Лекция 14,15.Организация маркетинговой деятельности предприятия
Содержание темы:
1. Внешняя и внутренняя среда организации.
2. Система планирования маркетинга.
3. Маркетинговый контроль.
4. Структура и организация работы маркетинговых служб.
1.Маркетинговая среда фирмы — совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества.
В основе маркетингового окружения принято выделять внутреннюю и внешнюю среду.
Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды.
К ней относятся все объекты, факторы и явления,которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.
Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности.
Сущность маркетингового управления предприятием заключается в том, чтобы приспособить компанию к изменениям внешних условий с учетом имеющихся внутренних возможностей.
К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия:
§ Основные фонды предприятия
§ Состав и квалификация персонала
§ Финансовые возможности
§ Навыки и компетенция руководства
§ Использование технологии
§ Имидж предприятия
§ Опыт работы предприятия на рынке
2. Система планирования состоит из стратегического планирования и планирования маркетинга.
Стратегическое планирование предназначено для создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы и ее маркетинговыми возможностями. Оно исходит из наличия у фирмы нескольких сфер деятельности, и задачей его является выделение наиболее перспективных и привлекательных с целью их развития и сокращение наиболее слабых.
Планирование маркетинга предусматривает составление детализированных планов в развитие стратегического плана фирмы. Планы маркетинга разрабатываются по каждому производству. Если, к примеру, организационная единица действует в нескольких, сегментах, имеет дело с несколькими продуктами и т.п., то планы маркетинга разрабатываются по каждой позиции.
В основном план маркетинга включает следующие разделы:
- сводка контрольных показателей;
- текущая маркетинговая ситуация;
- опасности и возможности;
- задачи и проблемы;
- стратегия маркетинга;
- программы действий;
- бюджет;
- порядок контроля.
Таким образом, в первом разделе плана маркетинга помещается перечень контрольных показателей, на которые фирма должна выйти в результате осуществления плана.
Далее, дается характеристика целевого рынка и положения фирмы на нем, при этом особое внимание уделяется величине рынка, его сегментам, факторам среды, нуждам потребителей, имеющимся основным товарам, конкурентам и т.д.
Затем для конкретного товара составляется перечень опасностей и возможностей. На основе их оценки ставятся задачи и определяются связанные с ними проблемы. Задачи должны конкретизироваться в целях.
В следующем разделе плана излагается стратегия маркетинга, которая включает конкретные стратегии в отношении целевых рынков, комплекса маркетинга и уровня затрат на маркетинг. Маркетинговые стратегии развиваются в программе действий, отражающих содержание мероприятий, сроки их проведения, ответственных исполнителей и уровень затрат на них.
В соответствии с этими программами разрабатывается бюджет (финансовый план фирмы).
В заключение определяется порядок контроля за осуществлением намеченных мероприятий.
3. Маркетинговый контроль (контроль в маркетинге)– это систематическое наблюдение за элементами производственно-коммерческой и маркетинговой деятельности фирмы, маркетинговой средой.
Контроллинг в маркетинге — это комплексная систематическая оценка всех сторон маркетинговой деятельности компании. Цель маркетингового контроля – улучшения маркетинговых показателей деятельности фирмы.
Задача маркетингового контроля – обнаружение открывающихся возможностей и появляющихся отклонений при сопоставлении фактических показателей деятельности и запланированных результатов. Таким образом контроль в маркетинге является механизмом запуска менеджмента приведения фактических показателей деятельности – к плановым, позволяющий восстановить движение фирмы к намеченной цели.
Основной принцип маркетингового контроля – оперативность, что означает "постоянно держать под контролем".
Объекты маркетингового контроля:
- План маркетинга. Контроль осуществляется за выполнением планов маркетинга. Цель контроля — удостоверение в достижении полученных результатов. Методы контроля — анализ возможностей сбыта; доли рынка; соотношения «затраты на маркетинг/сбыт»; наблюдение за отношением клиентов.
- Контроль прибыльности. Цель контроля — выяснение источников дохода и расхода. Методы контроля — рентабельность по товарам, территориям, сегментам рынка, торговым каналам, объемам заказов.
- Стратегический контроль. Цель контроля — определить, используются ли максимально эффективно маркетинговые возможности и насколько эффективно.
- Контроль организационных процессов. Целью контроля организационных процессов является проверка организации маркетинга и его связи с другими сферами предприятия. Цель контроля – обнаружение слабых мест, нецелесообразных организационных правил и устранение этих ошибок.
При организации контроля маркетинга необходимо определить, кто должен контролировать маркетинг – отдел маркетинга или другая служба предприятия (например, руководство предприятия) и требуется ли создание самостоятельной организационной единицы для выполнения контрольных задач.
4.Основная задача службы маркетинга заключается в ориентации на потребителя, постоянном отслеживании его потребностей, а также в анализе деятельности конкурентов: определении их слабых и сильных сторон и возможных рыночных действий.
В процессе реализации маркетинга на предприятии решаются следующие задачи:
· комплексное изучение рынка;
· выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
· планирование товарного ассортимента и цен;
· разработка мер для полного удовлетворения существующего спроса;
· планирование и осуществление сбыта;
· разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
Исходя из этого, служба маркетинга должна определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнения планов, программ маркетинговой деятельности; доводить маркетинговую информацию до всех подразделений предприятия.
Формирование маркетинговой деятельности (маркетинга), включает в себя:
· построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
· подбор квалифицированных специалистов в области маркетинга;
· распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;
· создание условий для эффективной работы сотрудников (организация рабочих мест, предоставление необходимой информации и др.);
· организация эффективного взаимодействия маркетинговых служб со всеми остальными службами организации.
Стоит отметить, что формирование службы маркетинга – это не формальное выделение специального подразделения, а, в первую очередь, переориентация в его деятельности на требования производства и рынка. Опыт показывает, что служба маркетинга возникает не сразу, а формируется постепенно, поэтапно объединяя в себе основные функции маркетинга, которые до этого были рассредоточены по отдельным подразделениям (изучение рынка, реклама, формирование ассортимента, торговая, ценовая политика и т. д.).
Контрольные вопросы:
1. Факторы внешней среды организации:
2. Факторы внутренней среды организации;
3. Разделы плана маркетинга;
4. Маркетинговый контроль и контроллинг;
5. Объекты маркетингового контроля.
Самостоятельная работа № 11. Оценка рисков в бизнес-плане
План изучения:
1. Понятие риск
2. Виды рисков в коммерческой деятельности
3. Оценка вероятных рисков в бизнес – плане.
* Изучив эту тему, вы узнаете:
- понятие риск, виды рисков, методику оценки вероятных рисков в бизнес - плане
Основные понятия и термины:
Риск, финансовый риск, инвестиционный риск.
Контрольные вопросы и задания:
1. Риск – это…
2. Виды рисков в коммерческой деятельности
3. Методы оценки рисков в бизнес-плане.