Сопоставление современного фетишизма с первобытной религией
Возникает вопрос – товарный фетишизм как излишняя погружен-ность в мир вещей, их персонификация, – не издержки ли это процветаю-щих товарно-денежных отношений, рыночной экономики? Соотнесение данных методики «Что моя вещь может рассказать обо мне», рассказов о фетишах с данными о первобытном фетишизме, анализом китайской и японской философии позволило сделать вывод о том, что, пожалуй, наобо-рот: вычеркивание вещей из поля значимости в советский период – вот проблемная зона, обеспечившая обратный толчок маятника - чрезмерный культ вещей. Уважительное отношение к вещи, бережность, значимость вещи – вот норма субъект-объектных отношений на протяжении всей исто-рии человечества.
Представляется продуктивным фиксировать внимание прежде все-го на отличиях в восприятии вещи древним и современным человеком , на изменениях (ментальных, социальных, религиозных) произошедших с тех пор, когда вещь и человек разделились и перестали осознаваться как части единого целого. Не обладает ли фетишист более обостренным, в сравнении
с обычными, "здоровыми" людьми, восприятием вещи? Не хранит ли он утраченную большинством способность ощущать вещь и ее владельца как единое целое?
Сопоставление полученных данных с основными признаками фе-тишизма как архаичной религии позволило выделить общие черты совре-менного и первобытного фетишизма.
Во-первых, это общие смысловые корни. Фетишизм как первобыт-ная религия – поклонение идолам, поскольку в них либо «жило» божество,
либо идол имел связь с божеством175. Аналогичный механизм происходит с фетишем и сегодня. В него человек «поселяет» сакральный, волшебный смысл, поселяет в него, или «приклеивает» к нему возможность помощи, защиты, оберега. И теперь фетишизм – это не просто преклонение перед вещами – тряпками, металлами, как неодушевленными предметами, а именно придумывание им магической, сверхъестественной силы или про-сто великой роли, миссии в своей жизни «я без телефона, как без рук – приходится домой за ним возвращаться, если забыл». Товарный фетишизм
– не чудачество, не девиация а «дыхание времени».
Во-вторых, причины становления вещи фетишем. Вещь считалась обладающей сверхъестественной силой и рассматривалась как фетиш в четырех случаях: если вещь пришла издалека, из земли "чужих". А сегодня фетишами становятся презенты из других городов - магниты, гостинцы. Если вещь изготовлена шаманом из материалов, освященных традицией и придающих ей силу - тогда она представляла духа-хранителя. А сегодня подростки пользуются буддийскими, даосскими знаками, даже не понимая их смысл. В первобытной религии фетишем становилась вещь, изначально принадлежащая роду и, являющаяся первопредком, тотемом. Сегодня мно-гие из фетишей – подарки родителей, родственников, ценности, передавае-мые по наследству. Фетишем мог стать камень, кусок дерева, просто приглянувшийся или напоминающий о каком-то событии, человеке176. А сейчас многие фетиши – это «связующие нити» между людьми: подарки, безделушки, напоминающие о любимых и друзьях, либо просто мелочи, глазу приятные. Поэтому индустрия безделушек всегда процветает.
В-третьих, фетиши были призваны оберегать от врагов, болезней, различных болезней, помогать в бою или охоте, и если он не выполнял свои функции, хозяин мог его даже наказать. И теперь фетиш – это в первую очередь защита – православные ли это фетиши, или «счастливая ручка» на контрольной. Фетиши, не выполняющие приписанных, приду-манных им функций теперь не наказываются, а выбрасываются за нена-добностью.
В-четвертых, восприятие вещи в традиционном обществе вклю-чено в тотемистическое мировосприятие: человек осознает природу-тотем-коллектив как единое неделимое целое, и способен увидеть это целое в ве-щи. Вещь-как-единое-целое в определенных пороговых ситуациях призва-на напоминать о целостности мира. В первобытном фетишизме важна не вешь, а тот дух, который в ней живет или с которым она связана. И сегодня для подростка значим не плюшевый зайчик, подаренный подругой, а та
175 Прохоров А.М. Фетишизм // Советский энциклопедический словарь, Москва, "Советская энциклопедия", 1987г.
Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М. – Л., 1959;
176 Разумова И.А. Семейные реликвии: Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России // Сб. Музея антропологии и этнографии. XLVII. СПб, 1999.
Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения
потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.
любовь, которую она вложила в этот подарок. И ощущение целостности, не-одиночества. Так, американские клинические психологи Malcolm Ash-more, Katie MacMillan, Steven D. Brown177 создали метод восстановления памяти с помощью работы с фетишами.
В-пятых, фетиш всегда связан с традициями, обрядами, ритуалами, церемониальным поведением. Обряды молитвы в архаичной религии и ри-туалы упаковывания пятирублевой монеты перед экзаменом, завязывания пионерского галстука при посвящении в пионеры (скауты, орлята) – сходен в своей алгоритмичности и простоте.
Далее, фетиш не одинаков или воспринимается как уникальный. Эту особенность обнаружил Жан Бодрийар178. Он описал ошеломление негров, впервые увидевших две одинаковые книги. У современного под-ростка фетишем редко станет растиражированная вещь. Даже футболки, сумки, постеры с любимыми музыкальными группами украшают, чтобы те стали уникальными.
Кроме того, с явлением фетишизации связан свойственный перво-бытной культуре феномен функционального сдвига - превращения полез-ного в священное, орудий труда в предметы культа. И сегодня большин-ство фетишей не несут утилитарной нагрузки.
И раньше, и теперь люди ценят фетиш настолько, что, не задумы-ваясь, отдают за него реальные ценности, деньги даже свою совесть и жизнь. Размеры разграблений музеев, по оценкам искусствоведов, сравни-мы с убытками от войн. Коллекционеры готовы отдать за фетиш любые деньги.
Таким образом, и сегодня, и много веков назад, и в цивилизации и
в неокультуренных племенах Африки, фетишизм – бытовая неосознаваемая магия. Фетишизм – попытка защититься от неблагополучия. Фетишизм – попытка получить желаемое не своими усилиями. Фетиш – это одновре-менно и близость к человеческим истокам, и в то же время – раболепие перед вещами. Таким образом, можно заключить, что рыночный фетишизм
и первобытный фетишизм имеют единые семантические корни.
Из вышеописанного видно, что, фетишизм – это замещение нереализованных потребностей, то есть реализация их через товар, если традиционным способом их реализовать не получается. Технический фетиш – это замещение потребности в общении, фетиш-талисман – потребности в уверенности в себе, брэнд-фетиш – в лидерстве и статусе «звезды», фетиш-символ и фетиш-якорь – в психологических ресурсах, силе духа.
177 Ashmore Malcolm, MacMillan Katie, Brown Steven It’s a stream: professional hearing and tape fetishism // Journal of Pragmatics, Volume 36, Issue 2, February 2004, Pages 349-374
178 Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.
К сожалению, уничтожить и даже уменьшить силу фетишизма психологи, педагоги и родители не могут. Более того, с развитием уровня рыночной экономики он будет лишь развиваться. Поэтому взрослые должны знать фетиши детей и управлять ими. Здесь необходимо предпринять следующие шаги:
1. Понять, замещением, заменой чего является этот фетиш.
2. Попытаться дать ребенку то, что он замещает фетишем. Фетиш – это некая заплатка, которой закрывают актуальные, но нереализованные потребности. Это лекарство, которое подросток придумал себе, чтобы заглушить чувства, возникающие от невозможности реализовать эти потребности прямым путем.
Подмена отношений с людьми отношениями к вещам – серьезна для психологического здоровья, поэтому задача взрослых – усиливать психотерапевтический эффект фетишизма.