Реклама: сущность, цели, виды, средства
На сегодняшний день существует много определений понятия «реклама». Рассмотрим лишь некоторые из них.
Реклама — форма оплаченного неличного обращения производителя к потенциальному потребителю с целью продвижения своей продукции.
Реклама —информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Реклама — это средство воздействия на человека с целью вызвать у него желание купить рекламируемый товар.
Для того чтобы человек захотел что-либо купить, производители рекламы используют самые разнообразные средства манипуляции его сознанием. Реклама стремится сформировать определенный стереотип потребительского поведения человека.
В научной литературе представлены различные виды рекламы по способу ее воздействия на потребителя. Мы рассмотрим классификацию, предложенную чешским специалистом в области рекламы Б. Геклом:
•зрительная (витрина, световая, печатная реклама и т.п.);
•слуховая (радиореклама, реклама по телефону и т.д.);
•зрительно-обонятельная (ароматизированная листовка и др.);
•зрительно-слуховая (теле-, видео-, радио- и кинореклама и т.д.
Различают несколько видов рекламы: информативная, увещевательная, напоминающая, подкрепляющая, товарная и фирменная (престижная), непосредственная и косвенная, агрессивная, однородная и неоднородная, превентивная (больше средств на рекламу, чем это необходимо), вводящая, защитная, корпоративная (фирма патриот своей страны), недобросовестная.
Безличные средства массовой рекламы подразделяют следующим образом:реклама в прессе;экранная реклама;печатная реклама;радиореклама;наружная реклама;реклама на транспорте;реклама на месте продажи товара;сувениры, бесплатно раздаваемые подарки с нанесенными на них товарным знаком, логотипом фирмы.
Непрямая реклама (BTL, belowtheline— под чертой) — элементы рекламы, являющейся частью долгосрочной стратегии выведения брэнда (модели товара) на рынок. Она включает:
•информирование общественности о делах, намерениях, традициях фирмы;
•демонстрацию продукции;
•массовые мероприятия (презентации, семинары, пресс-конференции, встречи, вечеринки, лотереи, конкурсы и т.д.);
•стимулирование продаж;
•спонсорство;
•распространение сувенирной продукции с фирменной символикой;
•паблисити и ПР;
•дизайн упаковки продукции;
•мерчандайзинг (оформление места продажи товаров, офиса, интерьеров помещений фирмы);
•действия, способствующие продвижению продукции на рынки (сэлеплинг, т.е. дегустация, бесплатное предоставление продукции в опытную эксплуатацию);
•использование нетрадиционных рекламных носителей.
Родиной понятия BTL является фирма Procter&Gamble, менеджер которой весь список расходов на рекламу разделил горизонтальной чертой на две неравные части:
• сверху — все, что связано с «прямой рекламой» (пресса, радио, телевидение и наружная реклама), — ATL(abovetheline—
над чертой);
• снизу — все остальное — BTL или «непрямая реклама».
BTL, по мнению специалистов, не только «приводит коня к водопою», но и «заставляет его напиться». Именно мероприятия BTL побуждают покупателя совершить покупку.
Основой BTL является комплекс мероприятий, объединенных понятием ПР.
Отличия между основными средствами воздействия на потребителей заключаются в их целях:
•реклама — создание образа фирмы, товара, достижение осведомленности о них потенциальных покупателей;
•сейлзпромоушн — побуждение к совершению покупок, стимулирование работы товаропроизводящей сети;
•паблик рилейшнз — достижение высокой общественной репутации фирмы;
•директ-маркетинг — установление двухсторонних долгосрочных связей между производителем и потребителем.
Пример удачных рекламных обращений: «Наша фирма занимает второе место в прокате автомобилей. Но предпочесть следует именно нас, потому что мы стараемся больше!». «Мы вторые на рынке, у нас есть к чему стремиться». Обратите внимание, мы ни третьи, ни четвертые, а вторые. В этом случае важно и название фирмы, и название товара. Они должны повышать интерес покупателей как к товару, так и к фирме, потому что покупатели всегда подвержены эмоциям, которые подчас побеждают разум. Поэтому столь необходимо, чтобы с названиями ассоциировалась определенная, значимая для потребителей, идея.
В последнее время появилась высокоэффективная технология завоевания и удержания потребителя — брендинг — деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, материалов сейлзпромоушн, других элементов рекламы, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выделяющих товар среди товаров-конкурентов и создающих его образ (brandimage).
Брендинг позволяет:
•поддерживать запланированный объем продаж на конкретном рынке и реализовывать на нем долговременную программу по созданию и закреплению в сознании потребителей образа товара или товарного семейства;
•обеспечить увеличение прибыльности в результате расширения ассортимента товаров и знаний об их общих уникальных качествах, внедряемых с помощью коллективного образа;
•отразить в рекламных материалах и кампаниях культуру страны, региона, города, где изготовлен товар, учесть запросы потребителей, для которых он предназначен, а также особенности территории, где он продается;
•использовать три фактора, важных для обращения к аудитории — исторические корни, реалии сегодняшнего дня и прогнозы на перспективу.
Результативность брендингазависит не только от профессиональных знаний и предпринимательской культуры рекламодателя и рекламного агентства, с которым он сотрудничает, но и от их умения работать с интеллектуальной собственностью, товарными знаками, дизайном, текстами и т.п.
Директ-маркетинг на мировом рынке развивается втрое эффективней, чем реклама в средствах массовой информации, и по сравнению с ней для рекламных агентств вдвое прибыльней. Благодаря компьютеризации стало возможным справиться с прежде неразрешимой задачей — соединить в рекламной кампании массовость с индивидуальным подходом к каждому отдельному потребителю. Сегодня произошла «демассификация», привнесшая новую идеологию в производство, сбыт, коммуникации и, следовательно, упразднила универсальный подход в области маркетинга. Этому способствовал и тот факт, что рынок разбился на множество сегментов, по-разному реагирующих на маркетинговые инструменты воздействия фирмы.
Суть директ-маркетинга состоит в установлении при посредничестве рекламных агентств долгосрочного взаимовыгодного и развивающегося партнерства между производителем и персонально известными потребителями целевого сегмента. Для определения целевых групп используют различные методы сегментации, позволяющие выделять потребителей со сходными социально-демографическими характеристиками, предполагающими одинаковые способы удовлетворения потребностей. При директ-маркетинге сначала выявляют неудовлетворенные потребности, а затем формируют группы потенциальных потребителей, одинаково реагирующих на маркетинговые инструменты воздействия фирмы. Следовательно, директ-маркетинг — это своеобразный метод маркетинга, который использует все доступные средства рекламы и все каналы их распространения.
1. Творческое воплощение рекламы.После постановки задач рекламы необходимо выработать общий творческий подход к рекламе.
При создании рекламы используют различные способы ее подачи.
1. Зарисовка с натуры. Представление одного или нескольких персонажей, использующих товар в обычной обстановке. Например, реклама кофе Nescafe — «Нового дня глоток». Позже — «Это был не Nescafe».
2. Акцентирование образа жизни. Делается упор на то, как товар вписывается в определенный образ жизни. Реклама колготок «Saint Pellegrino» — «Красота и независимость».
3. Создание фантазийной обстановки. Вокруг товара или его использования формируется некий ореол фантазии. Например, реклама дезодоранта Impulse, где красивая женщина получает цветы от летящего на аэроплане молодого человека: «Если незнакомец вдруг дарит вам цветы, он реагирует на Impulse!».
4. Создание настроения или образа. Товар вызывает ассоциированное с ним настроение или образ, скажем, нежности, красоты, любви и безмятежности. Не делают никаких утверждений в пользу товара, кроме внушаемых косвенно. На возникновение определенного настроения рассчитана реклама сигарет Rothmansи шоколада Dove: «Минуты нежности созданы для Dove».
5. Мюзикл. Показ одного или нескольких лиц или рисованных персонажей, поющих песню о товаре. По этому принципу построена реклама жевательной резинки Hollywood, а из отечественной рекламы — реклама АО «Мовен»: «Если любите прохладу, свежий воздух круглый год, обращайтесь на Московский вентиляторный завод».
6. Использование символического персонажа. Создание персонажа, олицетворяющего собой товар. Персонаж может быть как реальным, так и мультипликационным, например кролик из рекламы растворимого какао Nesquik.
7. Акцент на профессиональном и техническом опыте. Демонстрация технического и профессионального опыта фирмы в производстве конкретного товара — реклама отдельных сортов пива, показ его производства на новейшем оборудовании.
8. Использование данных научного характера. Приводятся научные данные о предпочтительности или большей эффективности товара по сравнению с другими. Реклама зубных паст Blend-a-med и Colgate.
9. Использование свидетельств в пользу товара. Реклама представляет заслуживающий полного внимания или вызывающий симпатию источник информации, который одобрительно отзывается о товаре. Могут быть и простые люди, и знаменитости, заявляющие, что им нравится товар. У фирмы Lotto, выпускающей спортивные товары, есть коллекция теннисной экипировки Бориса Беккера. На обложке каждого из предметов коллекции изображен Борис в форме Lottoи сказано, что «Борис предпочитает Lotto».
Рекламное сообщение состоит из заголовка рекламного сообщения, его девиза (слогана), текстовой части рекламы, выбора носителя (персонажа) рекламного сообщения, иллюстраций, музыкального сопровождения, тиражирования и копирования рекламного сообщения.
План рекламных действий должен основываться на анализе требований потребителей, сегментировании рынка, позиционировании товара и его жизненного цикла. Составление плана рекламной кампании должно предусматривать обязательную множественность, определять оптимальную комбинацию используемых рекламных средств, видов рекламы (реклама в печати, на ТВ, транспорте).
Основные этапы планирования рекламной кампаниивключают следующие действия:
•определение целей, задач и объектов рекламы (товар или фирма);
•содержание информации, которую необходимо дать потенциальным потребителям;
•выявление адресата рекламного обращения;
•определение мотива — на что сделать акцент в рекламе, чтобы привлечь внимание потребителей;
•выбор рекламных средств, определение их оптимального набора и соотношения;
•разработка замысла рекламного сообщения (заголовок, текст, иллюстрации, персонаж, носители рекламы, музыкальное сопровождение);
•составление графика рекламных выступлений (по времени, видам рекламы и средствам ее распространения);
•составление сметы расходов на рекламную кампанию (общая сумма и разбивка по статьям);
•предварительное определение рекламной эффективности, подсчет преимущества в сбыте, получаемые в результате рекламной кампании.
При выборе канала распространения рекламы необходимо учитывать:
•соответствие рекламы имиджу товара и фирмы, ее стилю и специфике товара;
• функцию канала — информационную, развлекательную, образовательную;
•технические возможности канала;
•характер рекламного послания;
•соответствие канала целевой аудитории, адресату рекламной кампании по структуре, количеству и регионам;
•выбор времени рекламной кампании, периодичность канала рекламы;
•доступность и стоимость;
•сервисность (передавать рекламу в готовом виде или они ее сами изготовят на высоком уровне).
Реклама может быть выдана ее потребителю равномерными порциями или резкими всплесками, в рамках периода рекламной кампании. Пульсирующий график — неравномерное размещение рекламы в рамках временного периода. Приверженцы пульсирующего графика считают, что таким образом аудитория глубже знакомится с обращением и можно сэкономить средства.