Маркетинговая деятельность в земельно имущественных отношениях.
Особенности агромаркетинга определяются особенностями рынков в системе агробизнеса и особенностями спроса и предложения, а также цен в агропродовольственном комплексе.
Маркетинг в сфере АПК охватывает три области деятельности:
ресурсообеспечение сельского хозяйства продукцией производственно-технического
назначения (маркетинг средств производства),
реализацию сельхозпродукции и сельскохозяйственного сырья (маркетинг
сельскохозяйственного сырья),
ее переработку и сбыт продовольственных товаров через торговую сеть (маркетинг
продовольственных товаров).
Особенности рынков в комплексе агробизнеса проявляются во всех сферах, составляющих этот комплекс.
Сельскохозяйственное производство имеет ряд специфических особенностей, которые
влияют на рыночную ситуацию, поведение фермеров, функционирование аграрного рынка и
смежных отраслей. Эти особенности заключаются в следующем.
1. Переплетение производственно-экономических процессов с природно-биологическими процессами.
Существуют естественные законы развития растений и животных, учитывать которые
объективно необходимо. В противном случае неизбежно падение эффективности всех других производственно-экономических ресурсов. Поэтому природно-биологический фактор является главным в определении эффективности производства, выборе технологий. Под негоподстраивается весь комплекс сельскохозяйственного производства, набор машин, химические средства защиты растений, удобрения, организация труда.
Тесная связь сельского хозяйства с окружающей средой, разнообразие почвенных и
природно-климатических условий определяют специфический, творческий характер труда в сельском хозяйстве. Здесь практически нет разделения труда на управленческий и исполнительский, так как наиболее эффективным является соединение в работнике предпринимателя-хозяина, управляющего-менеджера и рабочего-исполнителя. Именно поэтому в развитых странах прижилось фермерское хозяйство. Именно в семейном хозяйстве сочетаются указанные качества сельскохозяйственных работников.
2. Естественной особенностью сельского хозяйства является его сезонность.
Сезонностью определяется неравномерное использование рабочей силы и техники, многих материальных ресурсов, а также неравномерное поступление доходов. В сельском хозяйстве высока доля постоянного капитала по сравнению с переменным капиталом, постоянных по сравнению с переменными. В связи с ярко выраженной сезонностью и длительностью производственного цикла в сельском хозяйстве очень большая потребность в кредитах.
3. Длительность производственного цикла.
Особенностью сельского хозяйства является тот факт, что растения и животные растут сравнительно медленно. Ускорить этот процесс практически невозможно, увеличить количество телят, поросят, ягнят по сравнению с природными возможностями производителей также почти невозможно. Поэтому независимо от рыночной ситуации объем товарного предложения на рынке продукции сельского хозяйства не может быть сокращен или увеличен за короткий период времени.
4. Неустойчивость по отношению к погодным условиям.
Сельскохозяйственное производство напрямую зависит от погодных условий, управлять которыми человечество пока не научилось. Поэтому здесь неизбежны колебания урожайности и валового сбора, которые определяют неизбежность колебаний объемов предлагаемой на рынке сельскохозяйственной продукции и, естественно, доходов и прибыльности. Правда, рыночный
механизм вырабатывает определенную защиту против таких колебаний. Сегодня биржевые маклеры берут на себя риск неустойчивости сельскохозяйственных доходов, имеется система государственных закупок, система договоров контрактации, система поддержки фермеров. Однако этой защиты, как правило, бывает недостаточно для полной независимости от природных факторов.
5. Различия в плодородии земли.
Плодородие земли по регионам и даже по отдельным хозяйствам может существенно
различаться. Поэтому одинаковые затраты труда и контроля на разных участках дают разные финансовые результаты. Возникает проблема земельной ренты и регулирования доходов, проблема дотаций одних регионов по сравнению с другими.
Указанные особенности необходимо учитывать при организации маркетинговой
деятельности в агробизнесе по всем элементам комплекса маркетинга.
Маркетинговая сфера агробизнеса неоднородна не только по составу и функциям, но
рыночных характеристик. Собственно говоря цена земли выступает как капитализированная рента.
Более подробно особенности маркетинговой деятельности в земельно- имущественных отношениях описаны в рекомендованном учебнике Сухова В.И..
В результате изучения данной темы студент должен обладать следующими
умениями:
учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;
анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;
определять стратегию и тактику относительно ценообразования;
знаниями:
сущность и функции маркетинга;
конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив