Когда мы зависим от кого-то или от чего-то, мы теряем свою силу, свободу и счастье.
СЛОН В ДЕРЕВНЕ СЛЕПЦОВ
Некогда в одной деревне жили слепцы: слепой король, пять слепых мудрецов и остальные односельчане, также лишенные зрения.
Однажды в деревню ворвался слон и остановился на главной площади. Все обитатели деревни страшно заволновались и решили узнать, что за великан вторгся в их селение. Король приказал пяти мудрецам исследовать этот феномен и доложить о результатах.
Мудрецы приблизились к слону с разных сторон. Первый подошел сбоку и, ощупав его, сообщил, что в деревне объявилась громадная ходячая пульсирующая стена. Второй мудрец притронулся к слоновьей ноге и высказал догадку, что это не стена,, а ходячее дерево. Третий зашел С хвоста и, опровергая мнения двух первых мудрецов, объявил, что на самом деле это змея. Четвертый, пощупав ухо, изрек, что они имеют дело с огромным ходячим листком. Пятый, ощупав хобот, заявил, что все предыдущие мнения ошибочны и на самом деле это не что иное, как большой подвижный шланг. Мудрецы, поддерживаемые своими приверженцами, начали ожесточенно спорить относительно «истинной сущности» того, что очутилось в их деревне.
Слепая деревня символизирует духовную слепоту, поразившую человечество. Пять мудрецов олицетворяют основные религии мира, которые, приблизясь к невидимому Богу с разных сторон, познали его по-разному. В своей слепоте мы спорим о том, что же на самом деле представляет собой Бог, тогда как существует единственный Бог,который в действительности является сутью всего.
Зачем же мы бьемся и спорим друг с другом? Каждая религия своим собственным путем ведет к одному и тому же Богу. Каждая религия права. Все их надо уважать. Каждый волен выбрать наиболее подходящую для него религию и с любовью к Господу и ко всему живому в сердце успешно идти своим путем.
Так давайте же не будем слепы к этой истине: Бог вездесущ, он - во всех, даже в людях разной веры.
РЕЧНЫЕ ВОДОРОСЛИ
Сидели ли вы когда-нибудь на берегу реки, завороженно созерцая красоту движений речных водорослей, полностью отдавшихся на волю течения?
Одним своим концом эти водоросли закрепились на камнях или на дне. Не будь они таким вот образом надежно закреплены,их унесло бы течением, и они бы погибли.
Хотя водоросли и держатся прочно корнями, они не оказывают никакого сопротивления течению реки и потому совершают бесконечно разнообразные движения, отвечающие постоянно меняющемуся характеру потока.
Подобное происходит и с морскими водорослями, прикрепленными ко дну, чьи стебли струятся по течению, вместе с приливами и отливами, пусть их движения зачастую менее очевидны и разнообразны.
У этих водорослей есть чему поучиться. Хотя бы точному соотношению между дисциплиной и свободой,между рутиной и разнообразием, контролем и подчинением,между следованием традициям и стремлением к переменам. Совершенно ясно, что перекос в сторону одного из этих противоположных качеств наверняка создаст проблемы.
С одной стороны, нам необходимы дисциплина, рутина, контроль и традиция, которые дают нам ощущение безопасности, нравственную осноиу, чувство внутренней силы и стабильности перед лицом постоянно меняющихся жизненных обстоятельств. Духовные занятия -- молитва, сосредоточение, медитация, правильное питание, самоанализ, упражнения и дыхательные методики помогают нам обрести чувство внутренней уверенности и внутренней безопасности.
С другой стороны, мы вольны отдаться потоку жизни,доверившись Богу, жизни, другим и самим себе. Вольны освободиться от страха - как бы нас ни покалечило, ни опрокинуло, пи сбило с ног. Чем сильнее наша связь с нашей внутренней основой безопасности, тем раскованнее и свободнее мы можем стать.
Все мы должны найти способ соединиться с «духовным камнем»* внутри нас, чтобы мы могли без особых хлопот приспосабливаться к постоянно изменяющимся обстоятельствам и преодолевать трудности жизни.
Придерживайтесь дисциплины и отдавайтесь на волю течения.
__
* См.: I Кор 10:4.
ЗАЩИТА ДУХОВНЫХ САЖЕНЦЕВ
Сажая молодое деревце, мы должны уберечь его от различных напастей, чтобы оно смогло выжить. Одна из таких напастей - нехватка воды. Мы должны регулярно поливать саженец, до тех пор пока он не пустит глубокие корни и не доберется до водоносных горизонтов, чтобы питаться независимо от внешних условий.
Точно так же должны мы защищать и наше новорожденное «я» от засыхания из-за нехватки духовного питания. Мы можем делать это, общаясь с духовно богатыми людьми, посещая семинары, участвуя в дискуссиях на духовные темы, а также посредством песнопений, молитв, медитаций. Мы питаем наши духовные саженцы ежедневной молитвой, медитацией, чтением духовных текстов.
Еще одна опасность - саженцы могут быть обглоданы козами, которые пасутся поблизости. Поэтому вокруг саженца следует поставить временное ограждение, чтобы козы не могли поест» молодые листики и побеги. Когда же деревце подрастет и его листья станут недосягаемы для коз, ограждение можно будет убрать, не опасаясь за дерево. Теперь за дерево можно уже быть спокойным, теперь оно само может дать защиту козам от палящего солнца, снегов и дождей. Теперь козы получают выгоду от дерева.
Точно так же и мы: в начале своего духовного роста мы должны защищать себя от общения с бездуховными людьми, чтобы окрепла внутренняя вера И дисциплина. (Этот запрет, конечно же, не распространяется на членов нашей семьи, которых мы обязаны любить, которым должны служить. Не входят в запрещенный круг и люди, нуждающиеся в нашей помощи. Ограничение касается только поверхностных общественных контактов).
Избегая всех тех, кто негативно относится к духовным ценностям, общаясь с теми, кто их приемлет, мы постепенно растим из наших духовных саженцев полноценное взрослое дерево, которое более не нуждается в защите. Мы можем больше не бояться разного рода негативных влияний - они не повредят нашей основе. Теперь мы, как взрослое дерево, можем предложить утешение, любовь и мудрость даже тем, кто ранее мог сбить нас с пути праведного.
Разберитесь - кто вы: саженец или взрослое дерево, и действуйте соответственно.
СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ
Отношения между людьми с тесными эмоциональными связями (например, между любовниками, родителями и детьми, членами одной семьи) подобны поведению воды в сообщающихся сосудах. Если мы повышаем давление в одном сосуде, то в нем уровень воды понижается, а в другом - повышается.
Таким образом, если мы подавляем свои чувства или нужды, не обсуждаем их с близкими, не сообщаем о том, что нас беспокоит, то у них, наших близких, эти эмоции проявляются с большей силой. Так, если мы подавляем страх, эта эмоция с большей силой проявляется у наших близких. Когда мы подавляем наши желания, уровень таковых у людей, нас окружающих, возрастает. Подавляя гнев или негодование, мы вдруг обнаруживаем, что кто-то из близких гневается или негодует за двоих.
Например, женщина, подавляющая свой гнев, в один прекрасный день может столкнуться с возросшей агрессивностью мужа, поскольку ее гнев переливается в него по принципу сообщающихся сосудов. Она может почувствовать себя невинной жертвой, на самом же деле она имеет дело с собственным подавленным чувством, возвращающимся к ней через мужа.
Вот почему так важно ясно и открыто выражать собственные чувства и потребности - тогда их можно будет обсудить и найти какое-то решение. Если чувства не выражаются в вербальной и сознательной форме, то они передаются нашим близким по принципу сообщающихся сосудов и не находят разрешения.
Иногда мы пытаемся уйти от проблем, замалчивая свои чувства или потребности. Однако тем самым мы создаем гораздо больше проблем, которые никогда не будут решены, потому что у нас нет надлежащих средств общения с близкими. Наши чувства передаются нашим близким вне зависимости от того, выразили мы их вслух или нет. Поэтому гораздо лучше выразить их словами или поступками и сделать это как можно яснее и нежнее.