В.и.хапенков, о.в.сагинова, д.в.федюнин
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В.И.ХАПЕНКОВ, О.В.САГИНОВА, Д.В.ФЕДЮНИН
ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕКЛАМНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Допущено
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для образовательных учреждений
начального профессионального образования
Москва 2005
УДК 659.1(075.32) ББК 76.006.5я722 Х199
Рецензенты:
зам. директора Технологического колледжа № 309 Е.В Максимова;
науч. сотрудник лаборатории методического обеспечения профессии
легкой промышленности и сферы услуг Л. В. Солинова
Хапенков В. Н.
Х199 Организация рекламной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н.Хапенков, О.В.Сагинова, Д.В.Федюнин. — М.: Издательский Центр «Академия», 2005.-240 с.
ISBN 5-7695-1920-7
Даны основные понятия о рекламе, ее видах, способах и средствах распространения. Изложены вопросы продвижения товаров на рынке, интегрированных маркетинговых коммуникаций, государственного регулирования рекламы, структуры рекламного рынка. Рассмотрены характеристики поведения человека, влияющие на его восприятие рекламы. Приведены основные этапы планирования рекламной кампании, особенности организации и проведения рекламных кампаний торговых и промышленных предприятий.
Для начального профессионального образования. Может быть рекомендовано специалистам рекламных агентств и отделов.
УДК 659.1(075.32) ББК 7б.006.5я722
© Хапенков В.Н., Сагинова О. В., Федюнин Д. В., 2005
ISBN 5-7695-1920-7 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2005
© Оформление. Издательский Центр «Академия»,2005
ВВЕДЕНИЕ
В конце 1999 г. Рекламный совет России (РСР) и Международная ассоциация рекламы (IAA) определили, что доверие российских граждан к рекламе падает. Было решено провести кампанию, призванную остановить эту неприятную тенденцию. Кампания |прошла на телевидении в апреле—мае 2000 г. По оценке компании «ТНС Гэллап Эдфакт» (TNS Gallup AdFact) она стоила 269 тыс. долл. США. Когда представители ассоциации опросили около 28 тыс. россиян из 29 городов, то выяснилось, что их отношение к рекламе за этот период еще больше ухудшилось. Сравнение доверия рекламе населения из других стран говорило о том, г что рекламный бизнес в России малоперспективен.
IAA опубликовала в газете «Ведомости» 18 декабря 2000 г. ре-зультаты своего последнего исследования отношения к рекламе потребителей, проведенного в семи странах бывшего СССР, а также в Египте, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Турции и Чехии. Оказалось, что больше всего рекламу не любят в России. Из числа опрошенных лишь 41 % россиян согласились с утверждением, что реклама обеспечивает более широкий и простой выбор товаров и услуг. В некоторых странах этот показатель составил: в Азербайджане 89, Египте 90, Латвии 74, Польше 80 %. Наименьшее доверие у россиян вызывает звуковая реклама в метро: за доверие ей высказались 0,9 % опрошенных. За доверие рекламе на рабочих местах и на транспорте высказались 2 % опрошенных, телевизионной рекламе доверяют около 10 % россиян, а рекламе в газетах — 16 %.
Интересные цифры для тех, кто начинает изучение курса «Орга-низация рекламной деятельности», не так ли? Что же заставляет частные и государственные компании, крупные и не очень крупные фирмы и предприятия тратить немалые средства на рекламу товаров, изобретая все новые рекламные средства. Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно вспомнить, какие инструменты есть у организации, стремящейся привлечь к произведенному ею товару покупателя.
Эти инструменты, называемые в маркетинге элементами комплекса маркетинга, или четырьмя «пи», включают сам продукт с его уникальными характеристиками (product), цену (price), канал рас-пределения (place) и продвижение продукта на рынке (promotion). Изначально главным игроком на рынке стал производитель: он придумал, разработал и произвел товар и соответственно ре-
шал, по какой цене и каким образом предложить его покупателю. Производитель выяснял, кому его товар может быть интересен, убеждая потенциального покупателя в привлекательности своего товара, используя для этого различные средства. Такая модель рынка получила название рынок производителя.
Сегодняшний производитель товара, как и ранее, обладая информацией о рынке, стремится диктовать другим его участникам свои условия. По этой модели сейчас работает такой гигант, как фирма «Майкрософт» (Microsoft — производитель компьютеров и программного обеспечения к ним).
Постепенно с развитием розничных сетей и крупных торговых центров в цепи доведения товара от производителя к потребителю большую роль стали играть торговые посредники, создавшие свои достаточно сильные компании для того, чтобы, в свою очередь, диктовать условия производителям. Они не только стали выбирать ассортимент товаров для продажи в своих торговых помещениях, но и начали устанавливать цены, покупая товар у производителя оптом, фасуя и продавая его уже под своей маркой. Зайдите в любой крупный супермаркет, и вы увидите весь ассортимент продаваемых в нем товаров с названием этого супермаркета на упаковках, понимая, что произведены эти товары, конечно, не супермаркетом. Использование собственных торговых марок — одна из черт этой модели рынка, которую можно назвать рынком посредника. Эту модель рынка успешно используют во многих странах мира создатели сети ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» (McDonald's).
С развитием информационных технологий и сети Интернет обладатели каналов сети перестали зависеть от воли производителя и посредника. Теперь можно, не выходя из дома, узнать, в каких торговых предприятиях есть интересующий вас товар, сравнить цены и заказать этот товар с доставкой на дом. Покупатели получили новые возможности приобретения товаров на рынке. Теперь компании не спешат расхваливать свой товар, они сначала слушают, чего именно хочет потребитель. Производитель компьютеров компания «Делл Инк» (Dell Inc.) на своем сайте спрашивает, для каких целей приобретает оборудование потребитель, как он собирается его использовать, а затем советует, в какой комплектации и какой мощности компьютер лучше всего купить. Модель рынок, ориентированный на потребителя, сейчас используют все Интернет-магазины. К сожалению, доступно это пока немногим россиянам.
Сложность маркетинговой деятельности в современном мире не в существовании разных моделей организации бизнеса, а в том, что они используются одновременно и рекламодатель (компания, предприятие, фирма и т.д.) должен сочетать в своей деятельности их разнообразные черты.
В настоящее время из всех возможностей маркетинга наибольшее значение получили методы маркетинговых коммуникаций. При изобилии разных товаров на рынке до покупателя необходимо до-нести, чем привлекателен товар именно этого производителя или
продавца и мотивировать покупателя к покупке данного товара.
Эти задачи выполняют маркетинговые коммуникации.
Обычно рекламодатели используют не один, а несколько видов маркетинговых коммуникаций. Например, в телевизионной рекламе объявляют кампанию по стимулированию сбыта, которая заключается в том, что каждый приславший логотип компании с [упаковки купленного товара участвует в розыгрыше ценного при-|за. Одновременно компания-производитель может спонсировать организацию культурно-массовых мероприятий и проводить презентацию нового продукта, приглашая на нее журналистов. Каждое из таких мероприятий готовится отдельно, часто отдельной командой специалистов. Но для покупателя неважно, откуда он получил заинтересовавшую его информацию о товаре. Главным является то, что поступающая по разным каналам маркетинговых коммуникаций информация создает единый образ товара. Все это называется концепцией интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК), модель которых приведена на рис. В.1.
Исторически средства вербальной (словесной) рекламной коммуникации возникли в древности, когда торговцы налаживали
Корпоративная миссия, стратегия и основные принципы
Промоушн-микс
Внутрифирменные коммуникации
Маркетинг-микс
Скоординированная
работа с рекламным
агентством и другие
внешние коммуникации
Интегрированные маркетинговые коммуникации
Потенциальные и реальные клиенты, деловые партнеры и другие заинтересованные аудитории
Рис. В.1. Модель интегрированных маркетинговых коммуникаций
связи со своими покупателями, используя прямые словесные со общения. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Не случайно слово «реклама» происходит от латинского reclamo (reclamare) — возобновлять крик, снова кричать, звать, громко возражать.
Потребности в расширении словесного воздействия на потребителей породили институт глашатаев, которые появились вначале в Древнем Египте, а затем на землях древних евреев, греков и римлян. Так возникла новая профессия, которая была настолько распространена и имела такой высокий общественный статус, что этим искусством, как гласит древняя мифология, владел даже древнеримский бог торговли Меркурий. В Древней Греции призывы глашатаев нередко принимали песенно-поэтическую форму.
К средствам вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях. Это средство можно определить как молва (слухи). Она распространяла сведения о качестве товаров на большие расстояния, стимулируя древних торговцев заботиться о своей доброй репутации.
Важным фактором формирования коммерческих коммуникаций в Древнем мире стали ярмарки. В отличие от обычных торжищ ярмарки отличались традиционностью, периодичностью и жесткой привязкой к месту их проведения. Ежегодные ярмарки (mer-catus) проводились в эпоху ранней римской истории (V—III вв. до н.э.). Центрами ярмарочной торговли становились наиболее почитаемые святилища.
С зарождением письменности появились первые рекламные тексты, наиболее ранним примером которых являются послания финикийских купцов-мореплавателей. Они оставляли их на самых заметных со стороны моря скалах островов и побережья по пути своего следования. Текстовые сообщения часто помещались на дверях мастерских, торговых лавок, гостиных дворов, питейных заведений.
В древнем мире возникли основы современных средств массовой информации. Римская газета «Повседневные дела народа Рима» размещалась на деревянных щитах, выставленных в публичных местах и покрытых белым гипсом. Текст наносился черной краской.
Доиндустриальный период развития общества в экономике характеризовался развитием натурального хозяйства, в политике — властью военной силы, в культуре — безраздельным господством религиозной идеологии. Это негативно сказывалось на развитии рекламы, как и жесткий протекционизм властей, препятствующих конкуренции. Из-за всеобщей малограмотности в доиндустриальный период по-прежнему преобладала словесная реклама. В этих условиях получает дальнейшее развитие институт глашатаев. При
этом купцам и ремесленникам часто запрещалось самим зазывать покупателей.
Развитие экономических отношений, налаживание системы их
информационного обеспечения создали предпосылки формиро-
вания средств массовой информации (СМИ), некоторые черты
которых просматриваются уже в печатных изданиях второй половины XVI в.
К одному из немногих положительных явлений, связанных со становлением рекламы в тот период, относится цеховая организация ремесленников, их корпоративная ответственность за качествво товара. Все ремесленники должны были иметь один и тот же цеховой знак — клеймо, которое они должны были ставить на свой изделия. Цех также имел единые герб и цеховое знамя.
В период классического Средневековья, характеризующегося ростом городов, зарождением внутренних рынков, возросло значение ярмарок. В XIII —середине XIV в. самой крупной ярмаркой в Европе была ярмарка во французской провинции Шампань. В этот период она была центром международной европейской торговли и денежных операций. Шампанские ярмарки проводились шесть раз в год. К середине XIV—XV в. крупнейшим ярмарочным центром стал Брюгге (Бельгия). В начале XV в. общеевропейское значение приобрели женевские ярмарки (Швейцария). В конце XV в. ярмарочная торговля переместилась в Лион (Франция) и Лейпциг (Германия).
Средством коммуникаций между ремесленниками и покупателями были также вывески.
Большим событием в формировании массовых коммуникаций то изобретение в 1445 г. Гуттенбергом книгопечатания. Использование печатного станка стало революционным шагом в развитии просвещения и культуры. Появление печатной продукции способствовало формированию нового средства коммуникации — каталогов. В это время также был выпущен первый печатный плакат, который призывал покупать издание очередного тома «Началa» Эвклида, создавшего свои труды в III в. до н.э. в Александрии.
По мере зарождения и распространения печатных газет и журналов
рос объем рекламных материалов, помещаемых в них. Таким образом было положено начало рекламы в печатных изданиях - СМИ.
В первой половине XVII в. возникают первые специализированные печатные издания, содержащие исключительно рекламные материалы. Так, в 1630-х гг. Т. Ренодо (Франция) выпустил
первый рекламный журнал Petites Affiches («Маленькие афиши»), Вскоре первые рекламные издания появились и в других странах.
Например, в 1657 г. в Англии был издан журнал Public Advertizer
(«общественный рекламист»).
К началу XIX в. рекламные газеты и журналы были достаточно распространенными изданиями. Так, в 1801 г. Наполеон Бонапарт издал декрет с положением о периодической печати, которое разделило все французские издания по направлениям и запрещало в рекламных изданиях публиковать статьи литературного и политического характера.
В начале XIX в. совершенствование методов репродукции позволило создать иллюстрированные издания. Первые иллюстрированные журналы вышли в Англии — в 1832 г. Penny Magazine, а в 1842 г. Illustrated London News. Во Франции такие журналы стали выходить в 1843 г.
Первым в мире рекламным агентством считается бюро Артура Горжа и Уолтера Кона, которое было основано в 1611 г. в Лондоне. Первое независимое рекламное агентство было основано в США Волни Палмером и Джоном Хупером. В 1841 г. они договорились с владельцами нескольких газет о продаже части газетной площади под рекламу за приличное вознаграждение. Таким образом, они явились агентами издателей, а впоследствии превратились в независимых посредников между рекламодателями и издателями.
Наружная реклама в тот период была представлена практически только вывесками. В 1688 г. появились первые напечатанные театральные афиши, для которых в Англии воздвигались первые афишные тумбы, представлявшие собой специально украшенные резьбой деревянные столбы.
В XVIII в. в практику розничной торговли входят витринные выкладки товаров. К концу XIX в. появились плакаты, предназначенные для размещения на стеклах окон и витрин. Приблизительно в это же время стали внедряться стеклянные плакаты. Все чаще наружная реклама оформлялась ночной подсветкой. В начале XX в. для монтажа световых плакатов были использованы проекционные фонари, электролампочки или наполненные инертным газом стеклянные трубки. Появившиеся новые технологии позволяли перейти к динамичным изображениям и надписям. На рис. В.2 показана российская реклама известных брендов начала XX в.
Технические изобретения открыли путь к созданию новых типов рекламы. В 1904 г., через 9 лет после изобретения кинематографа, был снят первый рекламный ролик одной из марок шампанских вин.
Как развивалась реклама в России? Вербальная реклама оставалась до начала XVIII в. единственным видом коммерческих коммуникаций на территории России, а ее доминирующее значение сохранялось до начала XIX в.
Во времена Киевской Руси купцы прибегали к услугам профессиональных глашатаев-зазывал, которые были главными действующими лицами российской рекламы до XIX в. Их мастерство было столь высоким, а традиции ремесла настолько сильны, что
специалисты-культурологи зазывы-выкрики считают художественным фольклором. При этом они выделяют такие их виды, как заклички, поговорки, речитативные многострофные уговоры.
Значительную роль в распространении разнообразной информации в XVIII — XIX вв. играли картинки из жизни народа — лубки, представлявшие собой рисунки, нанесенные на бумагу или картон посредством ксилографии и затем раскрашенные вручную. Наряду с образовательной, развлекательной, религиозной информацией лубки преследовали иногда и коммерческие цели.
В 1660 г. в России вышла рукописная газета «Куранты», ставшая пионером отечественных средств массовой информации. Она содержала новости и издавалась в нескольких экземплярах для царя и его придворных. Первый номер российской печатной газеты иышел.2 января 1703 г. при непосредственном участии Петра I. Газета называлась «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и но иных окрестных странах».
Первое в России печатное объявление коммерческого характера появилось в газете «Ведомости» от 31 мая 1770 г. № 12.
В XVIII —XIX вв. важнейшим средством коммерческих коммуникаций на Руси были вывески на торговых лавках, трактирах и ipyrax заведениях.
Как и в Западной Европе, в России в развитии экономических отношений большую роль играли ярмарки. Наиболее ранней извест-
ной ярмаркой, информация о которой точно датирована, была Арская ярмарка, проводившаяся в окрестностях Казани с середины XIII в. Крупнейшими ярмарками Российского государства на рубеже XIX—XX вв. считались Нижегородская (оборот 167 млн руб.), Ирбитская (25 млн руб.), Минская (20 млн руб.), Меновническая в Оренбурге (14 млн руб.) и Крещенская в Харькове (12 млн руб.).
В 1878 г. в России организовывается первое рекламное агентство Л. Метцля. Основная масса дореволюционных агентств специализировалась на определенном виде рекламной продукции. Большую часть из них составляли конторы по размещению объявлений, вывесочные мастерские и литографические типографии.
20 ноября 1917 г. в числе первых распоряжений советской власти был издан декрет о введении государственной монополии на объявления. Этим декретом была введена монополия на «печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, в сборниках и афишах, а также сдача объявлений в киоски, конторы, учреждения». Имущество рекламных агентств конфисковывалось.
16 апреля 1918 г. Совнарком принял декрет об организации управления почтово-телеграфным делом Советской республики. В нем предусматривалась организация во всех почтово-телеграф-ных конторах страны приема объявлений от всех лиц и учреждений для помещения в советских печатных изданиях.
Советская власть в первые годы своего правления использовала рекламу в целях партийной пропаганды, мобилизации в Красную армию, поднятия морального духа этой армии, сбора средств и пожертвований.
После окончания гражданской войны и перехода к новой экономической политике (НЭП) советское государство допустило существование частной собственности. В стране стала возрождаться торговая реклама. Как одно из основных рекламных средств реанимировалась реклама в прессе. В 1922 г. при редакции газеты «Экономическая жизнь» было создано государственное агентство «Двигатель», которое было призвано координировать рекламу промышленных товаров для сельских жителей. Появились рекламные конторы при наркоматах («Рекламтранс», «Связь», «Промрек-лама», «Мосторгреклама» и др.). В 1935 г. Наркомат внутренней торговли СССР принял и опубликовал решение об использовании методов рекламы для расширения товарооборотов. В соответствии с этим решением была создана контора «Торгреклама», назначением которой стало рекламное обслуживание, производство рекламного инвентаря и его сбыт.
На рис. В.З показана советская реклама 30-х гг. XX в.
В годы Великой Отечественной войны реклама в СССР обеспечивала героико-патриотическое направление.
В послевоенные годы заказчиком широкомасштабных рекламных кампаний нередко выступало само государство. Рекламиро-
Рис. В.З. Советская реклама 30-х гг. XX в.
вались многочисленные государственные займы, необходимость освоения «для построения светлого будущего всего человечества — коммунизма» огромных просторов Сибири и целинных земель в метане, услуги сберегательных касс и т.п.
Коммерческой рекламы не было. Общенациональные рекламные кампании не относились к конкретным товарным маркам, а в основном стимулировали реализацию номенклатурных групп товаров.
В 60-х гг. XX в. с ростом экономического потенциала в СССР несколько возросло индивидуальное потребление людьми, увеличился спрос на качественные товары. Эти и другие факторы потребовали изменений в отношении к рекламе. Возникли такие м с анализированные рекламные организации, как «Внешторгрекламa», «Союзторгреклама», Главкоптторгреклама, рекламные органы в «Аэрофлоте» и на других крупных предприятиях.
Для координации рекламной деятельности в масштабах страны был учрежден Межведомственный совет по рекламе при Министерстве торговли СССР. С 1971 г. стал издаваться журнал «Реклама». Несколько позже начали выходить в свет журналы «Коммерческий вестник», «Панорама», «Новые товары» и др. В 70-х—начале 80-х гг. прошлого столетия в СССР выпускалось свыше 70 специализированных рекламных изданий.
Развитие рекламы в СССР поставило перед ее изготовителями ряд проблем, заключавшихся в разработке рекламных посланий, недостаточном лаконизме, слабой выразительности подачи рекламы, отсутствии свежих идей, что потребовало повысить уровень. творческих решений в рекламе. Для обмена опытом, идеями в рекламной сфере в 1984 г. в Болшево Московской области был проведен первый всесоюзный смотр-конкурс рекламных фильмов в 1987 г. в Кишиневе — второй смотр-конкурс.
Кардинальные сдвиги в рекламной деятельности были вызваны перестройкой, начавшейся в 1985 г. Закон «О кооперации в СССР», принятый 26 мая 1988 г. Верховным Советом СССР, практически впервые со времен НЭПа вернул в правовое пространство частнопредпринимательскую деятельность.
В новых условиях хозяйствования формировать коммерческие коммуникации вынуждены были не только кооператоры, но и государственные предприятия. Главными средствами рекламы стали телевидение и пресса (газеты общеполитической направленности, журналы, а также возникшие многочисленные коммерческие издания).
Борьба за потребителя потребовала изменить подходы к разработке рекламных обращений. Вместо преобладавшей ранее сухой рубричной рекламы появились игровые телевизионные рекламные клипы. Рекламодатели стали активно сотрудничать с копирайте-рами, дизайнерами, фотомоделями, клипмейкерами, профессиональными актерами.
В конце 80-х гг. XX в. в СССР появились первые коммерческие рекламные агентства в форме совместных предприятий, а на рубеже 80 —90-х гг. были созданы первые частные рекламные агентства.
Несмотря на то что России как правопреемнице распавшегося СССР досталась наиболее развитая часть советского рекламного дела, общий уровень его развития по некоторым показателям от передового зарубежного уровня отставал на несколько десятилетий. Реклама в СМИ новой России стала выполнять функции формирования сбытовых связей и инфраструктуры товарного рынка. В результате реклама, типичная для уровня конца XIX в., заполнила российские СМИ 90-х гг. XX в., и потребители (телезрители, читатели, радиослушатели) стали воспринимать любую рекламу с раздражением, считая ее бесполезной.
Основным типом рекламодателя в России на рубеже тысячелетий стали посреднические организации и биржи. Вслед за рекламой бирж и крупных торговых домов появились рекламы банков и различных финансовых трастов, значительную долю которых составляли «финансовые пирамиды».
Эти явления привели к резкому снижению доверия населения к рекламе и основным рекламоносителям — средствам массовой информации.
Несмотря на сложности переходного периода от «развитого социализма» к рыночным отношениям в экономике, реклама интенсивно развивалась. В 1991 — 1994 гг. в российскую рекламу пришли новые режиссеры, писатели, дизайнеры. Целью рекламы стало создание имиджа, а об учете запросов конечного потребителя речь в принципе и не шла. Отметим довольно высокий уровень рекламы отдельных «финансовых пирамид» и в первую оче-
редь, конечно, хрестоматийные серии роликов МММ, в которых " впервые было применено сегментирование целевой аудитории.
В 1995 г. из-за краха «финансовых пирамид» произошло снижение объема общероссийского рекламного бюджета.
В 1995—1998 гг. реклама продолжала развиваться быстрыми темпами. В практике рекламы широкое применение получила концепция маркетинга, расширилось использование таких методов Планирования и оценки рекламных кампаний, как медиапланирование, бюджеты рекламных кампаний стали обосновываться и соотноситься с другими направлениями маркетинговой деятельности.
С начала 90-х гг. на зарождающийся российский рекламный рынок стали активно проникать зарубежные рекламодатели, и вскоре доля зарубежных компаний составила от 40 до 60 % потребительского рынка России и 80...85 % основного телевизионного рекламного рынка.
К середине 90-х гг., несмотря на некоторые отрицательные стороны развития рекламы, рекламная отрасль российской экономики сформировалась и достигла уровня, соответствующего уровню развития рекламы экономически развитых стран.
Реклама играет большую роль не только в экономической жизни страны. Одним из важнейших ее направлений является политическая реклама. Общероссийский референдум и выборы в Государственную Думу в 1993 г., президентские выборы в 1996 г. Продемонстрировали возросшую роль политической рекламы и высокий профессиональный уровень российских специалистов в сфере рекламы и паблик рилейшнз.
Развитие российской рекламы потребовало формирования соответствующей правовой базы, которая регламентируется Федеральным законом РФ от 18 июля 1995 г. № 118-ФЗ «О рекламе». Закон Европарламентом признан лучшим в Европе, принятие подобных законов рекомендовано европейским странам. Однако многие положения этого закона подверглись острой критике со стороны российских специалистов в области рекламы.
В 1995— 1998 гг. были созданы первые общественные организации в сфере рекламы — Российская ассоциация рекламных агентств, Ассоциация рекламодателей, Российское отделение Международной рекламной ассоциации (IAA). В феврале 1995 г. был основан Общественный совет по рекламе (с февраля 2000 г. — Рекламный совет России). Важным направлением деятельности общественных организаций в сфере рекламы стали кампании в защиту рекламы, направленные на повышение имиджа и эффективности рекламных кампаний.
В результате кризиса 1998 г. объем российского рынка рекламы
1ся до уровня 1994 г. Так, по оценкам PAPA, в 1997 г. его
кем составлял 1820 млн долл. США, а в 1998 г. он снизился до
Рис. В.4. Пример современной российской рекламы
1760 млн долл. США. Объем рекламного рынка в 1999 г. составил всего 760 млн долл. США. Однако, несмотря на кризис 1998 г., число рекламных агентств в России увеличилось с 1700 в 1998 г. до 2330 в 1999 г. Этот факт В. А. Евстафьев объяснял еще в 2000 г. тем, что специалисты, потерявшие работу в рекламных агентствах во время кризиса, открыли собственные рекламные агентства1.
Одной из черт российской рекламы является ярко выраженное стремление рекламного бизнеса работать в Москве или Санкт-
' Евстафьев В. А. Современные проблемы рекламного бизнеса в России // Реклама, 2000, № 2. - С. 6-7.
Петербурге. Правда, в последнее время постепенно повышается июль региональной рекламы.
На рис. В.4 показана современная российская реклама начала XXI в.
На занятиях по дисциплине «Организация рекламной деятельности» вы ознакомитесь с основными понятиями и методами планирования, организации и проведения рекламной кампании; узнаете, как готовится реклама, возможности ее использования различными предприятиями и организациями.
РАЗДЕЛ I
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕКЛАМЫ
Основные виды рекламы. Товарная и корпоративная реклама. Информационная, убеждающая и напоминающая реклама. Контрольные вопросы и задания. Задания для самостоятельной работы.
5.1. Реклама в театре
Любите ли вы театр? Какой из московских театров вам нравится? Какую информацию о спектакле вы ожидаете получить из театральной афиши, программки? Если вы любите Театр у Никитских ворот, Музыкальный театр им. Станиславского или Московскую государственную филармонию, вы, наверное, видели продукт рекламной компании «Омни-дата». Эти театральные программы являются одновременно оригинальным рекламным носителем.
Идея размещения рекламы в театральных программах заимствована основателем компании «Омни-дата» у американских театральных программ «Плейбилл» (Playbill») и «Стейджбилл» (Stagebill).
Из 16 страниц стандартной брошюрки компании «Омни-дата» собственно театральная программа занимает четыре страницы, остальное — полноцветная реклама различных товаров и услуг. Театральная программа выполняется в черно-белом варианте, так как компания принимает от театра любые изменения за сутки до спектакля. В таком режиме полноцветная полиграфия невозможна. Рекламная часть брошюры меняется раз в месяц. Сама театральная программа как продукт не окупает затрат. Ее розничная цена колеблется от нескольких десятков рублей в престижных и модных театрах до 10 руб. и менее в детских.
Компания работает одновременно на трех рынках, каждый из которых характеризуется своим специфическим потребительским поведением.
Потребителями продукта компании являются посетители театров. Им программа дает информацию о действующих лицах, исполнителях и создателях спектакля, который они пришли посмотреть, а рекламная часть должна сообщать полезную информацию и не противоречить определенным эстетическим принципам и настрою зрителей. Такая целевая аудитория потребителей определяет стиль и содержание рекламы.
Чтобы продукция компании дошла до посетителей театра, заказ на нее должен разместить его директор или администратор.
Эта целевая аудитория, по отзывам генерального директора «Омни-дата» Б. Т. Ивания, — трудный клиент для компании. Руководители театров считают, что именно их мнение и их вкусы должны определять дизайн и содержание программы. Возглавляют театры театральные деятели, номенклатурные руководители, молодые предприниматели. Каждый из них по-разному реагирует на сотрудничество с компанией.
Интересно, что после финансового кризиса 1998 г. поток зрителей в московские театры не только не уменьшился, а значительно увеличился. Сейчас финансовое положение многих московских театров несравнимо с докризисным, поэтому руководители театров имеют возможность выбрать создателей рекламных программ для своих театров.
Третий важнейший участник создания рекламных театральных программ — это те, кто покупает рекламное место для своей рекламы в театральных программах. По мнению специалистов по рекламе, компании-рекламодатели не всегда представляют себе общий стиль и направленность такого специфического издания, как театральная программа; поэтому сотрудники компании «Омни-дата» должны терпеливо объяснять заказчикам, почему представленный ими проект рекламы должен быть изменен или почему реклама данного товара не может быть размещена на таком рекламном носителе. Так, в одной из реклам компании «Ост Алко Черноголовка», предназначенной для театральной программы, пришлось заменить штоф водки старинным ковшом, а в рекламе «Время худеть» вместо карикатурных женских персонажей поместить стилизованный под художественную фотографию рисунок.
До финансового кризиса 1998 г. «Омни-дата» поставляла театральные программы театрам бесплатно и вся выручка от их реализации оставалась в театре. Но после августа 1998 г., к сожалению, компания не может себе этого позволить, поэтому выручку от продажи программ делят поровну — театр и компания.
Театры не выкупают программы у компании, а получают их на реализацию, поэтому финансовые потери из-за нереализованных программ несет компания — производитель программ. Отношение театров к заказу тиража программ разное. Одни регулярно заказывают по 13 тыс. экз. в месяц, хотя стабильно реализуют только 8,5 тыс. Зная это, компания все же не берет на себя ответственность напечатать 8,5 тыс., печатает 10 тыс. экз. и несет финансовые потери из-за возврата 1,5 тыс. программ.
Примером настоящих деловых отношений могут служить отношения «Омни-дата» с Музыкальным театром им. Станиславского. Этот давний партнер «Омни-дата» ведет свою статистику продаж с такой точностью, что реализуются все заказанные экземпляры программ.
5.2. Классификация рекламы и ее основные виды
Способы и средства передачи сообщений в рекламной деятельности чрезвычайно разнообразны и многочисленны — их насчитывается около 100. Первые попытки классифицировать рекламные средства были сделаны около 100 лет назад, еще в начале 20-го столетия, однако единой классификации средств рекламы до настоящего времени нет. В разных изданиях приводится ряд классификаций рекламы, различающихся основными параметра по которым средства рекламы делят на групп<