На 2 семестр 2012 / 2013 учебного года
СЕМЕСТРОВЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
На 2 семестр 2012 / 2013 учебного года
студентов 4 курса МГАДА
(очного отделения)
В СИСТЕМЕ СТОЛИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
«Обучение в Академии ориентировано на опережающее удовлетворение потребностей экономики Москвы в высококвалифицированных кадрах и основано на широком использовании образовательных инноваций.
Система подготовки направлена на формирование специалистов, способных работать в условиях стремительно меняющейся экономической обстановки, в условиях конкуренции, инициировать и претворять в жизнь экономические, предпринимательские и социальные проекты.
Нам удалось создать работоспособную команду талантливых преподавателей и специалистов – профессионалов своего дела.
Мы всегда рады видеть в нашей Академии талантливую и энергичную молодежь, деловых партнеров, предпринимателей, руководителей предприятий – всех заинтересованных в процветании страны и нашего родного города!»
Тамара Ивановна Костина
Ректор Московской государственной
академии делового администрирования
ЦЕННОСТИ
МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ -
ЭТО ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ МЫ РУКОВОДСТВУЕМСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ, РАБОТЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЛЮДЬМИ:
ГУМАНИЗМ
ОТКРЫТОСТЬ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
КАЧЕСТВО
ГУМАНИЗМ
· Мы верим в высокое предназначение человека, его благородную миссию на Земле и неограниченные возможности.
· Мы служим идеалам гуманизма, добра и справедливости, утверждая их авторитетом знаний.
ОТКРЫТОСТЬ
· Мы считаем, что образование дает шанс каждому жить достойной и интересной жизнью, завоевать признание и уважение общества.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
· Мы несем ответственность перед всеми, кто работает с нами, полагается на нас.
· Мы несем ответственность перед обществом, ради благополучия и процветания которого мы трудимся, перед государством, общественными организациями и всеми гражданами за добросовестное выполнение нашего гражданского долга.
КАЧЕСТВО
· Мы несем ответственность перед нашими слушателями и студентами, их родителями и всеми, кто пользуется нашими услугами в области образования, за его высокое качество и соответствие лучшим мировым стандартам.
· Мы уверены в своих силах и полагаем, что серьезное и ответственное отношение к делу образования в нашей стране создает условия для ее духовного и материального возрождения.
КОДЕКС МЕНЕДЖЕРА-ЛИДЕРА
· Лидер предан своей фирме.
· Лидер любит людей.
· Лидер всегда честен.
· Лидер уверен в себе.
· Лидер обладает широтой взгляда.
· Лидер должен быть решительным.
· Лидер должен быть оптимистом.
· Лидер честолюбив.
· Лидер последователен.
· Лидер скромен.
· Лидер должен быть смелым.
· Лидер обучает людей.
· Лидер изучает людей.
· Лидер всегда любезен.
· Лидер не теряет чувство собственного достоинства.
· Лидер признает свои ошибки.
· Лидер умеет контролировать себя.
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ МГАДА
Студентом считается лицо, зачисленное на обучение приказом ректора в соответствии с правилами приема Московской государственной академии делового администрирования. Студенту выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.
1. СТУДЕНТ ИМЕЕТ ПРАВО:
1.1.Получать профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по избранному направлению и образовательной программе.
1.2. Выбирать дисциплины и факультативные курсы, предлагаемые базовыми учебными планами по соответствующей образовательной программе.
1.3. Посещать все виды учебных занятий в академии.
1.4. Участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности академии, в том числе через общественные организации и органы управления вуза.
1.5. Бесплатно пользоваться библиотекой, информационными фондами, учебными и учебно-лабораторными помещениями, услугами научных, лечебных и других подразделений вуза.
1.6. По решению Ученого совета академии обучаться по индивидуальному плану.
1.7. Самостоятельно определять круг дисциплин, изучаемых по выбору в соответствии с действующими учебными планами и государственными стандартами.
1.8. Избирать и быть избранным в органы студенческого самоуправления, участвовать в решении вопросов студенческой жизни.
1.9. Ставить вопрос перед куратором группы, заведующим кафедрой, деканом факультета, проректором по УМР о качестве преподавания по учебной дисциплине или о качестве работы конкретного преподавателя, кафедры, подразделения.
1.10. Принимать участие во всех видах научно-исследовательской работы, научных конференциях, кружках и других видах деятельности, определенных уставом вуза, представлять свои работы для публикации в сборниках и журналах, издаваемых МГАДА.
1.11. Знакомиться и обжаловать в установленном порядке приказы и распоряжения администрации, касающиеся учебной научно-исследовательской деятельности.
1.12. Переводиться с внебюджетного обучения на бюджетное обучение в порядке, предусмотренном Уставом МГАДА и Положением о переводе.
1.13. Пользоваться платными дополнительными образовательными и прочими услугами, реализуемыми МГАДА.
1.14. Получать документы на отсрочку от призыва в Вооруженные Силы РФ в установленном законодательством порядке.
1.15. Совмещать учебу с работой в свободное от учебы время, при работе по специальности обучаться по индивидуальному графику. Получать информацию о положении в сфере занятости населения, содействие в трудоустройстве в процессе и по окончании обучения.
1.16. Претендовать на получение академической и социальной стипендии при соблюдении условий их получения установленных законодательством РФ и Положением о стипендиальном обеспечении студентов МГАДА.
1.17. Получать поощрения за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе в виде:
1) благодарности;
2) премирования;
3) повышенных стипендий;
4) именных стипендий;
5) путевок в спортивные и оздоровительные лагеря (на основании решения студенческого совета и ректората вуза);
6) рекомендации для поступления в магистратуру, аспирантуру.
1. СТУДЕНТ ОБЯЗАН:
2.1. Соблюдать законодательство РФ, Устав академии и настоящие правила внутреннего распорядка.
2.2. За время обучения выполнять требования соответствующей образовательной программы высшего (среднего) профессионального образования.
2.3. Овладевать теоретическими знаниями, практическими навыками и современными методами ведения профессиональной деятельности по избранному направлению (специальности, профилю).
2.4. Посещать обязательные виды аудиторных занятий, выполнять в установленные сроки все виды работ и заданий, предусмотренные учебным планом и программами обучения.
2.5. Уважать личное достоинство преподавателей, сотрудников и обучающихся в академии.
2.6. Постоянно стремиться к повышению общей культуры, нравственному и физическому совершенствованию, развитию своей личности.
2.7. Своими действиями и поступками способствовать укреплению авторитета академии.
2.8. Беречь имущество академии и способствовать обеспечению его сохранность.
2.9. Принимать участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы академии.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
3.1. За нарушение предусмотренных настоящими правилами обязанностей, к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из академии.
3.2. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента академии после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения на каникулах.
3. ОТЧИСЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ:
4.1. Студент может быть отчислен по собственному желанию, в том числе в связи с переводом в другое учебное заведение, или по инициативе администрации. Отчисление по собственному желанию производится в срок не более месяца с момента подачи студентом заявления;
4.2. По инициативе администрации студент может быть отчислен за:
- академическую неуспеваемость и невыполнение учебного плана,
- нарушение предусмотренных настоящими правилами обязанностей студента;
- несоблюдение условий договора (для студентов, обучающихся на внебюджетной основе).
Студент, имеющий академическую задолженность по результатам текущей экзаменационной сессии обязан в течение установленного срока (одного месяца с начала следующего учебного семестра) погасить данную задолженность. Если в течение установленного срока академическая задолженность студентом не погашена ему предлагается заключение договора на дополнительные занятия по не освоенной в нормативные сроки учебной дисциплине на внебюджетной основе. Объем дополнительных занятий устанавливается исходя из сложности учебной дисциплины, но не менее 10 учебных часов. Стоимость дополнительной образовательной услуги определяется в соответствии со сметой затрат. Преподаватель для ведения дополнительных занятий устанавливается решением заведующего соответствующей кафедрой.
Студенту, не освоившему учебную дисциплину, в том числе и в рамках дополнительных занятий, предлагается повторное обучение на текущем курсе. Повторное обучение возможно только на внебюджетной основе. При этом полученная студентом-призывником отсрочка от призыва в Вооруженные Силы РФ не продлевается. При отказе от повторного обучения студент подлежит отчислению.
Студент, имеющий академическую задолженность по результатам летней экзаменационной сессии переводится на другой курс условно до погашения задолженности в установленные сроки. Если академическая задолженность не погашается в установленном порядке, условный перевод отменяется и студент продолжает обучение на предыдущем курсе.
Не допускается отчисление студентов во время их болезни, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
4.3. Студент имеет право на восстановление в вузе в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (внебюджетной или бюджетной) в соответствии с которой он обучался до отчисления. Восстановление на бюджетную форму обучения возможно при наличии вакантных бюджетных мест.
4.4. Решение вопроса о возможности, условиях и целесообразности восстановления принимается по результатам собеседования с деканом факультета.
4.5. Восстановлению студентов, отчисленных за академическую неуспеваемость, предшествует ликвидация академической задолженности или разницы в учебных планах на внебюджетной основе.
4. НАСТОЯЩИМИ ПРАВИЛАМИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
5.1. Курить во всех помещениях академии, в том числе и на территории, прилегающей к академии, за исключением места, строго определенного для курения. За нарушение данного пункта применяется строгое дисциплинарное взыскание, вплоть до исключения из вуза.
5.2. Находиться в верхней одежде в столовой академии.
5.3. Участвовать в азартных играх (в том числе на деньги и другие ценности);
5.4. Приносить и распивать спиртные напитки в стенах академии.
Нарушение настоящих правил, общественного порядка, демонстрирование поведения, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность влечет за собой строгую административную ответственность, вплоть до отчисления из академии.
Учебная дисциплина
1.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(МО)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к. п. н., доцент ЕМЕЛЬЯШИН ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
ГЛОССАРИЙ
5. Аварийная ситуация
6. Аварийно-спасательная служба (АСС)
7. Авария
8. Антропогенная чрезвычайная ситуация
9. Безопасность
10. Безопасность жизнедеятельности
11. Безопасность
12. Безопасность экологическая
13. Вредные факторы
14. Газовое оружие
15. Гражданская оборона (ГО)
16. Защитное сооружение
17. Катастрофа
18. МЧС России
19. Техногенная ЧС
20. Опасная ситуация
21. Опасные вещества
22. Опасные факторы
23. Первая медицинская помощь (ПМП)
24. Природная ЧС
25. Производственная среда
26. Социальная ЧС
27. Среда обитания
28. Химическое заражение
29. Чрезвычайная ситуация (ЧС)
30. ЧС военного характера
31. Эвакуация населения
32. Экологическая ЧС
ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ)
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
2. Постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)».
3. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров / С.В. Белов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. - Серия: Бакалавр.
4. Справочник специалиста по охране труда. Сборник нормативных документов. Екатеринбург 2003 г.
ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)
1. Михайлов Л.А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них: учебник для студентов высших учебных заведений, / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин; под ред. Л.А. Михайлова. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008.-234 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: учеб. пособие для студентов вузов / [авт.-сост.: Айзман Р.И., д.б.н., проф., засл. деят. науки РФ и др.]; под общ. ред. д.б.н., проф. Р.И. Айзмана [и др.]. - Изд. 3-е, испр. и доп.-Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005.-461с.
3. Розенталь А.Н. Прогнозирование и оценка радиационной и химической обстановки при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебно-методическое пособие / А.Н. Розенталь, С.Г. Юнусова. - Казань: Казанский государственный университет, 2009.-22 с.
4. Соколов Э.М. Информационные технологии в безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 656500 - "Безопасность жизнедеятельности" и специальности 330500 - "Безопасность технологических процессов и производств" / Э.М. Соколов, В.М. Панарин, Н.В. Воронцова. - Москва: Машиностроение, 2006.-237 с.
5. Физиология человека: [учебник]: в 3 т. / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса; пер. с англ. Н.Н. Алипова [и др.] под ред. П.Г. Костюка.-3-е изд..-Москва: Мир, 2005.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Безопасность жизнедеятельности. Ежемесячный журнал. // http://www.ebiblioteka.ru/
2. ЭБС Инфра-М: http://znanium.com
3. Электронная библиотека ИД «Гребенников»: http://grebennikon.ru
4. ЭБС IPRbooks: http://iprbookshop.ru
5. Консультант+ (плюс) // www.consultant.ru/
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вопросы для самопроверки и повторения
К теме «Опасности и угрозы в современном обществе и безопасность жизнедеятельности»
Раскройте понятие «чрезвычайная ситуация». В чем различие терминов «авария»,«катастрофа» и «стихийное бедствие»? Дайте определение понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Из каких разделов состоит курс «Безопасность жизнедеятельности»? Что понимают под принципами, методами и средствами достижения безопасности?
К теме «Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций»
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): содержание, цели и задачи. Что такое риск? Какие виды риска Вы знаете? Как рассчитывается риск? Назовите виды катастроф. Каковы основные признаки чрезвычайных ситуаций? В чем заключается вероятностный подход прогнозирования последствий ЧС?
К теме «Человек и среда обитания»
Какие вопросы следует решить человечеству для сохранения биосферы Земли? Приведите примеры успешного решения этих проблем. Какие факторы окружающей среды влияют на здоровье человека? В чем проявляется их действие? Что вы понимаете под охраной природы? Какие принципы, направления лежат в ее основе? Назовите глобальные экологические проблемы современности, их особенности. В чем заключается сущность парникового эффекта? Каковы его последствия? Как образуются кислотные осадки? Какое влияние они оказывают на живую природу? Назовите факторы, приводящие к разрушению озонового экрана Земли. Почему опасно уменьшение толщины озонового слоя? Какие принимаются меры по его защите? Какие основные виды ПДК вы знаете? Назовите единицы их измерений. Какие основные задачи решают системы мониторинга окружающей среды?
К теме «Безопасность жизнедеятельности и производственная среда»
Какое влияние оказывает шум на состояние здоровья человека? Что такое вибрация? Какие виды вибрации вы знаете? Какие виды производственного освещения вы знаете? Какие источники света применяются в производственных помещениях. Дайте их характеристику. Какие основные светотехнические характеристики вы можете назвать? Назовите гигиенические требования к нормированию параметров микроклимата производственных помещений. Что означает термин «ионизация»? Какие виды ионизации вы знаете?
К теме «Безопасность жизнедеятельности и бытовая среда»
Какие виды воздействия оказывает на организм человека электрический ток? Какие основные факторы влияют на исход поражения электрическим током? Объясните защитные свойства изоляции, эффективность использования ограждений, применения малых напряжений для обеспечения безопасности при эксплуатации электроустановок. Как действует защитное заземление? В чем заключается защитное действие зануления и защитного отключения? Перечислите, какие сосуды и устройства, работающие под высоким давлением, применяются в быту? Каким потенциальным опасностям подвергаются люди при эксплуатации транспортных средств?
К теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Что такое землетрясение и в чем их причина? Назовите основные правила поведения при землетрясении, если вы оказались на улице, в транспорте, в помещении, под обломками здания. Что такое цунами и для каких областей Земли они наиболее характерны? Можно ли предвидеть их возникновение? Дайте определение понятия «наводнение» и что такое очаг поражения при наводнении? Дайте классификацию наводнений. Как следует вести себя в случае внезапного наводнения? Что такое обвал и оползни и в чем их опасность? Дайте классификацию оползней. Какие защитные работы позволяют предотвратить обвалы и оползни? Что такое снежная лавина (снежный обвал)? Назовите типы лавин и дайте их краткую характеристику. Что общего и в чем различия в действиях при угрозе возникновения оползней, обвалов и лавин? Что является причиной возникновения лесных пожаров? Дайте классификацию лесных пожаров. Какие способы используются для тушения пожаров разных типов? Какие защитные мероприятия необходимо проводить при землетрясении, наводнениях, бурях, ураганах и смерчах?
К теме «Техногенные чрезвычайные ситуации» Дайте классификацию техногенных ЧС по производственному признаку и в зависимости от природного происхождения. Чем отличается авария от катастрофы? Что такое взрыв? Перечислите поражающие факторы взрыва. Что такое АХОВ и дайте их классификацию. Каков механизм воздействия химически опасных веществ на организм человека? Какой способ защиты населения от АХОВ является наиболее эффективным? Что такое радиоактивность? Назовите естественные источники радиоактивности. Какие АЭС, расположенные на территории России, вы знаете? Какие наиболее крупные аварии на АЭС за рубежом и в стране вы знаете? Перечислите правила поведения населения при аварии на АЭС. Что такое гидротехнические сооружения? Дайте их классификацию. Перечислите причины и виды гидродинамических аварий. Какие меры проводят с целью предотвращения или ограничения масштабов аварий на ГТС? Назовите виды дорожно-транспортных происшествий. В чем заключаются особенности безопасного поведения в метро? В чем заключается безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом? Как классифицируются авиационные аварии? Как следует покидать судно, терпящее кораблекрушение?
К теме «Чрезвычайные ситуации военного времени»
Назовите особенности современных военных конфликтов. Общая характеристика ядерного оружия, его виды и последствия применения. Назовите поражающие факторы ядерного взрыва Виды ядерного оружия. Какие виды химических отравляющих веществ вы знаете? Почему эффективно бактериологическое оружие, Назовите основные его виды. Какие новые виды оружия массового поражения сейчас разработаны.
К теме «Экологические чрезвычайные ситуации»Назовите какие изменения происходят в состоянии суши, свойствах воздушной среды, состоянии гидросферы и биосферы. Абразия берегов и ее характеристика. Эрозия почв и ее характеристика. Характеристика пыльных бурь и курумов. Природные пожары и их характеристика. Назовите основные понятия и характеристики гидрологических опасных явлений. Опишите гидрологические опасные явления. Какие меры предпринимаются по профилактике и проведении восстановительных работ.
К теме «Чрезвычайные ситуации социального характера»С чем связано увеличение числа ЧС социального характера в городе? Каковы характерные признаки поведения человека во время паники? Какие меры следует предпринять, чтобы обеспечить свою безопасность в толпе? Какие виды толпы различают? Какие меры следует предпринять, чтобы обезопасить себя от воров-карманников? Какие правила следует соблюдать, чтобы уменьшить риск стать жертвой преступления? Какие основные правила безопасного поведения должны знать дети? Каковы пределы допустимой самообороны? Какие средства самозащиты вы знаете? Каковы причины терроризма? В чем проявляется криминальная суть современного терроризма? Назовите основные правила поведения для заложников. Чем отличается современный терроризм от терроризма начала XX в.?
К теме «Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях»
Как обеспечивается устойчивость работы объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях? Что надо сделать для повышения устойчивости функционирования наиболее важных видов технических систем и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях? Назовите средства коллективной защиты населения, порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них. Какие средства индивидуальной защиты населения вы знаете? Что необходимо предпринять для повышения защитных свойств дома (квартиры). Какие мероприятия проводятся при эвакуации и рассредоточении персонала объектов экономики и населения.
К теме «Ликвидация последствий ЧС в мирное и военное время»
Каковы содержание, цели и задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР). Перечислите основные этапы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Каковы особенности проведения АСиДНР при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, а также в очагах поражения в военное время. Поясните понятия «дезактивация», «дегазация», «дезинфекция», «дератизация». Как осуществляют санитарную обработку населения?
К теме «Оказание первой медицинской помощи при ЧС»
Каким должен быть алгоритм оказания первой помощи? Что надо делать при отсутствии сознания и пульса? Какие правила надо соблюдать при реанимации? Как останавливается кровотечение пальцами, жгутом или закруткой, из носа? Чего нельзя делать при оказании помощи раненному? Каковы основные правила при оказании первой помощи при открытом и закрытом переломах, повреждении головы, позвоночника, костей таза? Как обеспечивается доврачебная помощь при переломе и вывихе костей конечностей, ушибах и растяжении связок? Как надо тушить огонь, если на человеке загорелась одежда, и что надо делать после тушения? Что надо делать при ожогах (термических и химических)? Как нейтрализовать действие кислоты или щелочи при их попадании на кожу? Ваши действия при отморожениях.
К теме «Правовые основы охраны труда»
Перечислите основные законодательные акты по охране труда. Как осуществляется санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников? Какой федеральный закон определяет порядок возмещения вреда, полученного в процессе трудовой деятельности? В каких формах осуществляется обеспечение по страхованию в результате несчастного случая? Какие льготы и компенсации установлены за неблагоприятные условия труда? Каковы условия выдачи бесплатного молока и других равноценных пищевых продуктов для работников, занятых на работах с вредными условиями труда? Какими основными документами регламентируются охрана труда женщин и что предусмотрено для них по Трудовому кодексу? Какие запреты и ограничения в работе накладываются на лиц моложе 18 лет?
К теме «Государственное регулирование в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЗНиТ в ЧС)»
В чем заключается государственное регулирование в природно-техногенной сфере? Какие виды ответственности за нарушение требований охраны труда предусмотрены законодательством РФ? Какие виды дисциплинарного взыскания предусмотрены Трудовым кодексом, кто их налагает и на какую категорию работников? Кто привлекается к административной ответственности и кто имеет право наложить на них штрафные санкции? При каких нарушениях правил безопасности наступает уголовная ответственность? Назовите основные нормативно-правовые акты в области безопасности жизнедеятельности. Какие органы государственного надзора и контроля РФ Вы знаете?
К теме «Психологические причины несчастных случаев и профзаболеваний. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях»
Перечислите главные личностные качества, свидетельствующие о склонности человека к попаданию в несчастные случаи. Что такое навык и что такое умение? Как влияет стаж работы на опасность травмирования? В чем причины ошибок и несчастных случаев у женщин и мужчин? Какие болезни повышают подверженность несчастным случаям? Применение каких лекарств сказывается на риске травматизма? Почему большинство несчастных случаев совершается людьми с легкой степенью опьянения? Как влияют биологические суточные ритмы человека на его попадание в несчастные случаи? Перечислите психические производственные стрессоры. Как можно стимулировать работу без травм и аварий? Что такое посттравматическое стрессовое расстройство и первичный стресс осознания ЧС? Что такое личность безопасного типа? Назовите уровни психологической устойчивости личности безопасного типа и их содержание. Определите содержание деструктивного поведения? Назовите условия повышения уязвимости личности?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Основные химически опасные объекты (ХОО), на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют АХОВ.
2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
3. Биологическое оружие. Защита от поражающих факторов.
4. Взрывы и их последствия. Действия населения.
5. Вибрация на производстве и параметры ее оценки. Действие ее на организм человека. Защита от вибрации.
6. Виды излучений. Радиационная безопасность. Нормирование ионизирующих излучений.
7. Виды катастроф.
8. Влияние состояния приземного слоя воздуха на поведение облака ОХВ и формирование зоны химического заражения. Инверсия, изотермия, конвекция.
9. Воздействие воздушной ударной волны на организм человека и инженерные сооружения. Степени поражения и разрушения в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны.
10. Горение. Основные показатели пожаро-взрывоопасности веществ и
11. Группа стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Структура и цели принятия.
12. Дегазация, дезактивация, дезинфекция.
13. Действие электрического тока на организм человека. Опасности поражения человека электрическим током. Факторы, влияющие на тяжесть электротравм. Доврачебная помощь при поражении электротоком.
14. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Классификация стихийных бедствий в зависимости от причин их возникновения.
16. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
17. Классификация чрезвычайных ситуаций.
18. Медицинские средства индивидуальной защиты.
19. Методы и средства пожаротушения. Принципы выбора огнегасительных средств. Установки пожаротушения.
20. Методы химической очистки сточных вод. Область их применения.
21. Механические способы очистки сточных вод. Области их применения.
22. Нормы радиационной безопасности 1999 г. (НРБ-99). Основные принципы радиационной безопасности.
23. Обучение персонала объекта и населения действиям в чрезвычайных ситуациях, психологическая подготовка персонала и населения к ЧС
24. Общая характеристика методов очистки отходящих газов от взвешенных частиц.
25. Опасные и вредные производственные факторы, их классификация.
26. Опасные химические вещества. Краткая классификация.
27. Оповещение как мероприятие по защите населения от ЧС в мирное и военное время
28. Определение понятий: авария, катастрофа, происшествие, стихийное бедствие, биосфера, техносфера.
29. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История создания, цель и основные задачи. Уровни, функциональные и территориальные подсистемы.
30. Организация и проведение режимных карантинных мероприятий
31. Освещение производственных помещений, его влияние на безопасность
32. Основные положения российского законодательства по охране труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда.
33. Основные характеристики воздушной ударной волны.
34. Первая медицинская помощь при обмороке.
35. Первая медицинская помощь при ожогах.
36. Первая медицинская помощь при отморожении.
37. Первая медицинская помощь при переломах.
38. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.
39. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.
40. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе
41. Первая медицинская помощь при ушибах и вывихах.
42. Первая медицинская помощь утопающему.
43. Первая помощь: определение, содержание, основные правила оказания.
44. Планирование защитных мероприятий, основные способы защиты, оповещение, использование защитных сооружений применение средств индивидуальной защиты, другие способы защиты.
45. Пожары, их причины и последствия. Действия населения.
46. Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током. Защитные меры в электроустановках.
47. Понятие о производственной травме, несчастном случае и профессиональном заболевании. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
48. Понятие чрезвычайных ситуаций. Классификация ЧС.
49. Права и гарантии работников на охрану труда. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда на предприятии. Обязанности, права и ответственность работодателей и должностных лиц предприятий по обеспечению безопасности труда.
50. Правила и приемы наложения повязок на раны (на различные анатомические области).
51. Правовые основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера в Российской Федерации. Основные нормативно-правовые акты.
52. Прогнозирование воздействия на объект поражающих факторов природного происхождения: землетрясений, извержений вулканов, наводнений, тайфунов, смерчей и т.д.
53. Прогнозирование обстановки при авариях на ХОО. Зона химического заражения. Факторы, влияющие на формирование зоны химического заражения.
54. Производственные психические состояния. Запредельные формы психического состояния. Основные психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм.
55. Профотбор. Организация обучения работающих безопасным методам труда. Стимулирование безопасности деятельности.
56. Рассредоточение и эвакуация. Критерии принятия решений для эвакуации и отселения людей.
57. Санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. Метеорологические условия рабочей зоны, их нормирование. Вентиляция производственных помещений. Классификация вентиляционных систем и основные принципы их расчета.
58. Современные обычные средства поражения и защита от них.
59. Состояние взаимодействия человека и среды обитания.
60. Способы транспортировки раненых.
61. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
62. Стихийные бедствия геологического характера.
63. Стихийные бедствия гидрологического характера.
64. Стихийные бедствия метеорологического характера.
65. Твердые отходы. Основные методы их утилизации и обезвреживания.
66. Токсичность химических веществ. Предельно допустимая концентрация, классы опасности. Классификация веществ по характеру воздействия на организм человека.
67. Транспортные аварии и их последствия. Действия населения.
68. Условия труда и их гигиеническая оценка. Виды, характеристики напряжений работающих на производстве.
69. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем; факторы, определяющие устойчивость, организация и методика исследования устойчивости, определение фактической устойчивости народнохозяйственных объектов, технических систем, технологических процессов в чрезвычайных ситуациях; пути и способы повышения устойчивости объектов.
70. Характерные особенности взрыва облаков газо-паровоздушных смесей. Дефлаграция и детонация.
71. Химическое оружие. Защита от поражающих факторов.
72. Цель и задачи предмета «Безопасность жизнедеятельности», его место в общей системе знаний, изучаемых экологией.
73. Чрезвычайные ситуации: причины их возникновения, периоды развития, масштабы.
74. Шум на производстве и параметры его оценки. Действие шума на организм
75. Экстремальные ситуации криминального характера. Защита жилища от ограбления и краж.
76. Экстремальные ситуации криминального характера. Зоны повышенной криминальной опасности.
77. Экстремальные ситуации криминального характера. Ситуации, связанные с провокационным применением оружия.
78. Экстренная реанимационная помощь.
79. Ядерное оружие, его боевые свойства и поражающие факторы. Защита от поражающих факторов.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие и основные характеристики опасностей и угроз и их классификация.
2. Безопасность жизнедеятельности (БЖД): понятие, объекты безопасности, система обеспечения БЖД.
3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
4. Понятие и виды риска.
5. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
6. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций и их классификация.
7. Характеристика системы