Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Описание развития любого аспекта психической жизни ребенка всегда представляет значительные трудности. Прежде всего необходимо определить для себя представление о самом процессе развития. В советской дет­ской психологии реализуется подход к развитию как превращению постепенно накапливающихся количественных изменений в коренные качественные, ос­нованный на принципах диалектического материализма [Д. Б. Эльконин, 1960; А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин — в кн.: Психология детей..., 1964; Психология лич­ности..., 1965; А. Н. Леонтьев, 1972]. Отправляясь от него, мы и пришли к характеристике развития общениядетей с окружающими людьми как смены нескольких

особых форм общения. Наиболее тщательно мы проследили этот процесс в сфере общения ребенка с взрослы, ми. В главе IIIмы и изложим эти материалы.

Понятие формы общения

Изменения отдельных аспектов, характеризующих раз­витие разных структурных 'компонентов общения — по­требностей, мотивов, операций и пр., в совокупности по­рождают интегральные, целостные образования, пред­ставляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности.. Эти качественно специфические образо­вания, являющиеся этапами онтогенеза общения, были названы нами «формами общения» [А. В. Запорожец, М. И. Лисина — в кн.: Развитие общения у дошкольни­ков, 1974].

Итак, формой общения мы называем коммуникатив­ную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуе­мую по нескольким параметрам.Основными среди них являются следующие 5 параметров: 1) время возникно­вения данной формы общения на протяжении дошколь­ного детства; 2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное со­держание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждаю­щие ребенка на определенном этапе развития к обще­нию с окружающими людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.

Прежде чем двигаться дальше, следует сделать одно разъяснение. Оно касается термина «содержание потреб­ности в общении».

В главе II, говоря о коммуникативной потребности, мы определили ее общую природу (стремление человека к самопознанию и самооценке через познание и оценку других людей и с их помощью); подчеркнули ее специ­фику (несводимость к каким-либо другим потребно­стям); выделили 4 критерия для описания процесса первичного становления потребности в общении (он за­вершается к 2 мес в сфере общения ребенка с взрослы­ми и к 2 годам в сфере его общения с другими детьми). Но после оформления потребности в общении процесс ее развития не заканчивается: скорее, можно сказать,




что он только начинается. На протяжении многих по­следующих лет коммуникативная потребность преобра­зуется, видоизменяется. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении:что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе.

Экспериментальные исследования общения детей с взрослыми привели нас к выделению в первые 7 лет жизни следующих 4 видов содержания потребности в общении: 1) потребности в доброжелательном внимании(0; 02—0; 06); 2) потребности в сотрудничестве(0; 06— 3; 0); 3) потребности в уважительном отношениивзрос­лого (3; 0—5; 0); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании(5; 0—7; 0). Содержание потребности ре­бенка в общении с другими людьми зависит от общего характера его жизнедеятельности и места в ней общения среди других видов активности.

В табл. 3 мы представили сведения, характеризую­щие основные генетические формы общения с взрослы­ми у детей от рождения до 7 лет. Их описание с разной степенью детальности представлено в наших публика­циях [Развитие общения у дошкольников, 1974, Прин­цип развития..., 1978, Проблемы общей..., 1978]. Коли­чество выделяемых нами форм, их названия и другие особенности постоянно уточняются и модифицируются. Возможно, стоит разделить ситуативно-деловое обще­ние на довербальную и вербальную коммуникации, ко­торые отличаются не только тем, овладел ли ребенок речью, но, главное, тем, каков ведущий тип его сотруд­ничества с взрослым [М. Г. Елагина — в кн.: Общение и речь..., 1985]. Но и в своем нынешнем виде схема форм общения приносит определенную пользу при описании развития коммуникативной деятельности детей. Перей­дем к характеристике каждой формы общения.

Наши рекомендации