Классификаторы: понятие назначение, структура.
Методы классификации используются при построении классификаторов.
Классификатор — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.
Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость. Например, код 81 означает классификационную группировку продукции текстильной промышленности (без пряжи, тканей, нетканых материалов и трикотажных изделий).
Позиция классификатора— наименование и код объекта классификации.
Емкость классификатора— наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор.
Так, при десятиразрядном построении, наиболее часто применяемом для классификаторов, все классифицируемые объекты подразделяются на десять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате емкость такого классификатора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется резервная емкость классификатора, обозначающая количество свободных позиций в нем.
Классификаторы подразделяют на категории. Различают классификаторы международные, общероссийские, отраслевые и предприятий.
Международные – ТН ВЭД.
Общероссийский классификатор — государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России.
Отраслевой классификатор — классификатор, введенный в установленном порядке для применения в отрасли.
Классификатор предприятия — классификатор, введенный в установленном порядке для применения в предприятии.
Наиболее широко распространены общероссийские классификаторы. В настоящее время в нашей стране в социально-экономической области разработан 31 общероссийский классификатор.
При осуществлении товароведной деятельности могут использоваться 10 общероссийских классификаторов и один международный (ТН ВЭД — Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), он применяется при проведении таможенных операций.
В сертификатах соответствия на импортную продукцию указываются коды ТН ВЭД и ОКП (ОК сельскохозяйственной и промышленной продукции), а на отечественную — только ОКП.
Коды ОКП и ОКПО (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) используют на маркировках ряда товаров (например, консервов), а также в статистической отчетности.
Поиск необходимых стандартов может производиться с помощью ОКС (Общероссийского классификатора стандартов).
Коды услуг торговли и общественного питания регламентируются ОКУН (Общероссийский классификатор услуг населения).
Код должности товароведа (27150) установлен ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).
Кроме того, в товароведной и торговой деятельности могут использоваться:
ОКЕИ — Общероссийский классификатор единиц измерений,
ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг;
ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,
ОКВГУМ — Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов;
ОКЗ — Общероссийский классификатор занятий.
Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии, Минэкономразвития России и Госкомстатом России. (в соответствии с Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»)
Разработка ОК включает создание и экспертизу проектов классификаторов и вносимых в них изменений, а также методическое обеспечение ведения и применения классификаторов. ОК разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемым при создании государственных информационных систем и ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. ОК используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.
Применение ОК обеспечивается путем прямого использования их без изменения принятых в них кодов и наименований позиций, а также включения дополнительных объектов классификации и классификационных признаков в резервные позиции без нарушения действующих кодов и наименований. ОК носят обязательный характер. При разработке следует дать обоснование необходимости определенного вида ОК, а также обеспечивать гармонизацию с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации.
Определение по ОК кода объекта классификации осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно.
2. Кодирование товаров. Виды и методы кодирования. Преимущества и недостатки методов кодирования. Штриховое кодирование.
Кодирование – это образование условного обозначения и присвоение его объектам классификации.
Правила кодирования:
- код должен иметь определенную структуру построения;
- код должен быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
- код должен способствовать упорядочению объектов.
Кодовые обозначения объектов образуются из цифровых, буквенных знаков или штрихов в соответствии с принятым методом кодирования.
Различают порядковый, серийно-порядковый, последовательный и параллельный методы кодирования товаров.
Порядковый метод кодирования основан на присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т. п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий особых знаний. Недостатком метода является отсутствие дополнительной информации об объектах.
Серийно-порядковый метод предполагает присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Упорядочение объектов по сериям позволяет получить дополнительную информацию о них. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Так, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 — лосось дальневосточный натуральный — горбуша.
При последовательном методе кодирования используются коды последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Главными достоинствами его являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков. Код имеет большую информационную емкость. Недостатки: жесткость кода из-за строгого фиксирования признаков, сложность изменения кодов с целью введения новых признаков.
Последовательный метод кодирования может быть проиллюстрирован на примере группы товаров «Материалы лакокрасочные», которая подразделяется на подгруппы и виды по взаимосвязанным признакам (ниже приводится часть группы из ОКП):
Код | К4 | |
23 1000 | Материалы лакокрасочные | |
23 1100 | Лаки на конденсационных смолах | |
23 1110 | Лаки на природных смолах / | |
23 1111 | — канифольные | |
23 1112 | — янтарные | |
23 1113 | — битумные | |
23 1114 | — масляные | |
23 1120 | Лаки на алкидных смолах / | |
23 1121 | — глифталевые | |
23 1122 | — пентафталевые | |
23 1123 | — этринольные | |
23 1124 | — алкидно-стирольные |
Параллельный метод кодирования предполагает использование кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации. Метод хорошо приспособлен для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету. Но связь между отдельными группировками недостаточна. Примером параллельного метода кодирования может служить деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП.
В 1932 году был разработан линейный код, ставший основой штриховой идентификации. В настоящее время штриховой код наносится на 99% выпускаемой продукции.
Штриховой код— знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции.
Система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.
Штриховой код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:
- автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
- автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
- оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров;
- повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;
- информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Применение штрихового кодирования совместно с ЭВМ обеспечивает оптимизацию следующих процессов:
1. изготовителям — учет количества произведенной продукции, ее сортировку и раздельное складирование разных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых товаров в нужном количестве и отправку в торговлю;
2. оптовым посредникам — приемку товаров по количеству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю;
3. транспортным организациям — приемку-сдачу товаров;
4. розничным продавцам — приемку товаров по количеству и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных запасов в магазине: на складе и в торговых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.
Штриховое кодирование — одно из наиболее распространенных средств автоматической идентификации. К другим средствам автоматической идентификации относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. п.). Широкое распространение штрихового кодирования объясняется их преимуществами:
- оперативная передача информации о товаре по системе электронной связи;
- однозначность информации, что обусловливает высокую защищенность алгоритмов кодирования от ошибок;
- сравнительно невысокая стоимость.
Классификация штриховых кодов. Штриховые коды делятся на два вида:
европейский — EAN и
Американский — UPC.
Среди нескольких десятков схем кодирования (или символов), принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные. Кроме них довольно часто встречаются коды Interleaved 2 of 5, Code 39, Codabar.
EAN/UCC – глобальная международная система штрихового кодирования. Код состоит из 13 или 8 цифр и содержит информацию о стране изготовления, предприятии-изготовителе, продукции. Существуют линейные и двухмерные штриховые коды. Последние, в свою очередь, подразделяются на два вида: многорядные и матричные.
В многорядных кодах данные кодируются в виде нескольких строчек обычных одномерных штриховых кодов. Они находятся одна над другой и составляют форму прямоугольника, но при этом содержат единое информационное сообщение. Это – как единый текст, написанный в несколько строчек.
Матричный код основан на расположении черных элементов внутри матрицы. Каждый черный элемент имеет одинаковый размер, данные кодируются позицией элемента. Они обеспечивают максимальную плотность информации. По форме бывают квадратными, шестиугольными и круглыми. Считываются с помощью только специализированных сканеров.
Наряду со штриховым кодированием все большее распространение получает радиочастотная идентификация (RFID). Система RFID состоит из радиочастотной метки, считывателя информации и компьютера. Метки с источниками питания называют активными. Дальность считывания активных меток не зависит от энергии считывателя. Пассивные метки не имеют собственного источника питания, необходимую для работы энергию получают из поступающего от считывателя электромагнитного сигнала.
Преимуществом активных меток является значительно большая дальность считывания информации и высокая допустимая скорость движения активной метки относительно считывателя. Преимуществом пассивных меток является практически неограниченный срок их службы.
Недостатками радиочастотных меток являются:
- относительно высокая стоимость,
- невозможность размещения под металлическими и электропроводными поверхностями,
- взаимные влияния,
- подверженность помехам в виде электромагнитных полей.
3. Ассортимент товаров: понятие, виды, показатели, факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.
Ассортимент товаров — это набор товаров, объединенных по определенным признакам.
Ассортиментный перечень – это список наименований продукции, представленных в продаже. Утверждается органами местного самоуправления.
Ассортиментный минимум – это минимальный перечень товаров, который должен присутствовать в продаже.
Виды ассортимента
По местонахождению товаров различают промышленный ассортимент и торговый.
По широте охвата товаров различают простой, сложный, групповой (видовой, марочный), развернутый, сопутствующий, смешанный ассортимент.
Товары простого ассортимента подразделяют по ограниченному количеству признаков, и, как правило, в пределах одного вида они не различаются (чернила, карандаши, тетради и т. п.).
Товары сложного ассортимента подразделяют по многим признакам и в пределах одного вида различают по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции (одежда, обувь, посуда, галантерея).
Групповой ассортимент – набор однородных товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий.
Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований. Является составной частью группового ассортимента.
Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных (вина, духи, автомобили).
Развернутый ассортимент – набор товаров одной группы, включающий значительное количество подгрупп, видов и разновидностей товаров.
Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов и наименований.
Выделяют узкий ассортимент, представленный в специализированных магазинах (одна товарная группа или подгруппа), и широкий ассортимент, представленный в универсальных магазинах (несколько товарных групп).
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный (наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности) и оптимальный ассортимент (удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и минимальными затратами для производителя).
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:
¾ реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации;
¾ прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;
¾ учебный – перечень товаров, созданный для достижения обучающих целей.
Показатели ассортимента.
Основные показатели ассортимента: структура, широта, полнота, устойчивость, степень обновления.
Структура ассортимента — это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента. Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей; в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие. Выделяют фактическую и предпочтительную. Предпочтительная определяется по результатам опроса потребителей.
Широта ассортимента — количество видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Характеризуется фактической и базовой широтой (количеством видов у конкурентов, на региональном и мировом рынках). Коэффициент широты (Кш=Шф/Шб) характеризует насыщенность рынка.
Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.),
Общая широта — совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.
Так, общая широта в гипермаркете «Ашан» составляет единовременно 45 тыс. ассортиментных единиц, относящихся к 40 группам, а в течение года — до 80 тыс. ассортиментных единиц. В супермаркетах общая широта в течение года колеблется в пределах 30—50 тыс. ассортиментных единиц.
Ассортиментная единица — это условно принятые за единицу наименование, торговая марка или товарный артикул и используемые для измерения показателей ассортимента путем подсчета. Товар определенного вида может иметь разные наименования (например, мороженое сливочное, сливочное в стаканчике с изюмом и т. п.).
Групповая широта — количество однородных групп товаров, выпускаемых и реализуемых организацией. Так, групповая широта гипермаркета «Ашан» составляет примерно 40 групп, для супермаркетов «Седьмой континент» — 25—40 групп. Каждая группа может насчитывать от нескольких десятков до сотен видов и разновидностей товаров и до нескольких тысяч торговых марок, наименований и торговых артикулов.
При групповой широте ассортимента в качестве обобщенной единицы измерения выступает группа однородных товаров. Согласно правилам сертификации пищевой продукции группа однородной продукции — это совокупность продукции, объединенной по общности свойств и назначения.
Группы однородных товаров представляют собой совокупность ассортиментных единиц, свойств ассортимента или товарных артикулов, которые и служат единицей измерения.
Общая широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем она больше, тем выше насыщенность.
Полнота ассортимента — способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется фактической и базовой полнотой (регламентируемое или планируемое количество товаров) Коэффициент полноты (Кп=Пф/Пб) характеризует полноту выполнения договорных обязательств и т.п.
Например, в ассортименте магазина имеются сыры Швейцарский, Голландский, Российский, Эдамский, Сулугуни, Рокфор. Первые четыре наименования относятся к группе твердых сычужных сыров. Поэтому действительный показатель полноты для группы твердых сычужных сыров будет равен 4. В российских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пять наименований поступает по импорту. Следовательно, базовый показатель полноты составляет 25 наименований, а коэффициент полноты в нашем примере — 16%.
Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.
Однако следует учитывать, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.
Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов.
Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них. Например, глубина торгового ассортимента плодовых соков определяется количеством торговых марок («Чемпион», «Я», «Тонус», «Моя семья» и т. д.), а также их модификаций («Тонус»: яблочно-апельсиновый, пер- сико-апельсиновый и т. п.) и товарных артикулов, различающихся упаковкой, ее вместимостью (0,2; 1; 1,5; 2 л) Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.
Базовая глубина (Глб) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.
Коэффициент глубины (Кгл) — отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.
Устойчивость ассортимента —
1. это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, Ку= отношению количества наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом (Шу) к общему количеству наименований товаров (Шф);
Так, в рассмотренном выше примере устойчивым спросом пользуются три наименования сыра из пяти. Следовательно, коэффициент устойчивости равен 60%.
2. это колебания его широты и полноты в течение определенного времени, т.е. срока, в течение которого товары находятся в реализации.
Степень обновления(коэффициент новизны) - доля новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу.
Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости. Расчетная формула коэффициента рациональности:
Кр= ФС/ПС или Кр= ПС/ФС.
При определении коэффициента рациональности ассортимента должны учитываться все вышеперечисленные показатели с учетом степени значимости или коэффициента весомости (в) для каждого показателя. Коэффициенты весомости определяют экспертным путем и характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого товара.