Формы поведения:врожденное, приобретенное, когнитивное

Рефлекторное кольцо безусловного рефлекса. Схема организации инстинктивного поведения.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

По мнению Л. В. Крушинского ("Биологические основы рассудочной деятельности" МГУ, 1986), "при изучении поведения можно выделить три основных элементарных типа поведенческих актов.

1. Инстинкты. Адаптивные, шаблонно выполняющиеся акты поведения, которые проявляются в ответ на воздействие специфических (ключевых) раздражителей внешней среды. Характерной особенностью инстинктов является то. что они. как правило, осуществляются при первой встрече животного со специфическим раздражителем. Однако в некоторых случаях они могут проявляться спонтанно.

2. Акты поведения, сформировавшиеся на основе обучения. Характерная особенность поведения этого типы - необходимость повторяемости определенной ситуации, в которой осуществляется поведенческий акт. В результате такой повторяемости поведение приобретает адаптивный характер. Наиболее полно изучены условные рефлексы - одна из форм обучения. При их образовании индифферентный раздражитель приобретает сигнальное значение для организма в результате сочетания с раздражителем, вызывающим инстинктивную реакцию. Ведущая основа обучения - память.

3. Элементарная рассудочная деятельность. При ее помощи может осуществляться адаптивное поведение при первой встрече животного с многообразием внешнего мира. Основная особенность рассудка - эвристичная форма поведения."

Взаимодействие основных типов поведения в поведенческом акте представленона приводимой ниже схеме.

формы поведения:врожденное, приобретенное, когнитивное - student2.ru

Схема взаимоотношения основных элементарных компонентов поведения, которыепринимают участие в формировании поведенческого акта.

Под инстинктивным поведением понимается "генетически фиксированное", "наследственно закрепленное", "врожденное" поведение или действие, свойственное всем животным данного вида. Ранее с этой же целью применяли термины "безусловный рефлекс" и "инстинкт".

Но безусловный рефлекс, как рефлекс, осуществляемый на основе генетически заданной нервной связи между воспринимающими элементами нервной системы и исполнительными органами, представляет собой чрезвычайно простую, элементарную реакцию: сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела, глотание, чихание, сосание, почесывание, подергивание кожей и т.п. А расплывчатая трактовка "инстинкта" побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления этого понятия в качестве научного термина.

Безусловные рефлексы воспроизводятся при первой их необходимости, при появлении "специфического" для каждого из них раздражителя, обеспечивая тем самым неуклонность выполнения наиболее жизненно важных функций организма независимо от случайных, преходящих условий среды.

По современным представлениям инстинктивное поведение животных это комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, составляющих основу жизнедеятельности животных, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации.

Считается, что в процессе индивидуального развития инстинктивное поведение животных формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения, но не нуждается в упражнении, сохраняется без периодического подкрепления и отличается устойчивостью, малой индивидуальной изменчивостью и автономностью по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания животного. Инстинктивные действия (акты), из которых слагается инстинктивное поведение животных, включают комплексы четко скоординированных движений, поз, звуков, кожных реакций и т.п. Ключевыми раздражителями выступают простые физические или химические признаки биологически значимых животных, растений, объектов неживой природы (их форма, размеры, движение, цвет, запах и т.д.) или пространственные отношения (взаиморасположение частей, относительная величина и т.д.). Ключевые раздражители являются такими признаками внешней среды, на которые животные могут реагировать независимо от индивидуального опыта врожденным поведенческим актом.

Принято выделять две фазы инстинктивного действия: более лабильная (изменчивая, подготовительная (или поисковая) и консервативная, малоизменчивая, завершающая. На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения (врожденные двигательные координации). И протекание инстинктивного действия, по К. Лоренцу можно представить в виде схемы: возникновение потребности - ключевой (пусковой) стимул - комплекс стереотипных действий (последовательность двигательных актов) - завершающий акт.

В последние годы сложилась общая схема организации инстинктивного поведения (Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова, Из-во МГУ, 1989). По этой схеме ключевой раздражитель может запускать соответствующую ему программу поведенческого акта на основе "жестких", генетически детерминированных синаптических связей между сенсорными и двигательными системами. При этом действие разворачивается по принципу "ключ-замок" и реализуется в стереотипном двигательном акте. Такой поведенческий акт осуществляется вне зависимости от общей внешней ситуации. Однако в организации сложного инстинктивного поведения значительную роль в перераспределении приоритетов реакций выполняют внутренние детерминанты. Актуализированная (доминирующая) потребность и возникшее на ее основе мотивационное возбуждение повышают чувствительность сенсорных систем, избирательно настроенных на внешние стимулы, адекватных данной потребности. При этом осуществляется селективная активация нервных центров, связанных с формированием и запуском определенных программ двигательных актов, направленных на поиск ключевого раздражителя. В результате селективной настройки афферентных, центральных и эфферентных звеньев центральной нервной системы появление стимула, адекватного доминирующей потребности, становится эффективным для запуска определенного стереотипного поведенческого акта. Животное совершает какое-то действие, но только получение им информации о конечном результате, удовлетворяющее исходную потребность, завершает инстинктивный акт поведения и позволяет животным переключаться на другую форму деятельности.

формы поведения:врожденное, приобретенное, когнитивное - student2.ru

Схема организации инстинктивного поведения, С - стимул, Р - рецепция, П - поведенческий акт; пунктирная линия - модулирующее влияние, двойные стрелки - деятельность модулирующей системы как оценочной инстанции.

П. В. Симонов (1986) предложил классификацию инстинктивного поведения животных. как поведенческих актов, составляющих потребностно-эмоциональную основу поведения.

По этой классификации первую группу поведенческих актов составляют витальные: пищевой, питьевой, оборонительный, регуляции сна-бодрствования, экономии сил.

Вторую группу поведенческих реакций образуют ролевые (зоосоциальные) поведенческие акты: половой, родительский, эмоциональный, резонанса, "сопереживания", территориальный, иерархический.

Третью группу поведенческого репертуара животных составляют поведенческиеакты саморазвития: исследовательский, имитационный, игровой, преодоления сопротивления, свободы.

То есть в генах животного записано все то, что необходимо для поддержания его собственной жизни и для того, чтобы дать жизнь своим детям.

Но генетически заданные формы поведения, отражающие накопленный видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в вероятностно изменчивой среде. Ведь чем больше изменчивость окружающей действительности, тем меньше ценность опыта предков, тем в большей мере возрастает необходимость в приобретении собственного, индивидуального опыта.

Индивидуальный опыт накапливается в результате научения различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению, сопряженная со свойством фиксировать на какой-то срок элементы обучения, т.е. запоминать.

Научение у животных - приобретение и накопление индивидуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы деятельности в соответствии с конкретными условиями среды обитания особи. В процессе научения у животных развиваются те индивидуально-изменчивые, временные компоненты инстинктивного поведения, которые придают ему необходимую для выживания способность. В итоге формируется единый поведенческий акт, содержащий, как мы уже упоминали, врожденные и приобретенные (индивидуально-изменчивые) компоненты. Другими словами, научение это процесс который всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи.

Совсем же просто, научение можно представить как процесс приобретения знаний, умений и навыков. В отличие от педагогического понятия "обучение", под научением понимается более широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование классических условных рефлексов, инструментальных условных рефлексов и т. д.).

Не смотря на то, что от врожденных элементов поведения, поведенческие акты,приобретенные в результате научения, отличаются большей изменчивостью, но и для их становления и воспроизведения требуется достаточно постоянные условия. Например, для упрочения классического условного рефлекса в лабораторных условиях необходимо воспроизвести десятки сочетаний стимула и подкрепления, а в естественных условиях и сотни. В такой ситуации большее адаптивное (приспособительное) значение, особенно у высших животных, к которым относятся и собаки, имеет, так называемое когнитивное поведение.

Когнитивное (интеллектуальное, мыслительное) поведение основывается на способности животных улавливать простейшие эмпирические законы внешней среды и возможности оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях. В настоящее время к когнитивным формам поведения относят образное (психонервное) поведение, элементарную рассудочную деятельность, вероятностное прогнозирование и инсайт (озарение).

Словарь терминов: инстинкт, элементарная рассудочная деятельность, безусловный рефлекс, ключевой раздражитель.

Контрольные вопросы: Из каких поведенческих элементов состоит поведенческий акт? Охарактеризуйте инстинктивное поведение. Место безусловного рефлекса в поведении. Назовите основные этапы инстинктивного поведения. Что запускает инстинктивный поведенческим акт?

РАЗДЕЛ 5.

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИИ

Классификация потребностей. Общие свойства мотиваций. Значение потребностей в научении и дрессировочном процессе. Доминирующая мотивация. Конкуренция мотиваций. Мотивационная изоклина. Смещенная активность. Формы поведения, связанные с потребностями.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

Организм животных и человека время от времени испытывает необходимость в каких-либо веществах, продуктах, а также ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что, в конечном итоге, обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство. Такая необходимость в чем-либо называется потребностью. Например, чтобы собаку заставить сесть, мы довольно сильно нажимаем ей на круп в области крестца, вызывая тем самым неприятные ощущения от давления и, естественно, потребность избавиться от него (оборонительную потребность) - в итоге собака садится. Считается, что потребность является причиной поведения и беспричинного поведения не бывает.

Однако, возникающая потребность вызывает изменение поведения только достигая определенного уровня. Например, при начинающемся недостатке питательных веществ, понижается содержание глюкозы в крови, что регистрируется специальными рецепторами. Незначительный - быстро восстанавливается за счет оперативных резервов организма, то есть гомеостатически, и внешне никак не проявляется. По мере истощения резервов, организм начинает испытывать специфическое чувство голода, которое заставляет его изменить поведение в сторону удовлетворения аппетита. При этом в центральной нервной системе развиваются такое состояние и такие процессы, которые организуют и поддерживают нужное поведение. Это состояние и соответствующая ему деятельность нервной системы называются мотивацией.

Состояние мотивации отражает выраженность и качество потребности и является психическим ее эквивалентом. Можно определить мотивацию и как осознанное желание.

Выступая причиной поведения, потребность одновременно является и причиной научения ведь стремясь удовлетворить имеющуюся потребность, животное осваивает навыки, необходимые для этого, обучается им и тренирует их с точки зрения наибольшей эффективности. А само научение, как и процесс поведения, становится целесообразным и биологически важным, необходимым организму, так как приводит к удовлетворению насущной потребности, способствует сохранению и поддержанию жизни. Без такой цели и поведение и научение становятся бессмысленными и ненужным, а бессмысленного и ненужного избегаем и мы и наши собаки.

Сущестует несколько классификаций потребностей. Наиболее удачной считаетсяклассификация известного Российского ученого П. В. Симонова, который разделил потребности на 3 основные группы:

1. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности) направлены на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.

2. Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.

3. Потребности саморазвития ориентированы на будущее и их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, имитационную (подражательную) потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и др.

Круг потребностей, а также некоторые способы их удовлетворения заложены в генетической программе животного. Иногда отмечается преобладание какой-либо потребности над другими в силу наследственных причин или в результате соответствующего воспитания.

Как уже видно из приведенной классификации, наиболее важными являются витальные потребности, а среди них главенствующей - оборонительная.

Потребности находятся в достаточно сложных взаимоотношениях между собой.

Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования соoтветствующих потребностей и мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах. А именно в том, что различные мотивации:

1. Увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные раздражители стимулы, в том числе и на индифферентные, то есть пока безразличные для животного. Возрастание моторной активности, например, особенно важно при использовании оперантного метода дрессировки и способов, связанных с отбором поведения.

2. Повышают активность вегетативной нервной системы и увеличивают активностьобмена веществ, что делает более эффективными двигательные реакции животных.

3. Приводят к росту чувствительности анализаторов, что выражается в усилении ориентировочной реакции. В результате этого животное с легкостью воспринимает информацию, нужную с точки зрения удовлетворения наличной потребности, и хуже воспринимает сигналы, не имеющие к этому отношения.

4. Увеличивают поисковую активность животного, его исследовательское поведение - животные начинают искать возможность удовлетворения существующей потребности.

5. Вызывают активацию памяти, что обеспечивает реализацию поискового целенаправленного поведения на основе образов цели и возможных способов их достижения, которые хранятся в памяти.

6. Способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний.

В общем виде, биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.

С точки зрения использования потребности и мотивации в дрессировочном процессе, его можно представить в следующем виде:

1. Стадия создания целесообразных потребности и мотивации, то есть когда мы создаем причины, вызывающие нужное нам поведение собаки.

2. Стадия удовлетворения данной потребности: поданная команда разрешает совершить конкретное действие, в результате которого потребность удовлетворяется. Благодаря этой стадии каждая команда приобретает прямую связь с какой-либо потребностью, а удовлетворение потребности становится подкреплением этому действию.

3. Стадия снижения значимости начальной потребности. Со временем команда будет легко вызывать определенное действие, если создана связанная с ней потребность. Однако, по мере тренированности (многократного повторения), команда приобретает свойство сама вызывать данную потребность. Так что необходимость в специальном создании соответствующей потребности со временем отпадает. Точно так же команда становится связанной со следующим за ней движением и после достаточно длительного повторения двигательная реакция может приобретать некоторую автономность по отношению к вызывавшей ее ранее потребности.

Часто мотивации, первоначально используемые для освоения действий, впоследствии заменяются на оборонительную, что гарантирует более стабильное воспроизведение необходимого действия. Дело заключается в том. что первично вызванные потребности (такие как пищевая, игровая, социальная) могут в результате конкуренции мотиваций проигрывать возникающим у животных спонтанным или навязанные окружающей средой мотивациям.

4. Стадия автоматизации действия до навыка. При многократном повторении (в результате тренировки) действие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное оно вызывает положительные эмоционапьные ощущения. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в воспроизведении данного поведенческого акта.

В обычных условиях организм испытывает не одну потребность, но, как правило, реализуется только одна. Редко удается решать одновременно две задачи, тем более если для удовлетворения различных потребностей используются одни и те же исполнительные системы.

Потребность и мотивация, которые реализовались через поведение, называются доминирующими, а становятся они таковыми в результате конкуренции мотиваций. Во время процесса конкуренции, организм производит оценку наличных мотиваций с точки зрения их важности, а также вероятности удовлетворения в данных условиях и энергетическую "стоимость" этого удовлетворения. Поэтому потребность, которую вызывает дрессировщик, должна быть такой выраженности, чтобы выдержать борьбу с другими потребностями постоянно возникающими у собаки. Только тогда собака длительное время сохранит работоспособность и заинтересованность в работе и не будет отвлекаться на посторонние раздражители.

Наиболее частыми ошибками дрессировщика является недооценка величины потребности и конкуренции мотиваций.

Чаще всего потребность создается лишением животного чего-либо. Например, чтобы создать пищевую потребность нужно какое-то время не кормить собаку или не давать ей долго бегать и гулять для того, чтобы создать потребность в физической нагрузке. Иногда потребность можно вызвать непосредственным воздействием на животное, например игровую или оборонительную потребности. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности своей собаки. Для одних собак достаточно пропустить одно кормление, чтобы создать достаточную пищевую потребность, других необходимо не покормить целые сутки. Для того, чтобы вызвать оборонительную потребность у ротвейлера необходимо приложить достаточна большие усилия, а для малого пуделя хватит шлепка свернутой газетой.

Инициация поведения наличной потребностью не всегда однозначна, так как успех ее удовлетворения зависит от внешней информации гарантирующей удовлетворение потребности, исключающей удовлетворение или делающей удовлетворений вероятностным. Обычно значение потребности в инициации поведения находится я обратной зависимости от внешней стимуляции. Такое взаимодействие потребности и внешней стимуляции получило название мотивационной изоклины.

Если наличная потребность не может быть удовлетворена в данных условиях, животное может либо отказаться от попыток ее удовлетворения либо перейти к удовлетворению следующей по значимости потребности, даже если это и не адекватно окружающим условиям. Такое поведение называют смещенной активностью. Иногда животное, во избежании фрустрации, меняет адрес поведения. Например, собака в состоянии оборонительной агрессии, вызванной помощником, находящимся вне досягаемости, может нанести покусы стоящему рядом владельцу. Такое поведение азывают переадресованной активностью или поведением.

Словарь терминов: мотивация, витальные потребности, зоосоциальные потреб-ости, потребности саморазвития, доминирующая потребность, конкуренция мотиваций, мотивационная изоклина, смещенная активность, переадресованная активность.

Контрольные вопросы:Назовите потребности входящие в группу витальных потребностей? Какие из зоосоциальных потребностей наиболее применимы в дрессировке? В чем значение потребностей саморазвития для дрессировочного процесса? Назовите общие свойства различных мотиваций? Охарактеризуйте этапы дрессировки с точки зрения использования потребности. В чем заключается значение потребности для дрессировки?

РАЗДЕЛ 6.

ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ

Потребностно - информационная и конкурентная теории эмоций. Функции эмоций (отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная). Физиологическое содержание эмоций.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

Возможность переживать животными выраженные эмоциональные состояния оказывается при помощи трех основных критериев, выделенных П. В. Симоновым. Первый критерий - наличие или отсутствие вегетативных сдвигов и характерных изменений биоэлектрической активности мозга. Вторым объективным индикатором эмоционального состояния может служить реакция другой особи того же вида на сигналы эмоциональной экспрессии партнера, феномен "эмоционального резонанса", третий. решающий критерий - отношение самого животного к своему состоянию: положительное состояние животное стремится продлить, максимизировать, отрицательное состояние - прекратить, минимизировать.

Сейчас считается, что возникновение, наличие и удовлетворение потребностей и мотиваций сопровождается специфическим состоянием центральной нервной системы имеющем достаточно выраженное внешнее проявление, которое называют эмоциональными реакциями или эмоциями. Под эмоциями понимают психическое состояние организма, отражающее значимость действующих на него объектов и ситуаций, с точки зрения существующих потребностей организма. С физиологической точки зрения, эмоциональная реакция это - активное состояние эмоциональных структур мозга, которое животное, изменяя свое поведение, стремится устранить (минимизировать), сохранить или увеличить (максимизировать).

Первой отечественной теорией, помогающей разобраться в значении эмоций в формировании поведения, стала "биологическая теория эмоций", сформулированная П.К. Анохиным (1949). Согласно этой теории, стадия формирования потребностей и основных влечений характеризуется возникновением отрицательной эмоции, мобилизующей возможности организма для получения приспособительного эффекта. Стадия удовлетворения потребностей сопровождается положительной эмоцией, которая закрепляет успешный поведенческий акт, приведший к получению полезного результата.Если же результат не согласуется с заготовленной программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску более успешных способов достижения цели.

Согласно потребностно-информационной теории П. В. Симонова, "эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта".

П. В. Симонов предложил формулу возникновения эмоций:

Э = (П(Ин-Ис)...)

где: Э - эмоция, ее степень, качество и знак;

П - сила и качество актуальной потребности;

Ин - информация о средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности;

Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект;

(Ин - Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности.

Функции эмоций.

Исследователи выделяют отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную и коммуникативную функцию эмоций.

Отражательная функция эмоций заключается в обобщенной оценке событий. На- пример, наличие пищевой потребности и ее выраженности оценивается организмом не в количестве белков или жиров необходимых ему, а в выраженности чувства голода

Побуждающая функция эмоций основывается на потребности в положительных ощущениях, особенно характерной для высокоорганизованных животных. Считают, что функцию побуждения несут два класса эмоций - ведущие и ситуативные. Ведущие эмоции направлены на цель поведения и инициируют (вызывают) поведение, удовлетворяющее потребность. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов поведения, заставляют организм действовать в прежнем направлении, менять поведение или средства.

Эмоции выполняют и подкрепляющую функцию, так как могут выступать в качестве безусловного подкрепления и имеют большое значение в процессах научения и памяти. Оказалось, что события, вызывающие выраженные эмоциональные реакции, быстрее и надежнее запоминаются животными. Более того, безусловное подкрепление не выполняет роли подкрепления без одновременного сочетания с положительными эмоциями при образовании условных рефлексов. Подкрепляющую функцию эмоций открыл В. Л. Дуров, а подтвердил его открытием "центра удовольствия"' мозга Д. Олдс.

Эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других животных. Например в опытах, когда собака-"жертва" подвергалась воздействию электрическим током на глазах у другой собаки, собака-"зритель" также испытывала отрицательные эмоции. В таких условиях оказалось возможным выработать у собаки-"зрителя" инструментальный рефлекс прекращающий воздействие током на собаку-"жертву". Подкреплением данному рефлексу служило предотвращение отрицательного эмоционального состояния.

Элементы переключательной функции эмоций характерны уже для ситуативных эмоций, но переключательная функция наиболее ярко проявляется при конкуренции мотиваций, когда определяется доминирующая среди наличных потребность. При этом может "выиграть" та потребность, удовлетворение которой наиболее эмоционально окрашено.

В мимических и пантомимических движениях, в издаваемых звуках, проявляется коммуникативная функция эмоций. Результатом внешнего проявления эмоций является передача информации о состоянии одного животного другому, что особенно важно для общественных животных в случаях кооперации и сотрудничества для осуществления совместной деятельности (охоты, охраны территории, ухода за потомством и т.п.) и влияния на поведение социальных партнеров.

У высших животных коммуникативная функция эмоций проявляется и при общении с человеком: например, известная зависимость эмоционального состояния собаки от настроения владельца.

Изучая значение эмоций в научении, И. С. Бериташвили среди других видов памяти, особо выделил эмоциональную память, характеризующуюся сохранением и воспроизведением пережитого ранее эмоционального состояния при повторных воздействиях раздражителей, вызвавших первичное возникновение этого состояния. Эмоциональная память, в отличие от условно-рефлекторной, формируется очень быстро, часто с первого раза и носит непроизвольный характер запоминания и воспроизведения.

Считается признанным мнение, что удовлетворение любой потребности связано с появлением положительного эмоционального состояния.

Словарь терминов: эмоциональное состояние, эмоциональная память.

Контрольные вопросы: Дайте определение эмоционального состояния. Перечислите функции эмоций. В чем заключается переключательная функция эмоций? Значение подкрепляющей функции эмоций для дрессировочного процесса.

РАЗДЕЛ 7.

Наши рекомендации