Семинары 1–2. Организационная структура управления маркетингом на предприятии
Анализ типовых организационных структур управления маркетингом, степени их адекватности для фирм различных сфер деятельности, имеющих сложный (простой) ассортимент и разную степень охвата целевых рынков. Разбор достоинств и недостатков маркетинговых структур конкретных компаний (по результатам прохождения практики). Деловая игра «Должностная инструкция». Доклад экспертной группы по оценке результатов игры.
Семинар 3. Анализ маркетинговой среды предприятия
Тренинг на постановку целей и выбор методики проведения маркетингового анализа. Решение задач по статистике маркетингового исследования. Разбор примеров. Обсуждение кейса.
Семинар 4. Оценка конкурентного положения фирмы на рынке
Решение задач по расчету количественных показателей рынка и его динамики. Построение матрицы позиционирования одной из российских компаний (по выбору). Анализ многомерного позиционирования методом семантического дифференциала с обоснованием предложений компании по ре- или перепозиционированию товаров и услуг фирмы.
Семинар 5. Позиционные стратегии участников рынка
Разработка стратегий, позволяющих заданной фирме (конкретному российскому предприятию) сохранить выгодную конкурентную позицию. Необходимо объяснить преимущества выбранных маркетинговых действий. Формирование плана конкретных действий компании по защите своих конкурентных преимуществ с указанием последовательности конкретных маркетинговых шагов (предполагается, что поведение конкурентов агрессивно как в области производства товаров, так и в области ценовой политики).
Семинар 6. Продуктовые стратегии управления маркетингом
Анализ товарного портфеля конкретной компании. Определение сегмента рынка, которому адресована данная продукция, и оценка эффективности управления товарным ассортиментом предприятия. Решение задач на сокращение и расширение продуктовой программы. Разбор кейсов.
Семинары 7-8. Разработка нового товара
Анализ степени удовлетворенности покупательского спроса на одном из выделенных сегментов рынка. Разработка предложений по модификации уже существующих товаров. Расчет и сравнение затрат на модификацию и разработку нового товара. Предложение концепции нового продукта. Определение степени интенсивности инновации. Разработка бренда для нового товара.
Семинар 9. Политика ценообразования фирмы
Деловая игра по установлению цены товара в рыночных условиях. Отчет экспертной группы.
Семинар 10. Планирование распределения продукции предприятия
Решение задач на выбор канала сбыта, условий транспортировки и складирования. Учебный видеофильм по технологии и практике продаж.
Семинар 11. Программа продвижения продукции
Решение задач по оптимальному распределению рекламного бюджета. Разбор кейса.
Семинар 12. Контроль эффективности маркетинговой деятельности Разработка плана контрольных мероприятий по оценке эффективности маркетинговой деятельности предприятия. Внесение предложений по корректировке плана (с учетом данных оперативного контроля).
ЛИТЕРАТУРА (основная)
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – М.: Питер, 2012 г. – 560 с.
2. Иванов А. Профессиональный маркетинг. – М.: Питер, Серия: Маркетинг для профессионалов, 2011 г. – 496 с.
3. Капон Н., Колчанов В., Макхалберт Дж. Управление маркетингом: учебник для вузов. – М.: Питер, 2010 г. - 832 с.
4. Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе. – М.:Эксмо, Серия: Гуру менеджмента, 2011 г. – 240 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2011. - 896 с.
6. Мэриан Берк Вуд. Маркетинговый план. Практическое руководство по разработке. – М.: Вильямс, 2009.
7. Маркетинг: учебник / под ред. Т.Н. Парамоновой. - М.: Кнорус, 2011.
8. Ойнер О.К. Управление результативностью маркетинга. Учебник для магистров. – М.: Юрайт-Издат, 2012 г. - 343 с.
9. Роман Хибинг, Скотт Купер. Маркетинговое планирование. Настольная книга директора по маркетингу. – М.: Эксмо, 2007.
10. Т.Хулей, Дж.Сондерс, Н.Пирс. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. – М.: Баланс бизнес букс, 2010
ЛИТЕРАТУРА (дополнительная)
1. Гастингс Х. Саперштайн Д.Практические пути улучшения маркетинга для роста вашего бизнеса. М.: Баланс Бизнес Букс, 2012. – 272с.
2. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2008. – 352 с.
3. Лифиц И. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: Высшее образование, 2009 г. – 460 с.
4. Мусалов А., ТараненкоО.Бренды, изменившие мир. - М.: Эксмо, 2013. – 368с.
5. Огилви Д. Огилви о рекламе. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 240с.
6. Олтман Э., Энтони С., Джонсон М., Синфилд Д. Руководство инноватора. Как выйти на новых потребителей за счет упрощения и удешевления продукта. – М.: Альпина Паблишер, 2011 г. - 346 с.
7. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2009. – 256 с.
8. Сагинова О.В. Кросскультурный маркетинг: учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2011 г. – 263 с.
9. Сливотски А., Вебер К. Управление спросом. Как создавать продукты – блокбастеры. М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013 . – 416с.
10. Траут Дж. Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2011. – 192 с.
11. Шив Ч., Хайэм А. Курс МВА по маркетингу. – М.: Альпина Паблишер, 2012 г. – 717с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. КонсультантПлюс - consultant.ru
2. Сайт Российской государственной библиотеки - rsl.ru
3. http://www.kommersant.ru/sf/
4. http://www.cfin.ru/press/practical/
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Анализ и проектирование организационных структур управления маркетингом на предприятиях разных сфер деятельности (по выбору студентов).
2. Проведение анализа внешней макросреды и микросреды организации.
3. Оценка конкурентной позиции фирмы на рынке.
4. Приведите примеры наступательных конкурентных стратегий организации.
5. Приведите примеры оборонительных стратегий фирмы.
6. Приведите примеры позиционных стратегий лидера рынка.
7. Приведите примеры позиционных стратегий фирм, находящихся на вторых ролях.
8. Приведите примеры позиционных стратегий для слабого бизнеса.
9. Разработка программ развития нового продукта.
10. Применение теории эластичности для обоснования стратегий ценообразования.
11. Планирование программ стимулирования сбыта в условиях острой конкуренции (для конкретных организаций, по выбору студента).
12. Формирование системы мотивации сотрудников службы маркетинга.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовая работа пишется по теме: «Разработка организационной структуры службы маркетинга и должностных инструкций сотрудников» для конкретного предприятия, на котором студент проходил производственную практику в восьмом семестре.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Особенности и виды управления маркетингом на российских предприятиях.
2. Принципы управления маркетингом.
3. Организация структуры управления маркетингом. Типы организационных структур.
4. Место и роль маркетинговых служб в системе управления маркетингом.
5. Методы распределения задач, прав и ответственности в службе маркетинга.
6. Анализ и проектирование организационных структур управления маркетингом.
7. Содержание и технология управления маркетингом.
8. Анализ внешней макросреды организации.
9. Анализ внешней микросреды организации.
10. Принятие решений в управлении маркетингом.
11. Оптимизация рисковых действий фирмы на рынке.
12. Методы анализа конкурентной среды организации.
13. Оценка конкурентной позиции фирмы на рынке.
14. Наступательные конкурентные стратегии организации.
15. Оборонительные стратегии фирмы.
16. Позиционные стратегии лидера рынка.
17. Позиционные стратегии фирм, находящихся на вторых ролях.
18. Позиционные стратегии для слабого бизнеса.
19. Стратегии диверсификации.
20. Разработка комплексной стратегии поведения фирмы на рынке в условиях конкуренции матричным методом.
21. Анализ товарной линии.
22. Матричный портфельный анализ.
23. Программы развития нового продукта.
24. Системный подход к ценообразованию.
25. Применение теории эластичности для обоснования стимулирующего ценообразования.
26. Этапы разработки ценовой стратегии фирмы.
27. Типы систем продаж и построение каналов распределения продукции.
28. Системы продаж постоянным клиентам.
29. Управление каналами распределения. Формирование вертикальных маркетинговых систем.
30. Рекламные программы: решения и организация.
31. Планирование программ стимулирования сбыта.
32. Оценка эффективности маркетинга.
33. Методы формирования маркетингового бюджета.
34. Оптимизация затрат на маркетинг.
35. Контроль маркетинга. Виды контроля.
36. Мотивация сотрудников службы маркетинга.
Учебная дисциплина
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(УКО)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
кандидат экономич. наук, профессор МАНАКОВА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА