Основные средства и носители политической рекламы.
· теле-, видео-, наружная реклама;
Телевидение — самое дорогое, но и самое эффективное средство рекламы. Его роль основана на двух факторах, тесно связанных между собой.
Первый фактор — особенность воздействия телевидения на массовое сознание, создающего так называемый эффект присутствия. Все то, что телезритель видит на экране, воспринимается им как реальность, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий. Отсюда — высокий уровень доверия телевидению.
Второй фактор — процесс персонификации политики, обусловленный в значительной степени спецификой телевидения. Оно многократно усиливает роль личностных черт кандидата и в то же время снижает роль его партийной принадлежности. Так, специалисты считают, что избиратель принимает решение прежде всего на основании оценки личности кандидата. На втором месте по значимости для избирателей стоит способность кандидата выполнять ту работу, на которую он претендует. Политические вопросы, партийная принадлежность, по данным исследователей, находятся на третьем месте.
Персонификация политики — процесс естественный. На передний план выходят такие характеристики, как внешность, манера поведения, жестикуляция, голос, грамотность речи. Они оказываются чрезвычайно важными для восприятия имиджа политического лидера.
Можно выделить несколько жанров телевизионной политической рекламы.
· телевизионное политическое выступление
Речь идет о рекламе, построенной по принципу прямого общения со зрителями — выступления лидеров перед телеаудиторией и участие их в тёледебатах.
· замещенные выступления в виде спотов, видеоклипов, видеофильмов и пр.
Спот — наиболее краткое рекламное представление, закрепляющее в сознании избирателей определенный имидж кандидата.
Видеоклип — более продолжительное рекламное сообщение о политике, содержащее несколько монтажных фрагментов с обязательным присутствием политика или представителей организации.
Видеофильм — самое продолжительное рекламное сообщение, вмещающее еще более объемную и разноплановую информацию о политике (политической организации).
· телевизионные политические шоу
· политический комментарий
Политический комментарий может содержать прямую рекламу политика или партии, реклама может иметь завуалированный характер. Нередко комментарии носят акцентированную негативную направленность («слив компромата» и т. п.).
· дебаты;
· фотопортреты, видеопортреты, карикатуры;
· устная политическая реклама;
Радио
Ключ к успеху в радиорекламе — простота и повторяемость материала. Краткое, легко воспринимаемое на слух обращение, с многократным повторением может оказать влияние на слушателей-избирателей. Здесь, как и на телевидении, можно обнаружить корреляцию между интенсивностью рекламы и результатами голосования.
· сувенирная рекламная продукция;
· гимны, песни;
· интернет реклама
· пресса
Пресса Специфика политической рекламы в прессе обычно зависит от типа издания, привлеченного для размещения рекламного материала.
Можно выделить:
· политически нейтральные издания (в них могут размещать свои материалы самые разные политические силы и кандидаты, даже принципиально противостоящие друг другу);
· издания, поддерживающие идеологию определенного политического лагеря (в таких изданиях осуществляется отбор рекламных сообщений);
· печатные органы партий, объединений и издания, курируемые политическими лидерами (здесь политическая реклама имеет строго ориентированный характер)
· специальные выпуски периодических изданий и специализированные издания на период выборов (они ориентированы на поддержку конкретных политических партий и лидеров).
В качестве жанров политической рекламы в периодической печати рассматриваются следующие:
• традиционные виды печатной рекламной продукции, предназначенные для почтовой рассылки и раздачи, размещенные на страницах газет и журналов (объявления, политические листовки, плакаты, адаптированные к размерам газетной полосы);
• программные документы и выступления (речи, обращения, дискуссионные материалы);
• традиционные газетно-журнальные жанры, адаптированные к рекламным целям (рекламные публикации в форме интервью, политических портретов, очерков).
Особое место среди политической печатной продукции рекламного характера занимает листовка. Ее основная цель состоит в том, чтобы, используя язык визуального воздействия на избирателя (по-старому — наглядной агитации), актуализировать имидж кандидата, мобилизовать людей на его поддержку, ослабить пропагандистские усилия соперника. Листовка — наиболее подходящая для достижения этой цели форма рекламной продукции. Относительная дешевизна, простота и доступность написания, изготовления и восприятия делает ее незаменимым орудием воздействия на массы.