Стадии и формы выбора стратегии
Выбор стратегии-это центральный момент стратег. менеджмента. Процесс выбора сос-ит из след. этапов:1. Разработка- создаются стратегии позволяющие достичь поставленные цели 2.доводка-стратегия дорабатывается до уровня 3. Анализ – анализируются в рамках общей стратег. и оценивается по степени пригодности для достижения ее главных целей.
Выделяют 4 базовые стратегии:
1.ограниченный рост-ее выбирают большинство фирм в сложившиеся отраслях со стабильной технолог.,цели развития устан. «от достигнутого» и корректир-ся на изменив-ся условия.
2. рост- чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями
3.сокращение-выбирается орг-ми реже всего, хар-но установление целей ниже уровня достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии прибегают в тех случаях, когда показатели деят-ти фирмы приобретают тенденцию к ухудшению и не какие меры не изменяют этой тенденции
4. комбинирование-представл. Собой любое сочетание рассмотренных выше альтернатив. Данной стратегии придерж-ся, как правило, крупные орг-ции
На выбор стратегии влияют след. факторы:1.фактор времени 2. Хар-р целей 3. Вид бизнеса и особ-ти отрасли, в которой работает орг-ция 4. Уровень риска 5. Опыт реализации прошлой стратегии 6. Сос-ние внешнего окружения, его предсказуемость
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА
В диверсифицированной компании стратегия разрабатывается на 4 уровнях:1. Корпоративная стратегия(КС)-стратегия для фирмы в целом 2. Деловая стратегия(ДС)-для каждого вида деят-ти фирмы 3. Функциональная стратегия(ФС)-для каждого функцион. направлен. определенной сферы деят-ти 4. Операционная стратегия(ОС)
Уровень стратегии | Кто разраб. | мероприятия |
КС | Совет директоров | Покупка и продажа др. фирм и собствен. подраздел устан. инвест. приоритет |
ДС | Совет директоров и руковод. подразделения | Усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентного преимущества, формир. Быстрого мех-ма действий на изменение |
ФС | Рук-ли среднего звена | Контроль за достижением целей подразделений, отбор предложений менеджера на листах |
ОС | Руководители | Решение по спец вопросов и проблем |
ОБЩИХ СТРАТЕГИЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Стратегии конкуренции используются для привлечения клиентов,ведения конкурентной борьбы и укрепления позиций фирмы на рынке.При классификации конкурентной стратегии рассматриваются 2 параметра:-целевой рынок,-тип конкурентного преимущества.В соотвествии с этими параметрами различают 5 типов стратегии конкуренции:1)стратегия «лидерство по издержкам».Предусматривает снижение издержек производства,что привлекает большее кол-во покупателей.Эта стратегия опирается на «эффект масштаба»:при удвоении совокупного накопленного объема производства издержки снижаются на 30%.2)стратегия широкой дифференциации.Направлена на придание товарам фирмы специфических черт,кот. бы отличали их от товаров-конкурентов.Это способствует привлечению большего количества покупателей.3)стратегия оптимальных издержек.Сочетает низкие издержки с широкой дифференциацией продукции.4)стратегия рыночной ниши.Основана на низких издержках.Данная стратегия ориентирует фирму на узкий сегмент покупателей,где фирма опережает своих конкурентов засчет более низких издержек.5)стратегия рыночной ниши.Основана на дифференциации продукции.Ставит целью обеспечить узкий сегмент покупателей продукции, полностью соответствующей их вкусам.
ОБЩИХ СТРАТЕГИЙ КОНКУРЕНЦИИ
Стратегии конкуренции используются для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления позиций фирмы на рынке.
При классификации конкурентных стратегий рассматривают 2 параметра:
-целевой рынок; -тип конкурентного преимущества.
В соответствии с этими параметрами различают 5 типов стратегий конкуренции:
1.Стратегия лидерства по издержкам. - предусматривает снижение издержек пр-ва,что привлекает большое количество покупателей. Эта стратегия опирается на эффект масштаба:при удовлетворении совокупно накопленного объёма пр-ва издержки сниж. на 30%.
2.Стратегия широкой дифференциации.Она направлена на придание товарам фирмы специфических черт, которые отличали бы их от товаров конкурентов. Это способствует привлечению большого количества покупателей.
3.Стратегия оптимальных издержек.Она сочетает низкие издержки с широкой дифференциацией продукции.
4.Стратегия рыночной нишы, основ. на низких издержках. Данная стратегия ориентирует фирму на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет низких издержек.
5.Стратегия рыночной ниши, основ. на дифференциации продукции. Она ставит целью обеспечить узкий сегмент покупателей продукцией полностью соотв. Их вкусам.
Все эти стратегии можно представить в виде след.схемы:
Тип конкур. преимущества | |||
Низк.издержки | дифференциация | ||
Целевой рынок | | ||
СТРАГЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА.
Выбор стратегии развития бизнеса зависит от ситуации,в кот. находится фирма.При разработке стратегии развития бизнеса руководство должно ответить на след. вопр:какой бизнес прекратить? какой бизнес продолжить? в какой бизнес перейти? При определении основных стратегий развития бизнеса рассматр 5 параметров: продукт; рынок; отрасль; положение фирмы внутри отрасли; технология. Каждый из этих параметров может принимать 2 значения:-существующее положение;-новое положение. Сущ 4 эталонных стратегии бизнеса: 1)стратегия концентрир роста. Сюда попадают те стратегии с изменениями продукта на рынке: стратегия усиления позиций на рынке;ст-я развития рынка;ст-я развития продукта.2)ст-я интегрир роста.Эта группа стратегии связана с расширением фирмы путем добавления новых структур.Фирма может осущ интегрир рост как путем приобретения новых структур,так и путем расширения внутри. Выделяют 2 типа:-приобретение контроля за поставщиками (стр-я обратной вертик интеграции);-приобретение или усиление контроля за системами распределения и продаж. 3)стратегия диверсифицир роста. Применяются в том случае,если фирма не может дальше развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Выделяют 3 направления:*стратегия центрированной див-ции(тут фирма ведет поиск про-ва новых продуктов в рамках существующего бизнеса,т е фирма использует старые технологии,работает на старом рынке );*стратегия горизонтальной див-ции(в данном случае предполагается введение новой продукции,требующей новые технологии, но при этом отрасль и специализация не меняются);*стратегия конгломеративной див-ции(при реализации этой стратегии фирма меняет все и переходит в другую область деятельности).4)стратегия сокращения бизнеса. Единственно возможный способ обновления бизнеса.Выделяют 4 типа: *стратегия ликвидации. Применяется,когда фирма находится в глубоком кризисе и не может вести далее бизнес;*стратегия «сбора урожая»-отказ фирмы от д/с перспектив в пользу макс доходов в настоящее время. Фирма не делает инвестиций, никак не мотивирует работников, оборудование эксплуатируется пока оно в состоянии работать,а потом ликвидируется;*стратегия сокращения. Означает отсечение фирмой некоторых своих подразделений или видов бизнеса.Данная стратегия может применяться только высоко диверсифицированными компаниями; *стратегия сокращения расходов. Фирма остается работать и старается увеличить эффективность своей работы засчет уменьшения затрат.