Процедура проведения анкетного опроса.
Основные этапы проведения анкетирования:
1. Знакомство с предметной областью;
2. Разработка анкеты;
3. Расчеты параметров выборок, т.е. необходимо определить кого и в каком количестве необходимо опросить, чтобы результаты были пригодны для анализа;
Определение необходимого и достаточного размера выборочной совокупности - большая и серьезная проблема. Исследовательская практика доказывает, что использование аппарата математической статистики позволяет снизить неопределенность, но не решить проблему.
4. Формирование выборок;
Теоретические расчеты и исследовательская практика доказывают, что для получения достоверных данных о мнении и предпочтениях населения крупного города достаточно опросить 700-800 человек. Большинство опросов населения проходят на выборках объемом до 1500 человек. Однако, утверждение, что чем больше человек опрошено, тем лучше результаты, не совсем соответствует действительности. Точность и достоверность результатов зависят, прежде всего, не от объема выборки, а от ее состава или структуры. Состав (структура) выборки определяется способом ее формирования. Способ формирования гораздо более значимая характеристика выборки, чем объем.
5. Инструктаж анкетеров (постановка задачи);
6. Проведение анкетирования;
Необходимо, чтобы кто-то грамотно и честно реализовал разработанную программу исследования. Необходимы анкетеры, т.е. люди, непосредственно занимающиеся сбором первичной информации.
Залог качественной работы анкетеров - достойная оплата их труда и жесткий контроль. Текучесть кадров в штате анкетеров - большой минус. Опыт работы - плюс.
7. Контроль качества выполнения процедур сбора информации;
8. Формирование сводных баз или электронных таблиц (ввод информации в компьютер);
9. Обработка и анализ результатов;
Необходимо посчитать общие распределения, определить зависимости и т.п.
10. Написание отчета.
Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.
21. Метод фокус–групп. Сущность и содержание.
Фокус-группа – это объединенная по некоторым критериям малая группа, внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определенной теме.
Этот метод имеет свои особые, специфические цели, которые сводятся к:
1) разработке и генерации идей (например, относительно дизайна, упаковки, разработки новых продуктов);
2) изучению и анализу разговорного словаря потребителей, что может быть важным для составления вопросников и т.д.;
3) исследованию мотивов, запросов потребителей, их отношения к изучаемому продукту, марке, методам его продвижения;
4) изучению эмоциональной и поведенческой реакции на определенные виды рекламы;
5) уяснению данных, полученных при количественных исследованиях.
Оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек. Меньшая численность групп делает менее продуктивными результаты, и ведущему приходится прилагать больше усилий для увеличения ее активности. Если численность группы больше 12 чел., то она может распасться на подгруппы и может завязаться ненужная дискуссия.
Разработка рабочего сценария фокус-группы требует составления перечня вопросов (вопросника) исходя из цели и задач исследования. После проверки этого перечня на полноту и достаточность на его основе разрабатывается рабочий сценарий проведения фокус-группы. Рабочий сценарий является рабочим документом для ведущего (модератора) и должен содержать все необходимые подсказки, указания, комментарии для него. Текст рабочего сценария должен быть максимально структурирован с использованием различных шрифтов, выделений, размеров букв. В нем также должны содержаться отметки о длительности различных блоков фокус-группы.
Процесс разработки сценария фокус-группы включает в себя:
1. Перечень вопросов:
· что узнать?
· что спросить?
· что обсудить?
2. Критерии оценки этого перечня:
· полнота, достаточность,
· необходимость,
· целесообразность,
· острота,
· готовность участников дать информацию.
3. Перечень вопросов для сценария (ограниченный).
4. Логическую структуру сценария.
5. Наполнение сценария:
· вспомогательные указания, уточняющие вопросы;
· вступительное слово;
· заключительным словом.
6. Обсуждение с коллегами, специалистами-экспертами.
7. Окончательный вариант сценария.
8. Пересмотр после первой фокус-группы. В случае необходимости пересмотр после каждой фокус-группы.