Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения

Построение системы управления товарными потоками и запасами в распределительной логистике осуществляться двумя способами. Первый «толкающая (выталкивающая) система» (push system) представляет собой централизованный контроль запасов производителем, когда определяется количество и время отгрузки на основе знания будущего спроса с мест и осуществляется проталкивание в расчетных количествах. Второй способ «тянущая (вытягивающая) система» (pull system), когда склады вытягивают товары с основного склада при возникновении потребности и независимо от запасов на других складах. К тянущим относят системы управления товарными запасами с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов и стратегии сбыта, направленные на опережающее (по отношению к формированию товарных запасов) стимулирование спроса на конечную продукцию.

На практике реализованы различные варианты толкающих и тянущих систем.

Таблица 2 Варианты толкающих и тянущих систем

Толкающие системы (push system) Тянущие системы (pull system),
DRP / DRP II (Distribution Requirements / Resource Planning)   Концепция DDT - «технология реагирования на спрос и ее модификации: QR (Quick Response) быстрого реагирования, CR (Continuous Replenishment)непрерывногопополнения запасов, AR (Automatic Replenishment) автоматического пополнения запасов, CSRP (Customer Synchronized Resource Planning– планирование ресурсов в зависимости от потребностей клиента). SCM (Supply Chain Management ) - управление цепочками поставок  

Системы типа DRP / DRP II (Distribution Requirements / Resource Planning)относятся к толкающим системам для распределительных (сбытовых) структур, которые не только предполагают наличие запасов, но часто ведут к увеличению их относительных и даже абсолютных размеров.

Другие логистические системы относятся к тянущим системам - DDT (Demand-Driven Techniques) и ее модификации: QR (Quick Response), CR (Continuous Replenishment) и AR (Automatic Replenishment) ориентированы также лишь на снижение уровней наличного запаса. Эти организационные системы логистики предполагают поиск оптимальных параметров потоковых процессов. Поэтому остается актуальной проблема интеграции методов теории запасов в логистические концепции.

DRP II (Distribution Requirements/Resource Planning).

«Система планирования распределения продукции/ресурсов» базируется на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов потребительского спроса на готовую продукцию. Она направлена на улучшение реакции производителя на изменение потребительского спроса. Модуль предназначен для обеспечения планирования в том случае, когда предприятие имеет территориально распределенную структуру с несколькими удаленными друг от друга площадками. В этом случае необходимо описывать сеть распределения (дистрибуции) с указанием всех существенных параметров этой сети (время доставки, календарь работы различных узлов этой сети, режим и стоимость транспортировки и т. д.). Можно сказать, что DRP — это своего рода MRP для сети распределения. Иначе говоря, DRP увязывает между собой несколько MRP-площадок. При этом в качестве площадок могут рассматриваться как производственные, так и торговые подразделения компании (например, удаленный склад, осуществляющий отгрузку продукции покупателям в другом регионе).

Реализация данной концепции осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи оперативной информации об объемах продаж заданной номенклатуры товаров оптовикам, а от них - производителям. Последние, на основе прогноза спроса, разработанного маркетологами, непрерывно (или с высокой периодичностью) пополняют запасы товаров непосредственно у розничных продавцов или через оптовых посредников. Основными преимуществами данной системы являются: повышение качества обслуживания потребителей за счет сокращения сроков исполнения заказа, а также сокращение логистических затрат, связанных с хранением и транспортировкой готовой продукции в распределительную сеть.

Продвижение продукции от поставщика к потребителю осуществляется по цепи поставок (или рыночному каналу). Графически цепь поставок представляет собой потоки спроса и предложения между поставщиками и какими-либо подразделениями заказчика, между этими подразделениями и клиентами или между различными подразделениями одной компании. DRP (планирование потребностей в распределении) координирует спрос, предложение и ресурсы между подразделениями одной или нескольких компаний.

Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Поток спроса

Поставщик     Цепь поставок   Заказчик

Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Поток продукции

Рис. 1.4. Потоки спроса и предложения

В цепи поставок может быть два и более уровней дистрибьюторских подразделений. Эти подразделения могут находиться в различной зависимости друг от друга; важным моментом является то, что одно подразделение может поставить продукцию другому подразделению.

Пример. Компания производит товары на территории одного подразделения, а продает их с отдельного товарного склада.

Поставщик   Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Производитель Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Товарный склад продаж Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Потребитель

Рис.1.5. Цепочка продаж – вариант 1.

Другая компания может иметь центральный центр дистрибуции, который поставляет продукцию на склады региональных отделений.

Заказчик

Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru

Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Региональное отделение

Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru

Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Поставщик   Центр дистрибуции  
  Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Региональное отделение
         

Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru

Заказчик

Рис.1.6. Цепочка продаж – вариант 2.

И третий вариант: компания имеет производственные мощности в двух городах.

Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Производство (Могилев) Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Потребитель
Поставщик  
  Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Производство (Гомель) Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения - student2.ru Потребитель
         

Рис.1.7. Цепочка продаж – вариант 3.

Кроме системы DRP в концепции MRP П функционирует интегрированная система, связанная с поставками продукции - Sales & Operations Planning – «планирование продаж и операций». Этот модуль увязывает вопросы управления производством и продажами. План продаж и производства служит двум основным целям в рамках функционирующей системы MRP II: во-первых, быть ключевым связующим звеном между процессом стратегического бизнес-планирования и системой детального планирования и исполнения плана компании; во-вторых, принятый план продаж и операций является регулятором всех остальных планов и графиков. По сути, это бюджет, который устанавливается для главного календарного плана производства, в свою очередь формирующего все последующие по иерархии календарные планы.

В последнее десятилетие сформировались новые характеристики рынка, которые существенно изменили требования к программному обеспечению логистического управления. Эти изменения потребовали переработки концепций, заложенных в основу автоматизированных систем управления. Была предложена концепция ERP (Enterprise resource planning) - интегрированного планирования всех бизнес - ресурсов предприятия. Фактически она формализовала представление об «интегрированных» решениях, охватывающих и связывающих планирование и управление всеми сферами деятельности предприятия, включая производственные мощности, материальные (товарные) и финансовые ресурсы. В рамках ERP предусмотрен модуль SCM (Supply Chain Management) – «управление цепочкой поставок» вместо DRP (Distribution Resource Planning).

SCM (Supply Chain Management ) - «управление цепочками поставок» – это концепция, заключающаяся в интегрировании ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей.. Идеология управления цепями поставок сейчас используется подавляющим большинством передовых зарубежных промышленных и торговых компаний, а также провайдерами логистических услуг. Программные SCM приложения присутствуют в составе наиболее продвинутых корпоративных информационных систем, в частности ERP/CSRP класса, поддерживая доставку необходимого товара и сервиса в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками.

Концепция DDT (Demand Driven Techniques) - «технология реагирования на спрос» является модификацией концепции МRP в плане улучшения реакции производителя на изменение потребительского спроса. Реализация данной концепции осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи оперативной информации об объемах продаж заданной номенклатуры товаров оптовикам, а от них - производителям. Для эффективной работы DDT-технологии необходимы: достоверная информация об объемах продаж, точный прогноз спроса, гибкая производственная система и надежная доставка товаров в распределительную сеть.

Наиболее известными вариантами концепции DDT являются четыре модификации концепции: ROP («rules based reorder»), QR («quick response»), CR («continuous replenishment») и AR («automatic replenishment»):

· ROP («rules based reorder»)- использует методику контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) – «reorder point» и статистических параметрах расхода продукции. Концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования (исключения влияния) колебаний спроса. Эффективность метода ROP в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса. Сфера использования ROP относится в основном к регулированию уровней страховых запасов, причем те или иные варианты логики точек заказа используют другие DDT ориентированные методы.

· QR («quick response») – метод быстрого реагирования или концепция оптимального размера и точки заказа. Представляет собой логистическую координацию между розничными торговцами (ритейлерами) и оптовиками с целью улучшения продвижения готовой продукции в распределительных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этой концепции осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам и от них - производителям готовой продукции.

· CR («continuous replenishment») – данная концепция является модификацией QR концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью СR является установление эффективного логистического плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у розничных торговцев. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашение между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам. Для эффективной работы СR систем необходимо выполнение двух пунктов: 1) должна быть обеспечена достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции; 2) размеры грузовых поставок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.

· AR («automatic replenishment»)- концепция автоматического пополнения запасов - улучшенная модификация QR и CR стратегий. Стратегия AR обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по различным товарным атрибутам и категориям. Категория представляет собой комбинацию размеров, цвета и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети. Путем применения AR метода поставщик может удовлетворить потребности розничных торговцев в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения.

Среди других концепций, используемых в распределительной логистике, необходимо отметить CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) –«планирование ресурсов в зависимости от потребностей клиента». С ее помощью возможно планирование ресурсов предприятия в зависимости от потребности клиента, адаптация предприятия к внешней среде. MRP- и ERP-методологии охватывают производственный и логистический циклы изделия, тогда как методология CSRP охватывает весь жизненный цикл товара и позволяет при планировании и управлении предприятием учитывать не только основные производственные ресурсы предприятия, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как «вспомогательные» или «накладные».

Задача CSRP - синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством. CSRP сдвигает фокус предприятия с планирования от потребностей производства к планированию от заказов покупателей. Деятельность по производственному планированию не просто расширяется, а удаляется и заменяется запросами покупателей, переданными из подразделений организации, ориентированных на работу с покупателями.

Совершенствование производственного планирования дает возможность обеспечить лучшую оценку сроков поставок и обеспечить поставку вовремя. Производственное планирование теперь позволяет оптимизировать операции на основе действительных покупательских заказов, а не на прогнозах или оценках. С доступом к точной информации о заказах покупателей, подразделения планирования могут динамически изменять последовательность исполнения заказов покупателей с целью улучшения обслуживания покупателей и снижения издержек.

Изменения в заказе покупателя могут приводить к автоматическим изменениям в заказах поставщикам, уменьшая количество повторной работы и задержки. Качество продуктов и правильность заказа основных комплектующих могут быть значительно улучшены, а также уменьшены циклы их доставки. Результаты успешного применения CSRP выражаются в следующем: повышении качества товаров; сокращении времени поставки; повышении потребительской ценности продукции; снижении производства и распределения издержек; улучшении обратной связи с покупателями.

Контрольные вопросы

1. Определите задачи распределительной логистики.

2. Определите функции распределительной логистики.

3. Раскройте основные понятия, используемые в распределительной логистике:

4. логистический канал; логистическая цепь; посредники (торговые и логистические); управление заказами, поставками, логистическим сервисом.

5. В чем заключаются взаимосвязь и различия логистики и маркетинга?

6. Какие выделяют базовые логистические концепции управления процессами распределения?

7. В чем основное содержание «толкающих» и «тянущих» систем управления товарными потоками и запасами?

Тема 2. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике, их характеристики. Стратегии в логистических каналах.

Литература:

1. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Полещук И.И: Мн. БГЭУ. 2007.

2. Гаджинский А.М. Логистика.-М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.

3. Джеймс С. Джонсон, Дональд Ф. Вуд, Даниел Л. Вордлоу, Поль Р. Мэрфи мл. Современная логистика.- М: Издательский дом «Вильямс», 2002.

Лекция 1. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике, их характеристики

Наши рекомендации