Задачи и заинтересованность конкурента
Знание задач конкурента позволяет сделать вывод о том, насколько он удовлетворен текущими показателями результатов деятельности или в его стратегии возможны изменения. Финансовые задачи бизнес-единицы могут указывать на готовность конкурента к инвестициям в эту сферу, даже если срок их окупаемости будет относительно велик. В частности, какие задачи по доле рынка, увеличению объема продаж и прибыльности стоят перед компанией? Полезно также рассмотреть цели нефинансового характера. Стремится ли конкурент стать технологическим лидером? Или превратиться в организацию с развитым сервисом? Или расширить дистрибьюторскую сеть? Такого рода задачи — хорошие индикаторы возможной будущей стратегии конкурента.
Кроме всего прочего, не будем забывать и о задачах материнской компании (если таковая существует). Каковы ее текущая эффективность и финансовые цели? Если бизнес-единица работает не так хорошо, как «мама», на нее может быть оказано давление, и в отсутствие положительных сдвигов инвестиции могут быть отозваны. Здесь особенно важна роль, которую играет бизнес-единица. Какое место в долгосрочных планах материнской компании она занимает: центральное или второстепенное? Считается ли она областью роста или ей уготована судьба «дойной коровы»? Обладает ли она синергизмом с другими СБЕ? Существует ли эмоциональная связь между родительской и дочерней компаниями, каковы бы ни были ее основания? Даже у компаний с «глубокими карманами» руки иногда оказываются слишком ко-отки; само по себе наличие ресурсов еще не означает, что ими можно воспользоваться.
Текущая и прошлые стратегии конкурентов
Текущая и прошлые стратегии конкурентов тоже требуют анализа. Особое внимание следует уделить не оправдавшим ожидания соперника стратегиям: возможно, конкурент не рискнет попробовать осуществить аналогичный план еще раз. Знание традиционных для каждого соперника способов выпуска новых продуктов или рыночных ходов помогает определить будущие направления роста. Если речь идет о стра- тегии дифференцирования, то что в ней будет главенствовать: широта ассортимента, качество товара, сервис, тип распределения или узнаваемость торговой марки? Если будет применена стратегия низких из- держек, на чем она будет основана: на эффекте масштаба, на кривой опыта, на совместном использовании производственных и других мощностей или на выгодном доступе к сырью и материалам? Какова будет структура затрат? Если сама собой напрашивается стратегия фокусирования, то на чем именно?
Организация и культура конкурента
Знание предыстории и опыта руководителей компании-конкурента позволяет достаточно точно предсказать их будущие действия. Из какой среды вышли топ-менеджеры компании: из маркетинга, конструкторского отдела, производства? Быть может, они раньше работали в другой фирме или даже отрасли? Высший менеджмент Procter & Gamble, например, оказывает очень сильное влияние на руководство компании Clorox (еще с тех времен, когда та входила в состав P&G; затем по решению суда было проведено принудительное разделение).
Культура организации, проявляющаяся в ее структуре, системах и людях, нередко оказывает на стратегию самое что ни на есть всестороннее влияние. Ориентированная на снижение затрат, строго структурированная, полагающаяся на жесткий контроль организация может испытывать сложности с предполагающей инновации или агрессивный маркетинг стратегией. А свободная, плоская организация, поддерживающая инновации и принятие рисков, может испытывать трудности с программой товарной модернизации и сокращения издержек (когда требуется жесткая дисциплина). В целом, такие организационные элементы, как культура, структура, системы и люди, сужают спектр воз- | можных стратегий (см. главу 16).
Структура издержек
Информация о структуре издержек конкурента, особенно если он осуществляет стратегию низких затрат, позволяет предсказать его будущую ценовую стратегию и уровень ее относительной стабильности. Здесь необходимо оценить (хотя бы приблизительно) как переменные, так и постоянные издержки, что позволит определить уровни безубыточности. Как правило, выводы о структуре издержек могут быть сделаны на основе следующих данных о конкуренте:
• Численность персонала и грубые оценки оплаты труда производственных рабочих (переменные издержки) и накладных расходов (относящихся к постоянным затратам).
• Относительные затраты на сырье, материалы и закупаемые комплектующие.
• Объем инвестиций в запасы, производственные здания, сооружения и оборудование (тоже постоянные затраты).
• Количество заводов и их объемы выпуска (исходя из чего распределяются постоянные затраты).
Барьеры на выходе
«Высота» выходных барьеров определяет возможности фирмы оставить, в случае необходимости, данную сферу бизнеса; таким образом, они являются индикаторами ее заинтересованности. К ним относятся:6
• специализированные активы, (здания, сооружения, оборудование и другие активы, использование которых для выпуска иной продукции затруднено, в силу чего они обладают низкой ликвидационной стоимостью);
• постоянные издержки, такие как затраты на оплату труда, аренду, техническое обслуживание и ремонт оборудования;
• связи с другими бизнес-единицами фирмы, обусловленные имиджем компании или совместным пользованием производственных и других мощностей, каналов распределения или торгового персонала;
• законодательные и социальные барьеры. Например, решение о прекращении железнодорожной компанией пассажирских перевозок должно санкционироваться властями, или фирма может чувствовать себя ответственной перед рабочими (что тоже уменьшает ее стратегическую гибкость);
• влияющие на экономические решения гордость высшего руководства, эмоциональная привязанность к компании, ее трудовой коллектив.