Специальность 2-25 01 35 «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»

ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнению домашних контрольных работ

для учащихся заочного отделения по специальности 2-25 01 35

«Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

на 6 семестр 3 курса 2017/2018 уч. года

Преподаватель Лобзанюк Т.Л.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин

Протокол __________№ ___

Председатель

Т.Н.Маньковская

Новое Поле

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целями изучения дисциплины «Основы маркетинга» являются: формирование знаний о современной концепции маркетинга, методах маркетинговых исследований, политике распределения и продвижения товаров, ценовой и товарной политике организации.

Эта дисциплина имеет взаимосвязь с дисцип­линами: «Основы экономической теории», «Экономика организации» и др.

Изучение дисциплины предусматривает следующие виды учеб­ной работы:

- самостоятельное изучение вопросов программы,

- выполнение контрольной работы в межсессионный период;

- экзаменационная сессия, во время которой чи­таются обзорные лекции и проводятся практические занятия;

- экзамен.

Самостоятельное изучение дисциплины следует начинать с подбора необходимой учебной и методической литературы. Наряду с рекомендуемой литературой для освоения курса важно системати­ческое чтение журнальных и газетных статей по вопросам маркетинговой деятельности организаций.

Материал необходимо конспектировать, выполнять расчеты, заполнять таблицы, вести словарь терминов, что позволит глубже усвоить дисциплину. Завершением изучения темы является выполнение практических работ.

При возникновении непонятных вопросов во время изучения материала необходимо обращаться за консультацией к преподавателям колледжа, специалистам сельскохозяйственных предприятий.

Контрольная работа, составленная по многовариантной системе, охватывает все разделы учебной дисциплины. Каждый вариант состоит из пяти теоретических вопросов и одного расчетного задания. Номер варианта определяется по двум последним цифрам шифра. Работа не своего варианта не засчитывается и возвращается обратно. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, страницы ее пронумеровываются.

При выполнении контрольных работ отвечать на вопросы необходимо конкретно, четко, писать аккуратно, разборчивым почерком, оставляя поля. Материал излагать своими словами. Ответы на вопросы должны быть краткими, четкими, содержать как теоретический материал, так и примеры из хозяйственной деятельности конкретной организации.

В конце работы обязательно указывается использованная литература, ставится подпись и дата выполнения работы.

На обложке тетради указываются дисциплина, номер контрольной работы, курс, группа, ваши фамилия и инициалы, шифр, адрес. При получении проверенной работы необходимо внимательно прочитать рецензию преподавателя и, если есть замечания, выполнить в этой же тетради работу над ошибками. Если работа не зачтена, выполните ее повторно.

В результате изучения дисциплины учащиеся

должны знать:

- нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие маркетинговую деятельность хозяйствующих субъектов;

- сущность маркетинга и его значение в рыночной экономике;

- принципы и функции маркетинга, методы маркетинговых исследований;

- методы и стратегии рыночного ценообразования, последовательность и особенности движения товаров на рынке;

- принципы и методы управления маркетингом в организации;

должны уметь:

- выбирать вид маркетинга в зависимости от спроса на рынке;

- проводить сегментацию рынка, рассчитывать его емкость и долю;

- определять конкурентоспособность товаров;

- разрабатывать товарные знаки, упаковку товаров;

- анализировать маркетинговую деятельность организации.

Методические указания составлены на основании типовой учебной программы по дисциплине «Основы маркетинга» для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 02.11.2006.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА»

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

При изучении темы необходимо уяснить, что маркетинг является действенным регулятором рыночных процессов, предлагает процессы взаимовыгодного обмена между различными субъектами рынка, создает условия для выполнения требований потребителей. В условиях конкурентной борьбы успеха может добиться только та организация, которая использует одну из концепций маркетинга, и опираясь на нее, непрерывно ищет способы адаптации к постоянно изменяющимся условиям среды своего функционирования; активно воздействует на рынок и потребителей.

Следует знать сущность концепций маркетинга: совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, маркетинга, социально-этичного маркетинга.

Нужно ознакомиться и с классификациями видов маркетинга:

а) в зависимости от цели деятельности;

б) по территориальному охвату рынка;

в) в зависимости от объекта;

г) в зависимости от состояния спроса.

Для того чтобы организация постоянно согласовывала свои возможности с требованиями рынка, ей необходимо опираться на основополагающие принципы. Их следует изучить. Следует знать, что из себя представляют функции маркетинга.

Методические указания

При изучении темы следует ознакомиться с основными понятиями: «рынок», «конъюнктура», «сегментация рынка».

Необходимо усвоить, что существует следующая классификация товарных рынков: потребительский рынок, рынок производителей, посреднический рынок, рынок государственных учреждений, международный рынок.

Необходимо знать факторы, определяющие конъюнктуру рынка: структура рынка, его ёмкость и доли, соотношение спроса и предложения.

Критериями сегментации рынка потребительских товаров являются: географический, демографический, социально-экономический, национально-культурный, личностный, поведенческий.

Тема 1.2Изучение потребителей и покупателей

Сущность понятий «потребитель», «покупатель». Группы покупателей. Модель покупательского поведения.

Основные права потребителей, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Методические указания

При изучении темы необходимо ознакомиться с основными понятиями, с составными частями модели покупательского поведения: побудительные факторы маркетинга, факторы внешней среды, «черный ящик» сознания покупателя, процесс принятия решения о покупке, ответная реакция покупателя. Следует ознакомиться с факторами, оказывающими влияние на покупательское поведение: факторы среды, маркетинга, психологические и личностные.

Необходимо так же усвоить основные права потребителей, гарантированные Законом «О защите прав потребителей».

Тема 1.3Процесс маркетинговых исследований

Понятие маркетингового исследования. Основные этапы маркетингового исследования.

Значение информации для маркетинга. Система маркетинговой информации. Методы сбора маркетинговой информации.

Методические указания

Изучая данную тему сформировать представление о маркетинговом исследовании. Основными направлениями маркетинговых исследований: исследование рынка; покупателей; конкурентов; товаров; цены; эффективности политики продвижения товаров. Основными этапами маркетингового исследования являются: определение рыночной проблемы; разработка плана исследования; сбор информации; анализ собранной информации; обобщения результатов исследования и подготовка рекомендаций; принятие маркетингового решения.

Система маркетинговой информации состоит из внутренней и внешней информации. Методами сбора маркетинговой информации является: кабинетное и полевое исследование.

Практическая работа № 1

Анализ структуры товарного рынка, расчет его емкости и доли.

Раздел 2. Товарная политика

Тема 2.1.Товар в системе маркетинга

Сущность и значение товарной политики. Классификация потребительских товаров и товаров производственного назначения. Товарная номенклатура и товарный ассортимент.

Методические указания

Изучая данную тему необходимо усвоить классификацию товаров по долговременности их использования, повседневного спроса, классификации товаров производственного назначения и потребительских товаров. Следует знать суть понятий «товарная марка», «марочный знак», «марочное название», «товарный знак».

Тема 2.2.Создание нового товара и жизненный цикл товара

Понятие нового товара для потребителя и производителя. Основные этапы создания нового товара.

Конкурентоспособность и качество товара. Сущность жизненного цикла товара. Маркетинговая деятельность на этапах ЖЦТ.

Методические указания

При изучении темы следует усвоить, что основными этапами создания нового товара являются: поиск идей о новом товаре; оценка и отбор лучших идей о товаре; экономический анализ; разработка товара; пробный маркетинг; производственное и коммерческое освоение нового товара.

Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара определяется по формуле:

К = jт.п./jэ.п., где

jт.п – индекс технических параметров;

jэ.п. – индекс экономических параметров.

jэ.п.=Цпотр.оц.тов./Цпотр.ср.тов., где

Цпотр.оц.тов. – цена потребления оцениваемого товара:

Цпотр.ср.тов. – цена потребления сравниваемого товара.

Цена потребления включает цену товара и расходы по его эксплуатации. Если, К>1, то оцениваемый товар превосходит по конкурентоспособности сравниваемый образец; если, К<1-уступает; если, К=1, то находится на одинаковом уровне.

Практическая работа № 2

Анализ товарного ассортимента конкретного магазина.

Практическая работа № 3

Расчет показателей конкурентоспособности товара.

Тема 2.3.Товарные знаки. Упаковка и маркировка товара

Понятие товарного знака. Основные требования, предъявляемые к товарному знаку. Правовая охрана товарных знаков в Республике Беларусь.

Понятие упаковки, её функции.

Сущность маркировки, её функции. Производственная и торговая маркировка.

Методические указания

При изучении темы необходимо обратить внимание на виды товарных знаков, требования, предъявляемые к товарным знакам.

Практическая работа № 4

Анализ упаковки и маркировки конкретных товаров отечественных и зарубежных производителей. Разработка товарного знака и упаковки конкретного товара.

Методические указания

Изучая данную тему, следует уяснить, что цена – важнейший элемент комплекса маркетинга. Существуют внутренние и внешние факторы, определяющие эффективность ценовой политики. Из множества методов ценообразования следует знать суть затратного метода; методов, ориентированных на спрос; методов, ориентированных на конкурентов. Самыми распространенными методами установления цен на новый товара являются метод «снятия сливок» и метод проникновения на рынок.

Для того, что бы определить насколько выгодно продавать товар по той или иной цене рассчитывают показатель – уровень рентабельности продаж:

Рпр.= П/Ц*100%, где

Рпр. – уровень рентабельности продаж;

П – прибыль;

Ц – цена товара (выручка).

Средний уровень рентабельности продаж рассчитывается по формуле:

Рср.=ΣП(Валовая прибыль)/ΣЦ(общая сумма выучки)*100%

Практическая работа № 5

Расчет отпускных цен на товары.

Тема 3.2, 3.3Политика распределения. Управление каналами распределения

Каналы распределения. Типы и функции посредников. Организация товародвижения. Сущность оптовой торговли. Розничная торговля.

Рыночные структуры, участвующие в реализации политики распределения: аукционы, товарные биржи, оптовые ярмарки.

Понятие и сущность логистики.

Методические указания

При изучении данной темы следует усвоить, чем определяется важность формирования сбытовой политики.

Существуют различные каналы товародвижения по числу имеющихся в них уровней: нулевой, одноуровневый, двухуровневый, трехуровневый.

Следует усвоить суть аукционов, товарных бирж, оптовых ярмарок, которые являются формами оптовой торговли.

Важное значение в политике распределения играет логистика, основными задачами которой является: прогнозирование, управление запасами, обработка заказов, хранение запасов, складирование, транспортировка.

Методические указания

При изучении данных тем необходимо усвоить суть маркетинговых коммуникаций. В комплексе маркетинговых коммуникаций включаются следующие основные элементы: реклама, личная продажа, стимулирование сбыта, связи с общественностью.

Следует усвоить основные положения Закона Республики Беларусь «О рекламе».

Основными этапами личной продажи являются: установление целевой аудитории, подготовка к контакту с целевой аудиторией, завоевание расположения целевой аудитории, представление товара, преодоление возможных сомнений и возражений, завершение продажи, послепродажные контакты с покупателями.

Практическая работа № 6

Составление рекламного обращения, обоснование места его размещения.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо усвоить суть стратегического планирования. Стратегиями роста фирмы являются: интенсивное, интеграционное, диверсификационное развитие.

Основными разделами плана маркетинга являются:

- исходные показатели деятельности;

- оценка текущей маркетинговой ситуации;

- анализ положения фирмы на рынке;

- цели и задачи;

- стратегии маркетинга;

- программы действий;

- бюджеты;

- порядок контроля.

Наиболее распространенные структуры управления маркетингом: функциональная, товарная, региональная и матричная.

Практическая работа № 7

Разработка плана маркетинга на основе показателей целевой прибыли.

Тема 5.2.Контроль маркетинговой деятельности. Сущность маркетингового контроля. Основные этапы маркетингового контроля. Виды контроля

Методические указания

При изучении данной темы следует получить представление о маркетинговом контроле и предъявляемых к нему требований. Видами контроля являются: ежегодный плановый контроль, контроль прибыли, контроль эффективности, стратегический контроль.

Практическая работа № 8

Решение ситуационных задач; анализ маркетинговой деятельности конкретной организации.

Вопросы для домашней контрольной работы

Введение

1. Исторические этапы формирования маркетинговой деятельности.

2. Маркетинг как философия бизнеса.

3. Основные концепции маркетинга.

4. Цели маркетинговой деятельности.

5. Принципы маркетинга.

6. Сущность функций маркетинга.

7. Виды маркетинга.

8. Микросреда и макросреда фирмы.

Раздел 2. Товарная политика

23. Сущность и значение товарной политики.

24. Понятие товара и его классификации.

25. Понятие товарного знака.

26. Упаковка и маркировка товара.

27. Конкурентоспособность товара. Основные показатели и факторы конкурентоспособность товара.

28. Жизненный цикл товара, его основные фазы. Маркетинговая деятельность на отдельных этапах ЖЦТ.

29. Товарная номенклатура и ассортимент товаров.

30. Основные этапы создания нового товара.

31. Конкуренция, её виды в маркетинге.

ТАБЛИЦА

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ВАРИАНТАМ

Пред посл. циф-ра шиф-ра Последняя цифра шифра
1,12 22,31 44,52 2,11 23,33 45,53 3,13 21,32 43,54 4,32 24,35 46,55 5,29 25,36 47,56 6,16 25,34 48,57 7,30 28,37 49,58 8,46 28,38 50,59 9,32 29,39 41,51 10,20 30,40 42,59
2,13 24,35 48,58 3,32 25,36 49,59 4,29 27,34 43, 57 5,16 26,37 42,52 6,17 28,38 44,53 7,25 29,39 45,54 8,32 30,40 46,55 9,20 22,31 47,56 10,11 28,38 40,51 1,12 21,32 48,56
3,29 26,39 45,54 4,16 28,40 43,55 5,38 29,31 46,56 6,39 30,33 47,57 7,41 22,32 48,58 8,20 23,35 49,59 9,12 21,36 40,51 10,11 24,37 41,58 1,13 25,37 42,52 2,14 27,38 44,53
4,17 30,32 50,59 5,47 22,35 41,52 6,32 23,35 42,53 7,20 21,34 44,54 8,12 24,37 45,55 9,11 25,38 46,56 10,13 27,39 46,57 1,14 26,40 47,58 2,12 28,34 48,59 3,16 29,33 49,51
5,13 21,37 43,57 5,20 24,38 46,58 7,12 25,39 47,59 8,11 27,40 41,56 9,13 26,31 49,5] 10,14 28,33 50,52 1,27 29,32 41,53 2,16 30,35 42,54 3,17 22,36 44,55 4,38 23,34 45,56
6,11 27,38 46,53 7,13 26,39 47,54 8,14 28,40 48,55 9,14 29,31 49,56 10,16 30,33 50,57 11,17 22,32 41,58 2,18 23,35 42,59 3,19 21,36 41,51 4,20 24,34 45,52 5,12 25,37 43,52
7,14 29,33 49,55 8,15 30,32 50,56 9,16 22,35 45,57 10,17 23,36 42,58 1,18 21,34 44,59 2,19 24,37 41,51 3,20 25,38 43,55 4,12 27,39 46,52 5,11 26,40 47,53 6,13 28,31 48,54
8,16 23,35 47,56 9,17 21,35 48,57 20,18 24,34 49,58 1,19 25,37 50,59 2,20 27,38 41,51 3,12 26,39 42,56 4,11 28,40 44,52 5,13 29,31 45,53 6,14 30,33 43,54 7,15 22,32 46,55
9,18 25,40 42,52 10,19 27,31 44,55 1,20 26,33 45,52 2,12 28,32 43,53 2,11 29,35 46,64 4,13 30,36 47,55 5,14 22,34 48,56 6,15 23,37 49,57 7,16 21,38 50,58 8,17 24,39 41,59
10,20 28,34 47,59 1,12 29,37 41,55 2,11 30,38 44,54 3,13 22,39 42,52 4,14 23,40 43,53 5,15 21,31 46, 54 6,16 24,33 47,55 7,17 25,32 48,56 8,18 27,35 49,57 9,19 26,36 50,51

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п Наименование Автор Издательство, год издания
Основная
Маркетинг. Учебное пособие Акулич И.Л., Герчиков И.З. Мн., Интерпрессервис; МИсанта, 2003
Основы маркетинга Акулич И.Л. Мн., Вышэйшая школа, 2007
Маркетинг Басовский Л.Е. Мн., Мнфра-М,2000
Основы маркетинга Дурович А.П. Мн., Изд-во Гревцова, 2009
Основы маркетинга. Учебное пособие Дурович А.П. М., Новое знание, 2004
Маркетинг на сельскохозяйственном предприятии Каминский В.С., Тихоновский Н.С. Мн., УМЦ Минсельхозпрода РБ, 2000
Маркетинг предприятия. Учебное пособие Кожекин Г.Я., Мисербиева С.Г. Мн.,Книжный дом; Мисанта, 2004
Основа маркетинга Котлер Ф. М., Прогресс, 1992
Маркетинг: теория и практика. Учебное пособие Под ред. Кожекина Г.Я. Мн., НПЖ «Плюсминус», 1993
Дополнительная
Журнал «Белорусское сельское хозяйство»    
Газета «Белорусская Нива»    

Преподаватель Т.Л.Лобзанюк

ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнению домашних контрольных работ

для учащихся заочного отделения по специальности 2-25 01 35

«Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

на 6 семестр 3 курса 2017/2018 уч. года

Преподаватель Лобзанюк Т.Л.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин

Протокол __________№ ___

Председатель

Т.Н.Маньковская

Новое Поле

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целями изучения дисциплины «Основы маркетинга» являются: формирование знаний о современной концепции маркетинга, методах маркетинговых исследований, политике распределения и продвижения товаров, ценовой и товарной политике организации.

Эта дисциплина имеет взаимосвязь с дисцип­линами: «Основы экономической теории», «Экономика организации» и др.

Изучение дисциплины предусматривает следующие виды учеб­ной работы:

- самостоятельное изучение вопросов программы,

- выполнение контрольной работы в межсессионный период;

- экзаменационная сессия, во время которой чи­таются обзорные лекции и проводятся практические занятия;

- экзамен.

Самостоятельное изучение дисциплины следует начинать с подбора необходимой учебной и методической литературы. Наряду с рекомендуемой литературой для освоения курса важно системати­ческое чтение журнальных и газетных статей по вопросам маркетинговой деятельности организаций.

Материал необходимо конспектировать, выполнять расчеты, заполнять таблицы, вести словарь терминов, что позволит глубже усвоить дисциплину. Завершением изучения темы является выполнение практических работ.

При возникновении непонятных вопросов во время изучения материала необходимо обращаться за консультацией к преподавателям колледжа, специалистам сельскохозяйственных предприятий.

Контрольная работа, составленная по многовариантной системе, охватывает все разделы учебной дисциплины. Каждый вариант состоит из пяти теоретических вопросов и одного расчетного задания. Номер варианта определяется по двум последним цифрам шифра. Работа не своего варианта не засчитывается и возвращается обратно. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, страницы ее пронумеровываются.

При выполнении контрольных работ отвечать на вопросы необходимо конкретно, четко, писать аккуратно, разборчивым почерком, оставляя поля. Материал излагать своими словами. Ответы на вопросы должны быть краткими, четкими, содержать как теоретический материал, так и примеры из хозяйственной деятельности конкретной организации.

В конце работы обязательно указывается использованная литература, ставится подпись и дата выполнения работы.

На обложке тетради указываются дисциплина, номер контрольной работы, курс, группа, ваши фамилия и инициалы, шифр, адрес. При получении проверенной работы необходимо внимательно прочитать рецензию преподавателя и, если есть замечания, выполнить в этой же тетради работу над ошибками. Если работа не зачтена, выполните ее повторно.

В результате изучения дисциплины учащиеся

должны знать:

- нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие маркетинговую деятельность хозяйствующих субъектов;

- сущность маркетинга и его значение в рыночной экономике;

- принципы и функции маркетинга, методы маркетинговых исследований;

- методы и стратегии рыночного ценообразования, последовательность и особенности движения товаров на рынке;

- принципы и методы управления маркетингом в организации;

должны уметь:

- выбирать вид маркетинга в зависимости от спроса на рынке;

- проводить сегментацию рынка, рассчитывать его емкость и долю;

- определять конкурентоспособность товаров;

- разрабатывать товарные знаки, упаковку товаров;

- анализировать маркетинговую деятельность организации.

Методические указания составлены на основании типовой учебной программы по дисциплине «Основы маркетинга» для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 02.11.2006.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА»

специальность 2-25 01 35 «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»

№ п/п Наименование разделов и тем Распределение учебного времени
Дневная форма обучения Заочная форма обучения
всего в т.ч. ПР всего в т.ч. ПР
  Введение    
1. Маркетинг и основные его концепции   сам. изучение
2. Принципы, функции маркетинга. Микро- и макросреда маркетинга    
Раздел 1. Маркетинговые исследования
1.1. Рынок и его конъюнктура   сам. изучение
1.2. Изучение потребителей и покупателей   сам. изучение
1.3. Процесс маркетинговых исследований
Раздел 2. Товарная политика
2.1. Товар в системе маркетинга  
2.2. Создание нового товара и жизненный цикл товара сам. изучение
2.3. Товарные знаки. Упаковка и маркировка товара сам. изучение
Раздел 3. Ценовая политика и политика распределения
3.1. Цены в условиях рынка
3.2. Политика распределения   сам. изучение
3.3. Управление каналами распределения   сам. изучение
Раздел 4. Маркетинговые коммуникации сам. изучение
4.1. Коммуникационная политика. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций    
4.2. Организация общественного мнения      
4.3. Личная продажа и стимулирование продаж      
  Обязательная контрольная работа      
Раздел 5. Управление маркетингом сам. изучение
5.1. Стратегическое планирование    
5.2. Контроль маркетинговой деятельности    
ВСЕГО:

Преподаватель Т.Л.Лобзанюк

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин

Протокол __________№ ___

Председатель

Т.Н.Маньковская

Общие методические рекомендации

по изучению дисциплины «Основы маркетинга»

Изучение дисциплины «Основы маркетинга» способствует формированию представления о том, как при помощи грамотного использования рыночных отношений, удовлетворения потребностей покупателей предложением им конкурентоспособных товаров можно добиться адаптации и эффективного развития производства, а также увеличения рыночной доли и получения прибыли, гарантирующей выживаемость организации. Маркетинг требует создание управленческих структур, которые смогли бы принимать стратегические и оперативные решения, позволяющие организации быть готовой к активному приспособлению своих товаров, форм и методов рыночной деятельности к условиям быстро реагирующего на изменения рыночной ситуации современного рынка.

Производители товаров, специалисты, работники планово-учетных служб должны учитывать рыночный спрос, выбирать нужный сегмент рынка, рассматривать его ёмкость, находить выгодные каналы сбыта, способствовать улучшению внешнего вида, потребительских свойств товара, совершенствованию сервисного обслуживания. Товаропроизводитель, использующий в своей деятельности комплекс маркетинга, должен ориентироваться на рынок, запросы покупателей, использовать рекламу, различные формы формирования спроса и стимулирования сбыта.

Изучать дисциплину рекомендуется в следующей последовательности:

1. Ознакомиться с содержанием программы и методическими указаниями.

2. Подобрать и изучить рекомендуемую литературу.

3. Правильно оформить титульный лист контрольной работы (номер работы, личный шифр, фамилия, имя, отчество, курс, отделение, домашний адрес), в конце работы указать использованную литературу, поставить дату и подпись. В контрольной работе оставьте поля для замечаний преподавателя и страничку для рецензии.

4. Конспектируйте изучаемый материал.

5. Выполните контрольную работу и отправьте в колледж согласно графику. Зачтенную контрольную работу представьте в учебное заведение.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

При изучении темы необходимо уяснить, что маркетинг является действенным регулятором рыночных процессов, предлагает процессы взаимовыгодного обмена между различными субъектами рынка, создает условия для выполнения требований потребителей. В условиях конкурентной борьбы успеха может добиться только та организация, которая использует одну из концепций маркетинга, и опираясь на нее, непрерывно ищет способы адаптации к постоянно изменяющимся условиям среды своего функционирования; активно воздействует на рынок и потребителей.

Следует знать сущность концепций маркетинга: совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, маркетинга, социально-этичного маркетинга.

Нужно ознакомиться и с классификациями видов маркетинга:

а) в зависимости от цели деятельности;

б) по территориальному охвату рынка;

в) в зависимости от объекта;

г) в зависимости от состояния спроса.

Для того чтобы организация постоянно согласовывала свои возможности с требованиями рынка, ей необходимо опираться на основополагающие принципы. Их следует изучить. Следует знать, что из себя представляют функции маркетинга.

Наши рекомендации