Основные базовые стратегии фирмы
Базовые стратегии фирмы.
1. Стратегия лидерства за счет экономии на издержках опирается на производительность и обычно связана с существованием эффекта опыта. В центре внимания стратегии — низкие издержки по сравнению с конкурентами.
Риски стратегии, основанной на лидерстве по издержкам, могут быть следующими:
• технологические изменения, обесценивающие предшествующий опыт и инвестиции;
• неспособность вовремя выявить необходимость внесения изменений в товар из-за преувеличенного внимания к издержкам;
• инфляция издержек, сужающая возможности фирмы по поддержанию разности в ценах, необходимой для преодоления опасностей со стороны марок конкурентов или других вариантов дифференциации.
2. Стратегия дифференциации — придание товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отличают
товар от предложений конкурентов.
Перечислим возможные риски стратегии, основанной на дифференциации:
• разрыв в ценах относительно конкурентов с низкими издержками становится столь большим, что сохранить приверженность к дифференцированной марке оказывается невозможным;
• роль фактора дифференциации падает по мере того, как товар становится все более привычным;
• восприятие дифференциации снижается под влиянием имитаций.
3. Стратегии специализации — концентрация на нуждах одного
сегмента или конкурентной группы покупателей без стремления
охватить весь рынок. Цель — удовлетворение потребностей выбранного целевого сегмента лучше, чем это сделают конкуренты.
Эта стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на
лидерство по издержкам, либо на то и другое, но только в рамках
целевого сегмента.
Риски стратегии специализации следующие:
• разрыв в ценах по отношению к неспециализированным товарам конкурентов становится слишком большим;
• различия в требованиях к товару в пределах целевого сегмента и рынка в целом сокращаются;
• конкуренты выходят на более узкие подсегменты внутри целевого сегмента.
Базовые маркетинговые стратегии компании.
1. Стратегии интенсивного роста актуальны, когда компания еще не исчерпала полностью возможности, связанные с ее товарами на рынках, на которых она действует. Подобная стратегия типична для компании-лидера, которая больше всех выигрывает от расширения рынка.
2. Стратегия увеличения своей доли рынка подразумевает:
•привлечение бывших клиентов компаний-конкурентов посредством активных действий по продвижению товаров;
• улучшение товара или оказываемых услуг;
• изменение позиционирования марки;
• значительное снижение цены;
• укрепление сбытовой сети;
• мероприятия по стимулированию сбыта.
Такие действия характерны для рынков, где первичный спрос стал нерасширяемым, т.е. в стадии зрелости жизненного цикла товара.
3.Стратегия приобретения рынков предусматривает следующие
действия:
• покупка компании-конкурента, чтобы овладеть ее долей рынка;
• создание совместного предприятия для контроля большей доли рынка.
Для защиты своего положения на рынке (связь с клиентами, сбытовая сеть, имидж) необходимо активизировать операционный маркетинг, используя небольшие улучшения товара и позиционирования, защитную стратегию ценообразования, укрепляя сбытовую сеть, усиливая или переориентируя меры по стимулированию сбыта.
4.Стратегия рационализации рынка включает:
• реорганизацию обслуживаемых рынков с целью снижения издержек или повышения эффективности операционного маркетинга;
• фокусирование на самых рентабельных сегментах;
• обращение к самым эффективным дистрибьюторам;
• сокращение числа клиентов, устанавливая минимальный объем заказа;
• уход из некоторых сегментов.
5.Стратегия организации рынка состоит в следующем:
• влиять в разрешенных законодательством пределах на уровень экономической эффективности сектора;
• пользуясь поддержкой органов управления, устанавливать правила конкурентной борьбы в соответствующей отрасли;
• создавать профессиональные организации, например, для сбора данных о рынке;
• заключать соглашения о сокращении или стабилизации производства.
Три последние стратегии носят преимущественно защитный характер: их целью является поддержание уровня проникновения на рынок.
6. Стратегии развития рынков. Цель — рост объема продаж с помощью внедрения имеющихся товаров на новые сегменты и рынки.
7.Стратегии развития через товары. Цель — рост продаж за счет разработки улучшенных или новых товаров (добавление характеристик, расширение товарной гаммы, обновление линейки товаров, улучшение качества, рационализация гаммы товаров), ориентированных на рынки, где действует компания. Главным инструментом данной стратегии роста является товарная политика и анализ сегментации рынка.
8.Интегративные стратегии оправданы, когда компания может
повысить свою рентабельность, контролируя различные стратегически важные для нее звенья в цепи производства и продажитовара. Речь может идти, например, об обеспечении регулярностипоставок или контроле сбытовой сети, о получении доступа кинформации о работе предшествующих или последующих звеньев.
Виды интегративных стратегий:
•стратегии интеграции «назад» используются для того, чтобы стабилизировать или защитить стратегически важный источник снабжения. Иногда такая интеграция необходима, поскольку поставщики не обладают ресурсами или ноу-хау, чтобы выпускать детали или материалы, необходимые компании. Еще одной целью может быть доступ к новой технологии, критичной для успеха базовой деятельности. Многие производители компьютеров интегрировались с изготовителями полупроводниковых компонентов, чтобы овладеть базовой для них технологией;
•стратегии интеграции «вперед» применяют для обеспечения контроля над выходными каналами. Для компании, выпускающей потребительские товары, речь может идти о контроле над сбытом через франшизную сеть, эксклюзивные контракты или о создании собственных магазинов. В некоторых случаях интеграция «вперед» осуществляется просто для того, чтобы лучше знать пользователей своей продукции. В этом случае компания создает филиал, в задачу которого входит понимание проблем клиентов с целью более полного удовлетворения их потребностей;
•стратегии горизонтальной интеграции призваны усилить позицию фирмы, поглощая или контролируя определенных конкурентов. Обоснования: нейтрализовать мешающего конкурента, достичь критической массы для получения эффекта масштаба, получить выигрыш на взаимодополняющей гамме товаров, получить доступ к сбытовой сети или к сегментам покупателей.
9.Стратегия роста через диверсификацию производства оправдана, если производственная цепочка, в которой находится компания, предоставляет мало возможностей для роста или обеспечения рентабельности либо потому, что позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что базовый рынок находится в стадии спада.
Виды стратегий роста через диверсификацию производства:
• стратегия концентрической диверсификации используется,
когда компания выходит за рамки промышленной цепочки, внутри которой она действовала, и ищет новые виды деятельности, дополняющие существующие в плане технологическом и/или коммерческом. Цель — добиться эффекта синергии и расширить потенциальный рынок компании (конверсия: мощные тракторы — автобусы большой вместимости);
• стратегия чистой диверсификации применяется, если компания осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем деятельности ни в технологическом, ни в коммерческом плане. Цель — в обновлении своего портфеля. Стратегии диверсификации наиболее сложны и рискованны, поскольку выводят фирму в новые для нее области. Идейные основы стратегии диверсификации — способы достижения конечной цели: диверсификация может быть средством как защитным (заместить слабеющее направление), так и наступательным (захватить новые позиции). Второе измерение касается ожидаемых результатов: менеджеры могут рассчитывать либо на экономический успех (рост, повышение рентабельности), либо на большую структурную согласованность или дополняемость по отношению к текущей деятельности (эксплуатация ноу-хау).
Таким образом, у предприятий и фирм существует множество вариантов действий на рынке, а выбор эффективной маркетинговой стратегии зависит от многих факторов, в первую очередь, от своих возможностей и возможностей, предоставляемых внешней средой их функционирования.
Планирование, управление и контроль