на пять групп, назвал их базовыми потребностями и расположил в строгой иерархической структуре
Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.
1. Физиологические потребности, которые являются необходимыми для жизни и существования – еда, питье, убежище, отдых и другие.
Удовлетворение потребностей данной группы возможно методами материального стимулирования.
Потребность уверенности в будущем.
2. Потребность в безопасности - потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические (материальные) потребности будут удовлетворены в будущем.
Эта уверенность базируется на гарантиях пенсионного и социального обеспечения, которые может предоставить хорошая надежная работа, социальные гарантии, а также различные виды социального страхования (медицинское, пенсионное и др.).
3. Потребность в принадлежности и любви(в случае описания мотивации трудовой деятельности их называют социальными потребностями).
Для удовлетворения социальных потребностей работников следует проводить следующие мероприятия:
3.1 Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться в процессе трудовой деятельности;
3.2 Проводить с подчиненными периодические совещания;
3.3 Стараться не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба;
3.4 Создать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
4. Потребность в признании (уважении) Потребности в самоуважении,
личных достижений, подтверждение компетентности, уважение окружающих.
Возможны следующие меры:
4.1 Предлагать подчиненным более содержательную работу;
4.2 Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты труда;
4.3 Делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия;
4.4 Обеспечивать обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
5. Потребность в самоактуализации (самовыражении) - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности, путем обеспечения подчиненным возможности для обучения и развития, которые бы позволили полностью использовать их потенциал; даче подчиненным сложной и важной работы, требующей от них полной отдачи; поощрения творческих способностей.
Дэ́видКла́ренсМаккле́лланд (англ. DavidClarenceMcClelland; 20 мая1917 — 27 марта1998) — американскийпсихолог, автор теории потребностей, «Теория приобретенных потребностей» . «Два лица власти»
Теория Уильям Оучи
Впервые известности Оучи удостоился за свои исследования различий между японскими и американскими компаниями и стилями их управления. Его первая книга вышла в 1981-м, Уильям Дж. Оучи родился в 1943-м в Гонолулу
Рис. 1. Мотивы, побуждающие лучше трудиться
Рис. 2. Процесс формирования мотива
Рис. 3. Условия формирования мотива труда
Классификация стимулов
Классифицируемый признак | Форма стимула |
Направленность действия стимула | Поощряющие Наказующие (порицание) |
Источники (ресурсы) стимулирования | Экономические (определяется экономическим состоянием организации) Административные (направлено на нормирование трудового поведения), чаще используются при недостатке экономических ресурсов. Общественные |
Интересы субъекта | Индивидуальные Коллективные |
Содержание стимулов | Материальные (экономические): · Денежные (все формы оплаты труда), · Не денежные (материально-социальные)(кредитование, страхование, пенсионное обеспечение и пр.) Нематериальные: Социальные; Моральные Психологические. |
Способ оказания стимулирующего воздействия | Прямые (непосредственные) используют в качестве управленческого воздействия с целью вызова активности работников и эффективного ответа на применяемый стимул; Косвенные (опосредствованные) с целью изменения условий и обстоятельств, относящихся к труду (повышение квалификации, делегирование полномочий, улучшение условий труда, повышение качества режимов труда и отдыха). |
Периоды действия стимулов | Опережающие (кредитование, авансирование и др.) Отсроченные (чаще предоставлены в материальном не денежном виде стимулирования, связанные к выполнению социальных программ, например в системе пенсионного обеспечения) |
Уровень воздействия | Внешние (заработная плата, премии, продвижение по службе, символы статуса и престижа, дополнительные льготы и вознаграждения, похвала и др.) Внутренние (самоуважение, ощущение значимости труда, ответственность, неформальное общение и др.) |
Повторяемость | Разовые; Временные; Многоразовые; Постоянные. |
Интенсивность воздействия в зависимости от преодоления порогового значения стимула | Слабые; Средней силы; Сильные. |
Под стимулированием понимается внешний по отношению к персоналу процесс управленческого воздействия, идущего от конкретного руководителя или органа управления и основывающегося главным образом на субъективном понимании системой управления этого воздействия, направленного на мотивы работников.
Стимулирование трудовой деятельности — это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации. Стимулирование осуществляется администрацией организации и предполагает создание механизма, при котором активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.
Формы стимулирования
Материальное денежное стимулирование | Материальное не денежное стимулирование | Нематериальное стимулирование |
Заработная плата(номинальная) - Прямая (сдельная, повременная, окладная) - Доплаты стимулирующего (за профмастерство, за условия труда, за руководство бригадой, совместительство и др.) и компенсирующего характера (в соответствии с КЗОТ: работа в праздничные и выходные дни, в ночное время и пр.) - Дополнительная заработная плата (отпускные, подросткам, за выполнение гособязанностей и др.) Заработная плата (реальная), путем повышения тарифных ставок в соответствии с МРОТ, индексации оплаты в связи с инфляцией и др.) Бонусы (разовые выплаты из прибыли) Участие в прибылях (это не разовый бонус, распространяется на категории персонала, реально воздействующие на прибыль (чаще всего это управленческий персонал) Участие в акционерном капитале (получение дивидендов, покупка акций по льготным ценам) Планы дополнительных выплат(чаще для работников сбытовых организаций с целью стимулирования поиска новых рынков сбыта: подарки, покрытие делрвых и личных расходов | Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом Сберегательные фонды с выплатой процентов не ниже установленного в Сбербанке РФ. Организация питания (субсидии на питание) Продажа товаров, выпускаемых организацией (скидка) Стипендиальные программы(покрытие расходов на образование) Программы обучения персонала (переобучения) Программы медицинского обслуживания (заключение договоров с медицинскими учреждениями) Консультативные службы(заключение договоров) Программа жилищного строительства на паевых условиях; Программы, связанные с воспитанием и обучением детей; Гибкие социальные выплаты (работник в пределах установленной суммы самостоятельно выбирает льготу и услугу) Страхование жизни (за счет средств компании в случае выплат сумм при несчастном случае или в случае смертельного исхода); Медицинское страхование; Льготы и компенсации, не связанные с результатами работы (расходы, связанные с переездом, продажей, покупкой квартир, премии в связи с уходом на пенсию и пр.); Отчисления в Пенсионный фонд (альтернатива государственному Пенсионному фонду). | Стимулирование свободным временем( за активную и творческую работу предоставление дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора времени отпуска, гибкого графика работы, сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда и др.); Трудовое или организационное стимулирование (наличие творческих элементов в труде работника, возможность участия в управлении, продвижения по службе в пределах одной и той же должности, творческие командировки и др.); Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания (грамоты, значки, вымпелы, доска почета, публичные поощрения и пр.) |
Мотивационное ядро персонала организации — это система стимулов и мотивов, являющихся двигателем трудовой деятельности персонала в данный период жизни организации, это единство связанных между собою стимулов и мотивов.
Теории мотивации
Мотивация и стимулирование персонала является одной из подсистем управления персоналом Формируется новая концепция мотивации, суть которой сводится к развитию самомотивации как явления, вытекающего из иерархии потребностей человека.
Интерес к проблемам мотивации и стимулирования возник еще до появления теории управления как науки (Аристотель, Платон, Гераклит, Демокрит и пр.).
Классические теории характеризуются механистическим подходом к человеку и оценке его роли в производственном процессе. Согласно этому подходу, получившему название «человека экономического», человек выступает как экономический субъект и предпочитает экономические стимулы (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд). Подход сводится в основном к материально-денежным вознаграждениям. Цель стимулирования сводится к образованию связи между количественно-качественными показателями труда и формами вознаграждения. Но концепция «человека экономического» утрачивает целесообразность в связи с приобретением обществом социальной направленности. Возникает новый подход «человека социального» ((Э.Мэйо). Он базируется на теории человеческих отношений. Целью стимулирования является вознаграждения за высокие достижения в работе, ставка на групповую солидарность и справедливое вознаграждение. Работника стимулируют не только величиной заработной платы, но и доверием к человеку, добавляются инструменты социальной политики (льготный кредит, медицинское страхование, ..).
Дальнейшее развитие возникшего подхода «человеческих ресурсов» в связи с изменениями в обществе: демократизация, общественный контроль, развитие законодательной базы, ориентир на социальную защищенность трудящихся, научно-технический прогресс вытеснил физическую силу и пр. В качестве стимулов утверждаются те, которые ориентированы на повышение эффективности индивидуального труда и одновременно связаны с удовлетворение широкого спектра потребностей, связанных с качеством жизни.
Руководитель использует все большее количество стимулов, чтобы привязать человека к организации, чтобы каждый человек стал неотъемлемой частью фирменного пространства.
За вторую половину двадцатого века (>1950) разработано много теорий мотивации личности, позволяющих объяснить поведение человека. Т.е. возраст современных поведенческих теорий больше 50 лет.
1. Концепции научного управления (Родоначальник – Тейлор).Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветили главное препятствие на пути к более высокой производительности – существующие в то время подходы к управлению. Именно в это время расплывчатые и противоречивые принципы управления сменила научная система знаний о законах рациональной организации труда, разработанная Фредериком Уинслоу Тейлором (1856–1915), который считается основоположником научного менеджмента.
Тейлор - Фредерик УинслоуТейлор(или Тэйлор; англ. FrederickWinslowTaylor; 20 марта 1856, Германтаун, Пенсильвания — 21 марта 1915, Филадельфия) — Не был ученым. Рабочий-Инженер-главный инженер сталелитейной компании.
Он впервые сформулировал вывод о том, что работа по управлению это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников будет выполнять те работы, которые она лучше всего делает, американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента.Нашел оптимальный путь увеличить зарплату, увеличив производительность.
Генри Лоуренс Гантт(англ. HenryLaurenceGantt) (20 мая 1861 года — 23 ноября 1919 года) — соратник «отца научного менеджмента» Фредерика Тейлора. Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны.проводил эксперименты не над отдельными операциями и движениями, а над производственными процессами в целом. Разработал систему оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия, позволяющего осуществлять контроль запланированного и составлять календарные планы на будущее.
ГаррингтонЭмерсон (1853 - 1931)."Двенадцать принципов производительности" 12).Один из видных последователей Тейлора
1. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней и своевременным поощрением.
2. Справедливое отношение к персоналу.
3. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.
4. Нормализация условий труда.
5. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения, и регламентирование времени.
6. Наличие письменных стандартных инструкций.
7. Вознаграждение за производительный труд...
Сформулированные принципы управления не потеряли своего значения и по сей день
Ге́нриФорд (англ. HenryFord; 30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру
Постепенно благодаря технологическим достижениям и специализации, жизнь трудящихся начала улучшаться.
Далее "пряник" не всегда заставляет людей усерднее трудиться. Поэтому начали искать новые решения проблемы мотивации психологическими методами.
2. Концепции человеческих отношенийВ 30 - 50-х годах XX века на Западе получила распространение неоклассическая школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организаций. Центр тяжести в управлении с выполнения задач переносится на отношения между людьми. Концепция «человеческих отношений» получила широкий научный и общественный резонанс и привела к пересмотру роли человеческого фактора на производстве. Были реабилитированы неформальные (неофициальные) отношения в трудовом коллективе. Неформальная социальная организация была признана одним из заметных факторов повышения трудовой отдачи работников.
Гуго Мюнстерберг(1 июня 1863, Данциг, Пруссия — 16 декабря 1916, Кембридж, Массачусетс, США) — философ и психолог немецкого происхождения. Один из основоположников прикладной психологии, названной им психотехникой, а также автор первых работ по определению профессиональной пригодности.Основатель психотехники (отбор кадров, тестирование способностей, совместимость людей в процессе труда).
Мэри Паркер Фоллет(3 сентября1868 — 18 декабря1933) — американскийсоциолог и консультант по вопросам управления и пионер в области теории организаций и организационного поведения. Выдвинула идею гармонизации труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех сторон.
Джордж Элтон Мэйо(GeorgeEltonMayo, 1880—1949) — американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». «Проблемы человека в индустриальном мире» (1946). Результат – социальное взаимодействие и групповое поведение влияет на производительность индивидуального труда. Вывод – можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду путем создания небольших неформальных групп.