Сбытовая политика предприятия (фирмы)
22.1. Сбытовая политика фирмы: планирование,структура, этапы
Область сбыта наиболее существенна для фирмы, так как поступление средств на ее счета обеспечивает именно сбыт. В сбыте выявляются все проблемы, возникающие при реализации стратегий, в оргструктуре управления.
Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потенциальных потребителей и составляет суть формируемой «политики» фирмы в области сбыта.
Сбытовая политика фирмы — целенаправленная деятельность, осуществление которой позволяет организовать движение потока товаров к конечному потребителю. Она заключается в организации оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж производимых товаров (создание оптовой и розничной торговли, определение маршрутов товародвижения, организация транспортировки, хранения, системы снабжения, пунктов техобслуживания и выставочных залов, обеспечение результативности товародвижения).
Сбытовая политика состоит из следующих основных элементов:
•транспортировка продукции — физическое перемещение товара от производителя к потребителю;
•доработка — подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции для потребления;
•хранение — организация создания и поддержание необходимых запасов продукции;
•контакты с потребителями — действия по физической передаче товара, оформлению заказов, организации расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о его потребностях, предпочтениях, о состоянии и тенденциях развития рынка.
Планирование сбытовой политики включает формирование следующих позиций:
•цели стратегии сбытовой политики и политики организации каналов товародвижения;
•типы каналов товародвижения, их сочетания по различным группам товаров и сегментам рынка;
•число уровней канала;
•система руководства каналами сбыта и формы установления правовых и организационных отношений;
•главенствующая роль фирмы-производителя или торговой фирмы;
•ширина канала товародвижения;
•уровень интенсивности канала товародвижения (эксклюзивный, селективный, интенсивный сбыт);
•целесообразность использования простых, двойных и сложных каналов сбыта;
•оптимальная структура комбинирования и сочетания разнообразных каналов сбыта по всему ассортименту выпускаемой продукции.
Существуют следующие сбытовые маркетинговые системы:
• традиционная (участники самостоятельны, неподконтрольны);
• вертикальная (корпоративная, договорные, административные);
• горизонтальная (объединение нескольких фирм);
• многоканальная (прямые, косвенные методы сбыта).
Сбытовая политика предусматривает пять этапов формирования.
Первый этап — определение целей сбыта. В зависимости от вида деятельности фирмы на конкретном рынке целями сбыта могут быть рост объемов сбыта, дохода или прибыли, время сбыта, использование ресурсов, степень охвата рынка, степень контроля над товародвижением и многое другое. При этом они должны быть достижимы, реальны, неконфликтны, конкретны и значимы для фирмы.
На втором этапе избирается стратегия сбыта. Прежде всего, принимается решение о выборе принципа построения косвенных каналов. Результатом второго этапа является исполнение общей концепции сбыта фирмы с точки зрения структуры организации, построенных информационных связей, условий, на которых будет осуществляться поставка продукции, оценка величины сбытового бюджета.
Третий этап — отбор посредников и участников сбытовой сети. С этой целью устанавливается перечень конкретных требований к ним, вытекающих из общей концепции сбыта. Требования могут быть связаны с рыночными возможностями посредников (степень охвата рынка), способностью маневрировать, уровнем профессионализма работников, возможностями демонстрации продукции, оказания услуг потребителям и т.д.
На четвертом этапе осуществляется поиск путей успешного сотрудничества между участниками каждого канала распределения, для чего применяют методы, стимулирующие взаимовыгодное сотрудничество. Выбор методов в каждом конкретном случае определяется целями сбыта, его структурой, принципами построения каналов сбыта и особенностями деятельности каждого посредника.
Пятый этап — разработка технологии и системы контроля сбытовой деятельности в целом, по каждому каналу распределения и отдельным посредникам. Основными критериями, показателями здесь могут быть достигнутый объем сбыта, сложившийся уровень сбытовых издержек и рентабельности продаж, качество работы с потребителями, оперативность в решении проблем сбыта, отношения сотрудничества, завоеванный у потребителя имидж и др.
Таким образом, наилучшим является тот канал, который выполняет все необходимые функции по продаже товаров конечному потребителю лучше, чем у конкурентов, и при этом имеет наиболее низкие расходы.
В канале сбыта различают пять видов различных потоков: поток прав собственности, физический поток товаров, поток заказов, финансовый поток, поток информации.
Поэтому для распределения информации, заказов, товаров и платежей требуется сотрудничество производителей, оптовых и розничных торговцев. Эти три участника могут рассматриваться как система каналов (или распределительная система), т.е. как группа независимых компаний, состоящих из производителей, оптовых и розничных торговцев, призванная довести нужный набор товаров до потребителей в нужном месте и нужное время. Обычный канал сбыта, как правило, состоит из независимого производителя продукции, нескольких (или одного) оптовых, а также розничных торговцев.
Система товародвижения представляет собой совокупность функций обработки заказов, погрузки-разгрузки товара, создания его запасов, хранения и транспортировки. Цель такой системы — обеспечить своевременность отгрузки товаров и надежность поставки, т.е. поступление товаров на регулярной основе в целости и сохранности, в нужной форме и требуемом количестве, а также получить точную информацию о запросах покупателей.
Для повышения эффективности товародвижения как части системы каналов распределения товаров необходимо обеспечить интеграцию ее различных элементов. Лучше, если возьмет на себя такую обязанность лидер канала независимо от того кто он — производитель, оптовый или розничный торговец.
О значении и роли товародвижения в деятельности фирмы свидетельствуют затраты на него, которые согласно исследованиям равны 20 % суммы продаж. Издержки товародвижения у посредников еще выше в связи с их ролью в накоплении и распределении товаров. Эти издержки складываются из расходов на обработку заказов, перевалку грузов, хранение, регулирование запасов и транспортировку.
Существуют три основных типа посредников в системе каналов: розничные торговцы, оптовые торговцы и агенты, брокеры.
Розничные торговцы отличаются от остальных посредников тем, что занимаются продажей товаров конечным потребителям. Поэтому их услуги используют преимущественно производители потребительских товаров, а не товаров производственного назначения.
Оптовые торговцы (их именуют также дистрибьюторами, когда они продают товар производственного назначения) покупают и перепродают товары другим оптовикам или розничным торговцам. В отличие от оптовых торговцев потребительских товаров дистрибьюторы иногда продают товар конечному пользователю.
Третья категория посредников — агенты и брокеры отличаются от других тем, что не приобретают права собственности на товар. Они выполняют важную вспомогательную функцию, сводя покупателей и продавцов и взимая комиссионные за эту услугу.
Первоочередной задачей сбыта является полный охват наиболее крупных покупателей и их удержание, затем средних и, наконец, мелких покупателей. Наиболее целесообразен охват крупных клиентов непосредственно предприятием через торговых агентов. Этот способ позволяет получать большие прибыли за счет устранения лишних звеньев. Кроме того, крупные покупатели в нормальных условиях предпочитают работать непосредственно с поставщиком. Средние покупатели обслуживаются агентами или дилерами в зависимости от специфики предприятия. Мелкие покупатели обращаются по рекламе к продавцам предприятия или обслуживаются через дилеров.
Посредники обычно более эффективно, чем производители, выполняют три вида функций: операционные, логистические и обеспечивающие.
Операционные функции — закупка товаров и перепродажа их потребителям, взятие на себя риска, связанного с хранением товаров в запасах.
Логистические функции — комплектация разнообразных товаров, их хранение, представление их покупателям в меньших количествах и ассортименте, а также доставка в магазины.
Обеспечивающие функции — получение информации о состоянии рынка, необходимой производителям, а также продвижение товаров посредством магазинных выставок или местной рекламы для увеличения продаж. В редких случаях предоставление кредита покупателям.
При отсутствии посредника каждый производитель вынужден был бы сам хранить свою продукцию, а затем сортировать ее. Выполнение функции хранения привело бы к существенному увеличению расходов на содержание запасов, а функции сортировки — к увеличению транспортных расходов, поскольку каждый предмет пришлось бы отправлять отдельному покупателю. Далее, например, при наличии четырех покупателей каждый производитель вынужден был бы заключать с посредником четыре сделки вместо одной.
Любой системе распределения нужен лидер канала, отвечающий за координацию потоков информации, отгрузку продукции и платежей в системе. Эту роль обычно берет на себя самая мощная организация в системе распределения, как правило, производитель товара. Производитель нередко оказывает посредникам управленческое и финансовое содействие. Так, автомобильные компании часто финансируют дилеров, открывающих новые пункты продажи, и предоставляют кредит для обеспечения запаса автомобилей. Производители могут также оказывать содействие дилерам в организации управления фирмами и даже возмещать им часть расходов на местную рекламу. Три дополнительных канала для товаров производственного назначения — продажа через дистрибьюторов (или оптовиков) и/или агентов сопряжены с определенным риском, так как производители утрачивают в этом случае прямой контроль над продажами.
Определение структуры системы распределения предполагает четыре вида решений. Прежде всего, следует определить, использовать ли посредников или осуществлять прямые продажи. При решении прибегнуть к услугам посредников необходимо установить длину канала распределения и интенсивность распределения.
Длина канала означает количество посредников различного рода. Прямой маркетинг — это самый короткий канал, так как посредники отсутствуют. Канал с использованием агентов, оптовых и розничных торговцев будет самым длинным.
Интенсивность распределения — это степень охвата, обеспечиваемого системой распределения. Охват может быть от широкого до эксклюзивного. Заключительное решение принимается относительно структуры системы распределения, включающее отбор конкретных посредников для канала распределения. Оптовых и розничных торговцев следует отбирать на основе определенных критериев: размер фирмы, ее расположение, опыт торговли продукцией компании и др.
Основные коммуникационные стратегии в канале сбыта: стратегия выталкивания, стратегия вытаскивания, их сочетание.
Компании прибегают к стратегиям выталкивания с целью побудить оптовых и розничных торговцев иметь в запасе товары компании, тем самым «проталкивая» товар через канал к конечному потребителю. Они могут предлагать посредникам повышенные скидки на отдельные товары, возмещать им рекламные расходы, увеличивать скидки при закупке большой партии, организовывать конкурсы, премировать за расширение продаж, а также проводить рекламные мероприятия и выставки в магазине, чтобы помочь розничному торговцу продать товар.
Стратегии вытаскивания призваны убедить потребителя прийти в магазин и «вытащить» товар из канала сбыта. Чтобы уведомить потребителей о марке и побудить совершить пробную покупку, используют рекламу, предоставление бесплатных купонов и скидок.
Стимулирование сбыта
Задача стимулирования сбыта — приближать товар к потребителю. Поэтому отдача от мер стимулирования более быстрая, чем от рекламы.
Стимулирование сбыта имеет многоцелевую направленность. Выбор цели зависит от объекта предстоящего воздействия. Существует несколько типов целевых аудиторий.
Потребитель, безусловно, обладает наибольшей значимостью, и вся политика маркетинга сводится к воздействию именно на потребителя. Цели стимулирования потребителя —увеличить число покупателей, увеличить количество товара, купленного одним и тем же покупателем.
Основные задачи стимулирования потребителей России:
• поощрение более интенсивного использования товара (фирмы «Перекресток», «Эльдорадо», «М-видео», «Старик Хоттабыч»);
• покупки его в более крупной упаковке (зубная паста Blend-a-med— два по 50 мл);
• побуждение лиц, не пользующихся товаром, опробовать его;
•привлечение тех, кто пользуется марками конкурентов.
Продавец — его способность и умение продать товар не должны быть оставлены без внимания со стороны производителя. В интересах фирмы стимулировать, поощрять и наращивать эти качества. Цель стимулирования, обращенного к продавцу,— превратить безразличного к товару продавца в высокомотивированного квалифицированного специалиста.
Основные задачи стимулирования российских розничных торговцев:
•торговые скидки за большие объемы продаж;
•поощрение за включение товара в свой ассортимент;
•поддержание более высокого уровня запасов товара и связанных с ним изделий;
•подрыв мер стимулирования, предпринимаемых конкурентами;
•формирование приверженности к марке;
•поощрение поддержки нового товара, повышение активности в работе с клиентами.
Торговый посредник,являясь звеном между производителем и потребителем, представляет собой специфический объект стимулирования, выполняющего в данном случае регулирующие функции. Торговая наценка — плата за те функции сбыта, которые принимают на себя посредники.
При этом цели стимулирования могут быть следующими:
•придать товару определенный имидж, чтобы сделать его легко узнаваемым;
•увеличить количество товара, поступающего в торговую сеть;
•повысить заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки и т.д.
Существуют три типа целей стимулирования сбыта. Стратегические цели: увеличить число потребителей, повысить количество товара, покупаемого каждым потребителем, оживить интерес к товару со стороны партнеров и клиентов, увеличить оборот до показателей, намеченных в плане маркетинга, выполнить показатели плана продаж.
Специфические цели: ускорить продажу наиболее выгодного товара, повысить оборачиваемость какого-либо товара, избавиться от излишних запасов (затоваривания), придать регулярность сбыту сезонного товара, оказать эффективное противодействие появившимся конкурентам, оживить продажу товара, сбыт которого переживает застой.
Разовые цели: извлечь выгоду из ежегодных событий, воспользоваться какой-либо отдельной благоприятной возможностью (годовщина фирмы, создание нового магазина и т.д.), поддержать рекламную кампанию.
Выбор тех или иных средств стимулирования зависит от поставленных целей. Их можно объединить в три большие группы:
•предложение цены (продажа по сниженным ценам, льготные купоны, талоны, дающие право на скидку);
•предложение в натуральной форме (премии, образцы товара);
•активное предложение (конкурсы покупателей, игры, лотереи).
Применительно к какой-либо торговой точке мы приходим к трем обобщенным видам стимулирования:
•общее стимулирование, применяемое на месте продажи. Его отличительной чертой является заданность темы. Оно служит инструментом общего оживления торговли (годовщина, церемония открытия);
•избирательное стимулирование предполагает помещение товара вне мест общей выкладки на выгодную позицию, например в начале ряда или стеллажа. Товар может быть сосредоточен и в каком-либо ином месте торгового зала;
•индивидуальное стимулирование осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило, исходит от производителя. Рекламная афиша сигнализирует о том, что в отношении определенного товара осуществляется стимулирование в виде снижения цен, конкурсов, премий и т.д.
Классические инструменты стимулирования торговой сети:
• премии к заработной плате при выполнении годовых показателей являются вознаграждением за достигнутые результаты, размеры которого могут достигать от одного до трех месячных окладов. Но продавца стараются стимулировать на протяжении всего года, поэтому премия делится на несколько частей, размеры которых рассчитываются в зависимости от процента выполнения планового показателя, что частично лишает премию ее стимулирующего характера;
• премии за достижение «особых показателей» — каталогизация товара, перевыполнение показателей в период спада деловой активности и т.п. служат основанием для выплаты премии, размеры которой пропорциональны перевыполнению показателей;
• присуждение очков, определенное количество которых можно обменять на ценные подарки, предлагаемые по особому каталогу. За каждую продажу или размещенные дополнительные заказы продавец получает определенное количество очков, которые, в конечном счете, позволяют ему выбрать для себя подарок во вручаемом ему каталоге;
• туристические поездки предназначены для сбытовиков, добившихся больших успехов в работе. Речь идет о стимулировании-конкурсе, в котором призом являются туристические поездки за границу, предлагаемые особо отличившимся продавцам.
Главной задачей стимулирования является воздействие на потребителя и упрощение процесса продажи. Задача оптимизации сбытовой сети предусматривает диагностику проблем (их наличие, значимость) и разработку компенсационной системы, сглаживающей негативные моменты. Важным элементом оптимизации является отладка системы скидок и наценок, применяющейся предприятием. Эффективные в прошлом системы имеют тенденцию сохраняться на предприятии и с изменением рыночной ситуации.
Таким образом, стимулирование сбыта представляет собой использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и усилить ответную реакцию рынка.