Как обезьяны научились мыть картошку
На небольшом островке вблизи Японии ученые ставили эксперименты на обезьянах. Они регулярно вываливали в песке обезьянью еду - картошку. Обезьяны картошку любили, но песок во рту им, естественно, не нравился. На начальной стадии эксперимента одна молоденькая обезьянка обнаружила, что картошку можно мыть в реке. В таком случае песка на зубах не будет. Эта обезьянка стала мыть картошку, а скоро и другие молодые обезьянки последовали ее примеру. Некоторые родители молодых обезьян переняли у своих детей этот навык. Число обезьян, научившихся мыть картошку, увеличивалось очень медленно. По прошествии пяти лет они все еще были в явном меньшинстве в сравнении с общим обезьяньим населением острова.
Но в один прекрасный день случилось удивительное. Все обезьяны стали мыть картошку в реке. Мало того, то же самое стали делать и обезьяны на соседнем острове. Неожиданно все освоили это знание, эту науку, это искусство, эту новую модель поведения. Однако это произошло не посредством обычных способов обучения или обмена информацией. Некоторые ученые и Другие прогрессивные мыслители, а также люди, искушенные в законах метафизики, считают, что подобная передача сведений или навыков может происходить через «единое морфогенетическое поле», или «коллективное каузальное тело», которое объединяет всех представителей данного вида на подсознательном, или первичном, уровне. Некоторые полагают, что существуют морфо генетические поля даже еще большего размера - они служат связующими звеньями между полями разных видов, объединяя таким образом все мироздание.
Что это значит? Это значит, что все нами сделанное или не сделанное оказывает влияние на других представителей нашего вида, на другие виды и на вселенную и целом. Это значит, что каждый раз, когда в нас любовь начинает преобладать над ненавистью, мы укрепляем качество любви нашего вида на всей Земле. Каждый раз прощая, мы облегчаем процесс прощения для других людей. Каждый раз выбирая мир, служение или какие-либо другие позитивные действия, мы облегчаем другим людям возможность сделать такой же выбор. Это значит, что любая наша мысль, слово или поступок укрепляют или ослабляют определенные свойства во всех существах. Это означает, что на самом деле все мы - части одного всемирного существа, а наши жизни, мысли и поведение в некоторой степени и формируют это существо.
Это также значит, что нам не нужно пытаться убеждать все существа на сознательном уровне в необходимости мира, любви, экологического поведения, сотрудничества и согласия. Для того чтобы всех обезьян вдруг осенила сия мудрость, нужно было лишь небольшому количеству из них научиться мыть картошку в реке. Точно так же небольшого количества людей, которые медитируют, молятся, приносят пользу людям, любят, заботятся об окружающей среде и тратят свое время и энергию ради этих ценностей, может оказаться достаточно, чтобы изменить морфогенетическое поле человечества, и тогда в один прекрасный день псе мужчины, женщины и дети проснутся с верой в мир и любовь.
Вам это кажется невозможным? Может быть, вы и правы. Но есть ли у вас какие-нибудь другие предложения, направленные на то, чтобы спасти эту планету от гибели? Нет лучшего занятия на остаток жизни, чем развивать названные качества в себе и быть примером для других.
Можете ли вы найти такой образ жизни, который сделал бы вас более счастливым и наполнил ваше существование большим смыслом? Если можете, сделайте это. Всю свою жизнь посвятите этой цели.
Если не можете, не идите на компромиссы, не тратьте попусту время.
ВАШИ БАНАНЫ
Вот каким способом в Индии и Южной Африке ловят обезьян. К дереву привязывают банку с узким горлом. В банку кладут банан. Проходящая мимо обезьяна видит банан и, засунув лапу в банку, хватает его в широком пространстве банки.
Теперь обезьяна пытается вытащить банан из банки, но это ей не удается, потому что узкое горло не выпускает лапу, сжимающую банан. Обезьяна видит, как к ней приближается ловец, хочет убежать, но не может, потому что ей никак не вытащить лапу из банки, которая привязана к дереву.
Хотя знакомство с ловчим ей явно не доставит удовольствия, а причинами ее неприятностей безусловно являются банан и банка, она ни за что не хочет расстаться с бананом, что позволило бы ей извлечь лапу из банки. Она буквально привязана к банану, который из потенциального источника удовольствия превратился в источник страданий.
Мы похожи на такую обезьяну. В нашей жизни масса «бананов», к которым мы привыкли или стремимся, и, хотя они доставляют нам страдания, мы никак не можем с ними расстаться. Некоторые из них - всевозможные привычки, например, сигареты, кофе, транквилизаторы, алкоголь, генетические измененные продукты, деньги или другие вещественные ценности. Сами по себе эти вещи отнюдь не плохи, но в некоторых случаях они могут наносить вред нашему здоровью или счастью. И мы, понимая это, тем не менее, не можем от них избавиться, потому что привыкли к ним.
Наши стремления могут носить эмоциональный характер - например приятие, одобрение или любовь конкретного человека или всех людей. Мы можем стремиться к профессиональному успеху, или к признанию, или к поступкам, которые нам кажутся верными, или к желанию быть самым умным, или самым красивым, или к идеальным порядку и чистоте.
Во всех этих вещах нет ничего неверного или плохого, но наша стремление к ним, возможно, заставляет нас страдать, потому что мы не можем получить того, к чему стремимся. Когда мы привержены таким стремлениям или привычкам, у нас есть две возможности. Первое - страдать из-за того, что нам не вытащить банан из банки и оставаться в порочном кругу страданий и несчастий. Или же, понимая, что это только доставляет мучения нам (и, возможно, другим), мы можем расстаться с бананом - пусть остается мечтой - и тем самым прекратить свои страдания. Часто мы настолько погружаемся в процесс извлечения конкретного банана из конкретной банки, что даже не замечаем сотен других бананов, которые совершенно доступны и находятся вне означенной банки, и не понимаем, что нам лишь нужно набраться немного ума и выпустить из рук то, что мы с маниакальным упорством пытаемся заполучить.
Хорошим примером сказанного является наша привычка к приятию, одобрению и любви, которые мы получаем от определенных людей, скажем, от родителей, супруга или супруги или от ребенка. Когда мы не получаем от них подтверждения этих чувств, мы чувствуем себя обиженными, рассерженными и пытаемся разными способами получить от них то, что ищем. В нашем одержимом стремлении к признанию со стороны этих людей, мы забываем о том, что получаем любовь, приятие и одобрение от многих других. Мы сосредоточиваемся на том, чего не можем получить, и совершенно не замечаем, что то же самое нам щедро предлагают и другие.
Есть ли такие бананы в вашей жизни? Осознаете ли вы, что сами являетесь причиной своих страданий, поскольку не можете расстаться со своими бананами? Что вы хотите с этим делать? Что вы намерены с этим делать?