Потребительские и социальные мотивационные тенденции людей с

различными формами демонстративного потребления198

-   Ведущие типы потреби- Ведущий тип Ведущий тип Ведущая нарцис-  
  тельской мотивации199 социальной потребно- сическая черта  
Вид демонстративно-сти  
  мотивации200 стей201 личности202  
         
             
    Главные формы демонстративного потребления    
Д. -истероидность мотив самовыражения мотивация материаль- грандиозное  
мотив самолюбования индивидуа- ные, в ува- чувство самозна-  
мотив символизации лизации, жении со чимости, по-  
мотив «замещение пу-   стороны требность в по-  
стоты»     стоянном внима-  
компенсаторный мотив     нии и восхище-  
      нии  
           
Д.-статусность Мотив самоутверждения акизитивная В межлич- ожидание особо-  
лидерский мотив (материаль- ностных го отношения,  
мотив соответствия ре- ная) мотива- связях, в манипуляции в  
ферентной группе ция уважении со межличностных  
материальная мотивация   стороны отношениях  
«покупка мечты»        
           
             
    мотив «Быть вне группы, мотивация материаль- грандиозное  
-   вне толпы» эгоцентриче- ные чувство самозна-  
Д.-индивидуаль   мотив самовыражения ская   чимости, вера в  
  мотив символизации     собственную  
  Мотив «замещение пу-     уникальность  
ность стоты»        
Стремление к уникаль-        
ности        
           
             
    эстетический мотив гедонисти- в самовыра- -  
Д.-творчество мотив самовыражения ческая моти- жении    
мотив символизации вация      
лидерский мотив        
мотив самолюбования        
         
             

Потребительские и социальные мотивационные тенденции людей с - student2.ru

198 Ведущие мотивы выявлены с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, р ≤ 0,05. Отметим, что поскольку диапазон значений в тестах невелик, то в некоторых случаях ведущего мотива не выявлено

199 выявлены в итоге самоанализа в фокусированном интервью и проранжированы

200по тесту «Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности ( автор С.М. Петрова). Форма А.»

201 по тесту «Иерархия потребностей» А. Маслоу в модификации И.А. Акиндиновой

202 по опроснику О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой «Нарциссические черты личности



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

. престиж--   самоутверждение стремление к материаль- ожидание особо-  
  мотив самовыражения превосход- ные го отношения  
  Мотив «Покупка мечты» ству      
  лидерский мотив        
  Мотив самолюбования        
Д            
             
    мотив соответствия ре- 203 потребность в  
    ферентной группе     постоянном  
    Мотив «замещение пу-     внимании и вос-  
    стоты»     хищении  
. мода--   Мотив самолюбования        
  Стремление к уникаль-        
  ности,        
Д   Материальный мотив        
           
    Дополнительные формы демонстративного потребления  
             
Д. – само-утверждение   мотив самовыражения анти- материаль- поглощенность  
  мотив соответствия нормативная ные, фантазиями,  
  социальной среде мотивация, в безопасно- сверхзанятость  
  компенсаторный мотив   сти чувством зависти  
           
             
– бегствобедности   мотив соответствия ре- Материаль- сверхзанятость  
  ферентной группе   ные, в меж- чувством зависти  
  компенсаторный мотив   личностных    
  мотив эмоциональной   связях    
  разрядки        
Д.от          
           
             
    Мотив «Иметь всё луч- стремление к Грандиозное  
-   шее» совершен-   чувство самозна-  
Д.-перфекцио      
  Мотив «Быть вне груп- ству   чимости, ожида-  
низм пы, вне толпы»     ние особого  
Мотив «Покупка мечты»     отношения  
         
             
--разрядка   Мотив эмоциональной гедонисти- -  
  разрядки ческая моти-      
  Мотив самолюбования вация      
  Мотив символизации        
           
Д.            
             


ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫВОДЫ.

1. Демонстративное потребление – это конструирование через пред-меты роскоши или эксклюзива своей экономической идентичности (по В.А. Хащенко) и социальной идентичности (по А.В. Логунову). Социальные слои ограничиваются не только стандартными маркерами: образованием, доходом, местом в бизнесе и недвижимостью, но и знанием общества об этом. Отсюда возникает желание тех, кто стремится к получению необхо-

 
  Потребительские и социальные мотивационные тенденции людей с - student2.ru

203 Здесь и далее в таблице – корреляции не выявлено ни с одним мотивом.



димого статуса – подчеркивать символы социально-экономического стату-са (богатства и его материальных подтверждений) и социально-политического (власти), причем иногда преувеличивая их.

2. Предметы демонстративного потребления (назовем их товарами-демонстраторами) обладают символьной релевантностью, т.е. являются символами (знаками, маркерами, сигналами), говорящими, что их облада-тель имеет высокий уровень/успех/статус в какой-либо области. Эти сим-волы интуитивно считывает каждый прохожий. Причем статус не только социально- экономический (богатство), как полагал Т. Веблен и многие экономисты, но и любой другой. Поэтому мы здесь наряду с термином «статус» используем и понятие «успех» (к примеру, планшетка с орденами, значок мастера спорта можно отнести к статусу в определенной сфере дея-тельности, а можно и к успеху).

3. Демонстративное потребление больше присуще индивидам с низ-ким и средним экономическим благополучием вкупе с нереализованным потенциалом и высоким уровнем притязаний. У представителей сверхбога-тых людей, интеллигенции, деревенских жителей, демонстративное по-требление не присуще в массовом объеме.

4. Демонстративное потребление не присуще самодостаточным лич-ностям, оно характеризует тех, у кого наблюдается рассогласование Я-идеального и Я-реального, то есть людей стремящихся, активных , дости-гающих. То есть демонстративное потребление – это доказательство себе и другим своих высоких возможностей. Люди, почувствовавшие свой успех на определенном уровне, перестают использовать демонстративные това-ры.

5. Часто демонстративное потребление – это одна из ипостасей соци-ализации – нахождение и утверждение своего места в обществе путем то-варов-демонстраторов, если это не получается только путем интеллекта, внешности и т.п. Часто это социализация с преувеличиванием своего стату-са, это попытка выдавать желаемое за действительное, одним - для себя, иным – для других.

6. Умеренно-демонстративное потребление является проявлением мотивационно-потребностной сферы, а сверхдемонстративное – проявле-нием нарциссизма и демонстративности как черт характера.

7. Демонстративное потребление более выражено у женщин, нежели у мужчин. Из исследуемых возрастов оно наиболее ярко представлено у 23-25летних. Наиболее явно проявляется у деревенских жителей, недавно пе-реехавших в город, девушек-студенток, которым не удается самореализо-ваться в учебе или творчестве, и юношей, начинающих делать офисную карьеру.

8. Демонстративное потребление – это коммерциализированное са-мовыражение. Существует 10 видов демонстративности в потреблении (см. выше).



Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Потребительские и социальные мотивационные тенденции людей с - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Наши рекомендации