Основные характеристики некоторых моделей восприятия рекламы
Уровень воздействия | Модели восприятия рекламы | ||||
AIDA | АССА | DIBABA | DAGMAR | Одобрение | |
Когнитивный | Внимание | Внимание | Определение потребностей и желаний | Узнавание марки | Осознание потребности покупателя |
Аффективный | Интерес | Восприятие аргументов | Отождествление потребительских нужд с предложениями рекламы | Ассимиляция (осведомление о качестве товара) | Интерес |
Суггестивный | Желание | Убеждение | Подталкивание покупателя к необходимым выводам о покупке. Желание | Убеждение — формирование психологической предрасположенности к покупке | Оценка |
Конактивный | Действие | Действие | Создание благоприятной обстановки для покупки | Действие | Проверка |
Аффективный (после покупки) | — | — | — | — | Одобрение |
Примечания: 1. AIDA — от англ. attention — interest — desire — action — внимание — интерес — желание — действие.
2. АССА — от англ. attention —comprehension —convection—action — внимание —восприятие аргументов—убеждение—действие.
3. DIBABA — название модели является аббревиатурой немецких определений шести фаз процесса продажи — определение потребностей—отождествление нужд—подталкивание к покупке —учет реакции —вызов желания —создание благоприятных условий.
4. DAGMAR — от англ. defining advertising goals —measuring advertising results — определение рекламных целей —измерение
рекламных результатов.
5. Одобрение: осознание необходимости, возникновение интереса — оценка и проверка качеств — одобрение.
подталкивание покупателя к положительному выводу о необходимости покупки, которое ассоциируется с его потребностями;
учет предполагаемой реакции покупателя;
вызов у покупателя желания приобрести товар;
создание благоприятной для покупки обстановки.
DAGMAR — модель, в соответствии с которой акт покупки проходит следующие четыре фазы:
узнавание марки товара;
ассимиляция — осведомление покупателя (адресата) о качестве товара;
убеждение — психологическое предрасположение покупателя к покупке;
действие — совершение покупки покупателем (адресатом рек ламы).
Эффективность каждой из указанных в табл. 2.1 моделей рекламы определяется приростом числа покупателей на каждой из фаз!
Качественное отличие модели DAGMAR от моделей, ориентированных на действие, — это исходная посылка, при которой совершение покупки определяется всеми элементами комплексемаркетинга.
Модель «Одобрение» предполагает прохождение потенциальным покупателем фаз осознания необходимости покупки, возникновения интереса к рекламируемому товару, оценки его основные качеств, проверки и опробования товара и фазы его одобрения.
Рассмотренные модели восприятия рекламы являются реализацией концепции иерархии воздействий, которая связана непосредственно с психологией человека.
Влияние объема и интенсивности внимания на восприятие рекламы. Впроцессе восприятия рекламы важное значение имеет объем внимания, уделяемого ей человеком (покупателем). Считается, что взрослый человек может охватить своим вниманием одновременно от четырех до шести объектов. При уменьшении числа объекта внимание становится более концентрированным, что способствует более глубокому их восприятию. Углубленная и устойчивая сосредоточенность внимания зрителя на рекламном сообщении — одно из условий эффективности рекламы. Если изобразительная часть рекламы перегружена деталями, зритель не может одновременно воспринять весь объем изображения.
Существует определенная зависимость между объектом внимания, интересом потребителя к рекламируемому товару и его потребностью в нем. Специфику объема внимания особенно важно учитывать при создании рекламных кино-телероликов, радио сообщений и других средств передачи рекламы. На эффективность рекламного воздействия оказывает влияние интенсивность внимания, т.е. определенная часть психической деятельности, затрачиваемой человеком при восприятии рекламы.
Установлено, что наибольшие затраты нервной энергии происходят в тех случаях, когда рекламное сообщение исходит от авторитетного лица. Удержание интенсивности внимания на определенном уровне в единицу времени свидетельствует об его устойчивости. Благоприятными условиями для создания устойчивого внимания, например, к рекламной телепередаче служат средняя скорость ее вещания, оптимальный объем, разнообразие сюжетов, а также определенное чередование речевого и музыкального .Сопровождений, различный режим подачи материала, показ товаров в действии, позволяющие избежать монотонности (рис. 2.1). Произвольное и непроизвольное внимание к рекламе является следствием разных причин.
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, осознанные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как (объектов внимания (рекламное сообщение). Направленность и концентрация внимания при этом зависят не от особенностей самих предметов (воздействий), а от поставленной или намеченной цели, задачи. В таких условиях нередко требуется определенное усилие
RoLsen
Рис. 2.1. Реклама компании
воли, необходимое для того, чтобы сохранить в памяти рекламное сообщение. Это особенно проявляется при наличии в окружающей обстановке посторонних сильных раздражителей, когда приходится сосредоточиваться как бы вопреки их воздействию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление воли.
Непроизвольное внимание вызывается внешним видом или свойствами рекламного средства, выступающего в роли раздражителя, к которым относятся динамичность, интенсивность, контрастность, размер. Чем интенсивнее рекламный раздражитель воздействует на органы чувств человека, тем выше степень внимания к нему. Броский рекламный лозунг на газетной полосе, эмоциональная лексика радиообращения, сопровождаемая ритмичной музыкой, острый сюжет телефильма — все эти раздражители вызывают непроизвольное внимание человека. На рис. 2.2 приведена схема характеристик поведения потребителя.
ФАКТОРЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Культура Семья Личность Ценности Этап жизни Ресурсы Доход Мнения Установки Опыт Мотивации Друзья Чувства Этнос Знание | ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ Бренд Витрины Реклама Качество Продвижение Магазин Цена Лояльность Услуги Доступность Удобство Отзывы Упаковка | ||||||||||
ПОТРЕБИТЕЛЬ | |||||||||||
ПРИОБРЕТЕНИЕ Как вы решаете, что хотите купить? Другие товары, которые вы рассматриваете в качестве возможной покупки? Где вы покупаете? Как вы платите за товар? Как вы доставляете товар домой? | ПОТРЕБЛЕНИЕ Как вы используете товар? Как вы храните товар дома? Кто пользуется товаром? Как много вы потребляете? Как товар отвечает вашим ожиданиям? | ОСВОБОЖДЕНИЕ Как вы избавляетесь от остатков товаров? Как много вы выбрасываете после использования? Вы перепродаете сами или через комиссионные магазины? Как вы перерабатываете некоторые товары? | |||||||||
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Рис. 2.2. Факторы, управляющие потребителем, и его поведенческие
характеристики
Однако такие способы интенсификации внимания к рекламе имеют определенные границы — порог восприятия. Превышение этого порога приводит к тому, что люди перестают воспринимать «кричащую» рекламу. Наиболее пристальное внимание реклама привлекает благодаря своей необычности, уникальности, новизне. Другие способы повышения непроизвольного внимания к рекламе заключаются в нарушении привычного фона восприятия или , резком изменении характера раздражителей. Непроизвольное внимание зрителя привлекает резкая смена неторопливой речи диктора динамичным репортажем или движущимся изображением, Повторяемостью отдельных кадров. Особенно легко удерживается внимание к рекламе с помощью контрастных раздражителей, например изображение рекламируемого товара на контрастном фоне. Важным фактором в процессе привлечения внимания рекламой является соответствие ее раздражителей внутреннему состоянию и потребностям лица, которому она адресована. Восприятие человека отбирает из рекламного сообщения лишь самое нужное для его жизнедеятельности и не воспринимает то, что субъективно не представляется ему необходимым.
2.2. Приемы и способы привлечения внимания
к рекламе
В рекламной деятельности используются следующие приемы и способы привлечения внимания потенциального покупателя.
Прием новизны. В рамках этого приема каждое рекламное средство для усиления внимания к объекту рекламы должно сообщать о нем что-то новое, дополнять имеющиеся сведения ранее неизиестными новыми данными. При использовании в рекламе приема новизны необходимо учитывать некоторые психические особенности восприятия человека. Наиболее легкий путь воздействия — информация о совершенно новом товаре неожиданно для аудитории, когда у покупателя еще не сложилось определенное отношение к нему или, наоборот, когда у него созрела готовность к изменению первоначального решения.
Прием использования потребностей и интересов людей. Наиболее простой способ привлечения внимания аудитории к рекламе — это ее соответствие интересам, желаниям и потребностям людей в том или ином товаре.
Прием проблемной ситуации. Перед аудиторией ставится проблема — как быть? Такая постановка вопроса побуждает людей к размышлению, вызывает потребность глубже вникнуть в существо проблемы.
Прием соучастия. Чаще всего к нему прибегают в телерекламе и ведении репортажей с презентаций, выставок-продаж, пока-
моделей, дегустаций и т.п. Телекомментатор, пользуясь этим
приемом, делает телезрителей соучастниками событий, показанных на телеэкране.
Прием юмора. Редко используемый в рекламе прием при правильной подаче дает высокий результат из-за хорошей запоминаемости.
Кроме рассмотренных имеются другие рекламы более узкой направленности. Например, для перевода непроизвольного внимания в произвольное используются следующие приемы:
а) привлечение факторов, связанных с рекламируемым товаром;
б) привлечение внимания к достоинствам товара, его известности, товарной марке;
в) применение интригующих заголовков, заставляющих прочитать текст до конца;
г) убедительность текста;
д) расположение в определенном порядке элементов рекламы
от менее существенных к более значимым;
е) использование многообразия шрифтов, чтобы акцентировать внимание на наиболее значимой информации;
ж) выделение определенных положений текста с помощью;
изменения цвета шрифта;
з) неожиданное начало рассказа о рекламируемом товаре;
и) введение в рекламный текст элементов интриги, использование конфликтной ситуации в монологе или диалоге.
Способы реагирования на рекламу.Приемы привлечения внимания к рекламе вызывают у человека рациональную, эмоциональную и подсознательную реакции, которые в рекламной деятельности принято называть способами реагирования на рекламу.
Рациональный и эмоциональный способы реагирования (восприятия) на рекламу означают, что в процессе удовлетворения потребностей современного человека преследуются не только прагматические цели (польза), но и получение положительных эмоций, что связано с возникновением удовлетворения от покупки красивой престижной вещи в благожелательной обстановке и в нарядной упаковке.
Рациональный способ реагирования опирается на способность человека к логическому мышлению. В основе его лежат сообщения потенциальному покупателю объективных сведений о товаре, его качествах и способах применения.
Эмоциональное реагирование как сопутствующее рациональному может быть усилено за счет удачного изобразительного решения.
Рациональное и эмоциональное восприятие неотделимы друг от друга в силу природы познания и особенностей человеческой психики. Для того чтобы реклама производила эффект, рациональное и эмоциональное начала в рекламном сообщении должны
быть использованы в оптимальных пропорциях. При донесении рекламной информации до покупателя необходимо активизировать как рациональную, так и эмоциональную его реакцию. Дополняя друг друга, они становятся сильным средством рекламного воздействия на человека.
Подсознательный способ реагирования означает, что в процессе удовлетворения потребностей человека преследуются в первую \очередь цели удовлетворения установок и интуиции человека.
2.3. Поведение человека в процессе принятия решения о покупке
Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают люди во время приобретения, потребления товаров и услуг, а также освобождения от них.
В определении поведения человека при принятии им решения о покупке включено несколько видов действий (рис. 2.3), а именно:
а) осознание потребности (необходимости покупки);
б) приобретение — действие, относящееся к поступкам, ведущим к покупке и включающим как заказ, так и покупку товара.
В него входят: поиск информации об особенностях продукта при Ьго выборе; оценка альтернативных товаров или товарных марок; покупка;
в) потребление — действие, определяющее, как, где, когда и
при каких обстоятельствах потребители используют товары;
ОСОЗНАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
ПРЕДПОКУПОЧНАЯ ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ
ПОКУПКА
ПОТРЕБЛЕНИЕ
ОЦЕНКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ
ОСВОБОЖДЕНИЕ
Рис. 2.3. Схема действий потребителя при принятии решения о покупке
товара
|
|
Рис. 2.4. Схема осознания покупателем потребности в покупке того или иного товара
г) освобождение — действие, включающее то, как потребители избавляются от товаров и упаковки.
Поведение потребителей обусловлено необходимостью удовлетворения возникающих у них потребностей и желаний. В конечном счете приобретаемые людьми товары и услуги являются результатом принимаемых ими решений по наилучшему удовлетворению своих потребностей.
Процесс принятия решения представляет собой своеобразную карту (схему) хода мыслей человека, с помощью которой компании (предприятия, фирмы и т.д.), производящие товары и услуги, и менеджеры могут разрабатывать стратегию продвижения своих товаров и услуг (рис. 2.4).
Этот процесс объединяет действия, которые осуществляются при принятии решения, и представляет собой размышления, оценки и поступки человека.
Потребность в самореализации
Потребность признания и самоутверждения
Потребность в принадлежности и причастности
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
42
К участникам процесса принятия решений относятся: инициатор; лицо, оказывающее влияние; лицо, принимающее решение (окончательный выбор); лицо, совершающее покупку (выполнение принятого решения); пользователь, или потребитель (оценка совершенного действия).
Процесс осознания человеком потребности в виде схемы иерархии потребностей по А. Маслоу представлен на рис. 2.5. Этот процесс во многом зависит от того, насколько велико расхождение между фактическим состоянием (текущая ситуация) человека (потребителя) и желаемым, т.е. ситуацией, в которой он хотел бы оказаться. Осознание потребности происходит тогда, когда расхождение между желательным и фактическим состоянием дел становится ощутимым.
2.4. Восприятие человеком потребительской ценности
товара
Во многом осознание человеком своих потребностей связано с оценкой им потребительской ценности товара — оценочного суждения человека (потребителя) о способности товара удовлетворить его потребности.
Тот, кто производит (продает) товар или оказывает услуги, должен знать потребности покупателей, только тогда он получает возможность продуктивно работать над созданием новых товаров и усовершенствованием старых, разрабатывать более эффективные коммуникационные программы и создавать удобные для конечных пользователей каналы распределения.
Товаропроизводители должны постоянно осуществлять мониторинг потребительской ценности своих товаров. На восприятие людьми своих проблем и способов их разрешения оказывают влияние семья, здоровье, возраст, доход, референтные группы и другие факторы. Изменения в потребительской ценности нередко открывают перед компаниями новые маркетинговые возможности.
Осознав необходимость, человек начинает поиск информации и того, что способно удовлетворить его потребности. Поиск может быть внутренним, заключающимся в восстановлении в памяти необходимых знаний. Если этого оказывается недостаточно, осуществляется внешний поиск, т.е. обращение за информацией к членам семьи, друзьям и непосредственно к товаропроизводителю. Поиск может быть активным или пассивным.
Иногда человек включается в поиск неожиданно, побуждаемый часто неподконтрольными ему ситуационными факторами.
Продолжительность и глубина поиска определяются личностью потребителя, его социальным положением, уровнем дохода и стоимостью задуманной покупки, прошлым опытом и предварительным восприятием ценности торговой марки для потребления.
Обработка информации о потребительской ценности включает в себя следующее стадии:
а) контакт. С получением информации сразу же начинается ее
первичная обработка;
б) внимание. После контакта включается способность к переработке входящей информации. На этой стадии покупатели игнорируют попытки рекламы убедить их и полагаются на собственные
способности выбирать товар и оценивать его ценность;
в) понимание. Человек мысленно анализирует информацию и сравнивает ее с хранящейся в памяти;
г) принятие или непринятие решения о покупке;
д) сохранение рекламного сообщения в памяти.
Многие покупатели способны вырабатывать различные оценочные критерии потребительской ценности одного и того же товара, что является положительным фактором.
Некоторые рассматриваемые при оценке потребительской ценности характеристики товара являются существенными, другие — определяющими (детерминирующими).
Человек обычно рассматривает как потенциально наиболее важные существенные признаки товара: цену, надежность и т. п. К детерминирующим признакам относится, например, дизайн. Обычно определяют, какую торговую марку и какой магазин выберет покупатель при идентичности существенных характеристик товара.
Решившись на покупку, человек выбирает розничного продавца, приходит в магазин и осуществляет свой выбор уже внутри магазина. На удовлетворение потребностей покупателя важнейшее влияние оказывают продавцы, витрины, электронные СМИ и реклама в месте продажи.
После того как покупатель совершил покупку и стал владельцем товара (потребителем), он его потребляет.
Потребитель будет удовлетворен покупкой в тех случаях, когда его ожидания совпадут с воспринимаемыми им эксплуатационными характеристиками товара. Если опыт потребления и эксплуатационные характеристики не оправдывают ожиданий потребителя, он ощущает неудовлетворенность.
Результаты потребления имеют значение, потому что потребители хранят свои оценки в памяти и обращаются к ним, принимая решение о покупке товара этой торговой марки в следующий раз. При высокой степени удовлетворения потребитель будет принимать последующие решения о покупке намного быстрее.
Важнейший детерминант (показатель) удовлетворения — потребление, т. е. то, как покупатели используют купленные ими товары. При неправильном использовании даже очень хороший товар вряд ли способен принести потребителю удовлетворение, поэтому большое значение для повышения удовлетворения от покупки приобретают сервис, гарантии, обучающие программы.
Когнитивный диссонанс.Как восприятие потребительской ценности купленного товара он характеризуется тем, что даже если товар функционирует на ожидаемом уровне, потребители могут пересмотреть свое покупательское решение, особенно относительно дорогих покупок.
Покупатели часто задают себе такие вопросы:
«Правильное ли решение я принял?»
«Все ли варианты я рассмотрел, покупая этот предмет?»
«Могу ли я сделать более удачную покупку?»
Эти вопросы свидетельствуют о послепокупочном сожалении, или когнитивном диссонансе. Чем выше цена товара, тем сильнее Когнитивный диссонанс, для снижения которого опытные продавцы(производители) предпринимают ряд мер:
организуют телефонные службы, куда можно обратиться с вопросами об использовании товара;
снабжают товар ярлыками с подробными рекомендациями для потребителей;
проводят мониторинг удовлетворенности покупателей от функционирования товара.
Подобная практика позволяет убедиться, удовлетворены ли покупатели покупками и обеспечены ли покупки всей необходимой информацией.
Мотивация и факторы, влияющие на покупку товара.Удовлетворение одной потребности нередко происходит за счет другой. Компромиссные решения по поводу удовлетворения различных потребностей порождают мотивационный конфликт, который имеет три основные формы:
«приближение-приближение» — человек должен выбрать один из двух или более желательных вариантов;
«избежание-избежание» — выбор между двумя или более нежелательными вариантами;
«приближение-избежание» — поведение влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия.
Разрешение мотивационного конфликта требует, чтобы люди определяли очередность своих потребностей. Наиболее известным подходом к определению относительной приоритетности потребностей является иерархия Маслоу (см. рис. 2.5), ценность которой состоит в том, что она напоминает людям о необходимости оценивать потребности в соответствии с их значимостью. Различия между потребителями с точки зрения ранжирования потребностей влияют на то, как они оценивают товары. Разные потребности побуждают потребителей искать в продуктах различные выгоды.
Сила мотивации зависит от важности потребности. Потребности, которые, по мнению потребителей, являются наиболее важными, будут удовлетворяться более быстро.
Об интенсивности мотивации можно говорить на примере вовлеченности, под которой специалисты рекламы понимают степень предпочтения объекта или поведения для человека. Чем сильнее люди мотивированы к удовлетворению своих потребностей, тем выше их вовлеченность в потенциальный источник их насыщения. Важность понятий вовлеченности и интенсивности мотивации состоит в том, что они детерминируют количество усилий, прилагаемых людьми к удовлетворению своих потребностей (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Реклама компании ИКЕЯ
Существуют и другие классификации мотивации покупателей: сознательные и бессознательные; сильные и слабые; постоянные и временные; позитивные и негативные; рациональные и эмоциональные. Методы повышения мотивации покупателей включают:
преодоление ценовых барьеров;
нематериальное стимулирование;
программы лояльности;
увеличение ощущаемого риска, т. е. удаление тревоги и волнения покупателей относительно последствий их поведения;
стимулирование любопытства потребителей.
Выделяют следующие факторы мотивации, влияющие на восприятие потребительской ценности:
а) знания покупателей о существовании товара, об атрибутах
товара и связанных с ним ассоциациях, о покупке, покупателях и
использовании ими товара, предпочтениях;
б) недостаток знаний о товаре или нежелательные знания о
нем;
в) новое позиционирование товара;
г) новые способы использования товара;
д) намерения покупателей — намерения приобрести что-то в
будущем в первый раз или повторно;
е) установки (предпочтения) покупателей;
ж) внешнюю среду, включающую национальную культуру (цен-
эсти и нормы), а также социальный статус покупателя.
2.5. Суггестия (внушение) в рекламе
С середины XX в. применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты о рекламе взяли на вооружение психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров.
Именно в этот момент доминирующими стали следующие факторы:
пропаганда среди населения чувства недовольства тем, что у чего есть, и всемерное побуждение его ко все новым и новым покупкам;
обращение к стимулам, хранящимся в подсознании людей, ранее ставшими потребителями товара этой торговой марки.
Слово «бессознательное» стало девизом и содержанием нового направления в рекламе, так как исследования показали, что реклама, использующая технологии воздействия на подсознание, не пробуждает новых потребностей, но она эффективна в области принятия решений о покупке.
Товар в рекламе стал подаваться привлекательным подсознательно. В основе привлекательности стала использоваться сексуальность. Одним из главных мотивов стало отождествление това-
pa, услуги с подсознательными сексуальными мотивами, предпочтениями. Товары начали делать привлекательными с помощью обнаженной или полуобнаженной натуры. Скрытые сексуальные мотивы в рекламе стали доминировать, и потенциальному покупателю предлагали домысливать и фантазировать о потребительских свойствах понравившегося ему товара или услуги.
Во второй половине XX в. в рекламе также стали широко применяться гипнотические подходы, так как манипулирование сознанием покупателя в процессе посещения магазина позволяло склонить его к совершению импульсивной покупки.
Психоаналитический и гипнотический подходы в рекламе связаны с понятием суггестии.
Суггестия,или внушение,— это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания рекламного обращения и товара, не требующий ни развернутого анализа, ни оценки, но обеспечивающий бессознательную готовность купить товар или услугу.
Психологи утверждают, что суггестия возможна в современном обществе, так как в нем доминируют в массовом масштабе следующие негативные характеристики покупателя как индивидуума: неуверенность, робость, низкая самооценка, впечатлительность, слабость логического анализа.
Мир вокруг нас настолько динамичен, что эти негативные характеристики становятся характерными для все большего числа людей. Это проблемы постиндустриального общества и они вряд ли будут разрешены в ближайшее время. Перечисленные негативные характеристики индивидуума как покупателя и динамичность постиндустриального общества приводят:
к широкому распространению психических состояний, таких, как стресс, заболевание, утомление;
формированию у покупателя невысокого уровня осведомленности и компетентности. Товары и услуги обновляются настолько быстро и их столь много, что сейчас большая проблема для производителей сформировать у людей лояльность к своему товару и выделить его из общей массы;
высокой степени значимости случайных факторов при покупках в условиях неопределенности относительно потенциальной удовлетворенности покупателя от покупки.
В постиндустриальном обществе отработаны приемы суггестии, используемые при манипулировании сознанием покупателя. Приведем некоторые из них:
конкретность и образность ключевых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, а содержание легко образно представить, существенно повышает эффект внушения. А вот абстрактные понятия резко снижают силу внушения;
конкретность и образность качеств. Произнеся слово «яблоко», вряд ли можно привлечь чье-либо внимание. Совсем другое дело — качественные признаки: сочное, румяное, сладкое, зеленое, мелкое, твердое, кислое, червивое. Разница заметна даже по воображаемым вкусовым ощущениям;
избегание отрицательных слов «нет» и «не»;
воздействие звукосочетаниями. Возможность целенаправленно воздействовать на человека, его эмоции с помощью определенных слов и словосочетаний известна с древности. Некоторые из них способны вызвать не только определенные эмоции, но и подсознательно восприниматься как образы;
речевая динамика — одно из сильнейших средств суггестии. Основные приемы речевой динамики, способные повысить суггестию, — мягкость и сила голоса, богатство интонаций, паузы, высокий темп речи.
В рекламном деле существует много способов введения покупателей в состояние транса, к которым относятся:
показ состояния транса (когда я вижу товар А, я замираю);
возрастная регрессия (поведение школьников и студентов, бабушек и внуков);
использование естественных состояний транса (состояния после пробуждения, перед засыпанием, использование словесных описаний — комфорт, уют, покой, расслабленность и т.п.);
перегрузка сознания (два одновременно говорящих персонажа, быстрое и хаотичное чередование картинок в кадре);
разрыв шаблона (ситуация, когда вас неожиданно хватают за рукав и объясняют преимущества рекламируемого товара);
использование полной неопределенности, непредсказуемости (зритель до последнего момента не догадывается, что именно рекламируется);
применение новых слов;
техника рассеивания (выделение ключевых слов в рекламном обращении);
персевирация (многократные повторения одинаковых сообщений в одном или нескольких СМИ);
обращение к авторитетному лицу.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие внешние и внутренние факторы воздействуют на человека?
2. Какие виды рекламных раздражителей вы знаете?
3. Какие факторы влияют на силу воздействия рекламного сообщения
на человека?
4. Что такое произвольное и непроизвольное внимание?
5. Какую роль для производителей играют знания о поведении потребителей?
6. Из каких основных действий состоит поведение потребителей?
7. Кто является основным участником процесса принятия решений?
8. Что такое потребительская ценность и каковы основные модели ее
восприятия?
9. Какие основные модели восприятия потребителем рекламы вы знаете? Отчего возникают барьеры в восприятии рекламы?
10. Что относится к психоаналитическим и суггестивным подходам в
рекламной деятельности?
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте рекламные кампании известных вам российских
и зарубежных компаний, направленные на изменение покупательского
поведения. Укажите их преимущества и недостатки.
2. Опишите модели поведения потребителя, приобретающего продукты питания, одежду и бытовую технику. В чем состоят их основные различия?
3. Проанализируйте, как взаимосвязь между имеющимися у покупателя свободным временем и количеством денег может повлиять на маркетинговую стратегию крупного розничного магазина в центре города.
ГЛАВА 3
РЫНОК РЕКЛАМЫ И ЕГО УЧАСТНИКИ
Критика рекламы. Правовой и добровольный контроль рекламной деятельности. Государственное регулирование рекламной деятельности. 5щие вопросы регулирования рекламной деятельности в России. Специфические вопросы регулирования рекламы в России. Закон РФ «О рекламе». Требования к рекламе. Товарные знаки. Основные запреты и ограничения. Добровольное (негосударственное) регулирование рекламной деятельности. Саморегулирование рекламной отрасли. Рекламные объединения и ассоциации в России. Ответственность участников рекламой деятельности за нарушения законодательства. Международный кодекс рекламной практики. Этические стандарты кодекса. Контрольные опросы и задания. Задания для самостоятельной работы.
3.1. Регулирование рекламной деятельности 3.1.1. Критика рекламы
Ролики компании «Данон Актимель» (Danone Actimel), в которых дети по очереди облизывали леденец и откусывали от яблока, поднятого с земли, демонстрировались на разных каналах телевидения с сентября 2002 по март 2003 г. 4584 раза. Мальчика, который не мог дотянуться до верхней кнопки лифта, телезрители могли видеть в рекламе «Растишки» 1473 раза. Конфедерация эбществ потребителей предъявила претензии компании «Данон Актимель» (далее — «Данон») и потребовала снятия с телеэфира гих роликов, так как они приписывают этим молочным продуктам ряд несуществующих свойств и тем самым вводят потребители в заблуждение. Интересно, что во Франции компания «Данон» отозвала рекламный ролик, в котором ребенок съедал пече-1ье, оброненное в песок. Представитель компании признал, что содер