Донесите основную идею до своих сотрудников

А что же теперь? У Вас в голове (надеюсь) возникло целое скопище новых идей, и Вы загорелись желанием провести собрание сотрудников и приступить к делу. Но удавалось ли Вам когда-нибудь проводить действительно эффективное собрание сотрудников? Я имею в виду такое собрание, которое проходило в такой веселой и непринужденной атмосфере и которое было настолько продуктивным, что по его окончании сотрудники чувствовали, что они действительно наполнились энергией, что их побудили к конкретным действиям, в противоположность их состоянию, когда собрание только начиналось! Знали ли Вы о том, что подобное собрание возможно провести?

Если идея проведения по-настоящему вдохновляющего и мотивирующего собрания сотрудников противоречит всему Вашему предыдущему опыту, Вы в этом не одиноки. Печальный факт состоит в том, что большинство собраний сотрудников . . . не является таковыми! На практике эти сборища людей, которые мы называем собраниями сотрудников, представляют собой ни много ни мало менеджерские поучения и нотации, которые они монотонно читают своим сотрудникам. И что еще хуже, эти собрания зачастую проводятся в нравоучительной, надменной и покровительственной манере, которая заставляет рядовых сотрудников закатывать глаза, отключать мозг от восприятия информации и чувствовать общий упадок сил. И не удивительно, что сотрудники просто боятся ходить на такие собрания.

По-настоящему эффективное собрание сотрудников представляет собой собрание мыслей, а не просто собрание человеческих тел, поэтому старые модели проведения собраний здесь уже не подходят. Если Вы действительно желаете применить совершенно иной, новый подход к организации и проведению собраний сотрудников, то Вы находитесь на правильном пути. Такие собрания могут помочь Вам упредить различные проблемы задолго до их возникновения, значительно уменьшить количество проблем, требующих Вашего непосредственного внимания и участия в их разрешении, сократить уровень текучести кадров и создать хорошо управляемое, прибыльное дело.

Я хочу, чтобы Вы понимали разницу между собраниями сотрудников, проводимыми в начале работы смены, и учебными занятиями, полностью посвященными развитию умений и навыков персонала. Подход, который я освещаю в данной книге, относится в основном к проведению учебных занятий, хотя я обязательно уделю время собственно собранию сотрудников, а также его содержанию. В любом случае, забудьте все, что Вы до этого знали о проведении собраний сотрудников и взгляните на все новыми глазами.

Цели

Основной целью проведения собрания сотрудников должно быть создание позитивного настроя на работу. Это может показаться Вам странным, но только до тех пор, пока Вы не осознаете, что позитивный настрой помогает людям понять, что между ними общего. Когда сотрудники проникнуты уважением друг к другу, когда они испытывают друг к другу теплые чувства и стремятся помочь своим коллегам по работе, легко увидеть, что все сотрудники заняты одним делом, и что успех коллектива неотделим от успеха каждого сотрудника в отдельности. Без позитивного настроя на работу сотрудники уделяют основное внимание различиям, которые существуют между ними.

Этот позитивный настрой появляется в результате обмена хорошими новостями - а хорошие новости всегда найдутся, если их поискать. Собрание сотрудников очевидно не подходит для того, чтобы подвергать строгому разбору недостатки и оплошности отдельных сотрудников - это следует делать с глазу на глаз с «провинившимся» - и конечно же, во время проведения собрания совсем не нужно «перемывать косточки» всему коллективу.

Когда Вы добьетесь основной цели - позитивного настроя на работу - перед Вами естественным образом встанет вторая цель - организация общения (диалога) между сотрудниками. Диалог - это удобный способ двустороннего обмена мыслями, помогающий сотрудникам осознать свою причастность к общему делу и свою значимость для организации безупречной работы ресторана. Сотрудники могут многому у Вас научиться, а Вы в свою очередь можете многому научиться у них. Если при проведении собраний сотрудников Вам удастся установить с ними отношения взаимопонимания, значит, Вы смело можете утверждать, что Ваши собрания способствуют пониманию сотрудниками своей роли при обеспечении отличного качества обслуживания, а не просто усваиванию ими знаний и навыков работы. Разница между этими двумя понятиями довольно значительна, поскольку понимание помогает именно там, где информация, зазубренная наизусть, очень скоро забывается.

Кроме того, свободный обмен идеями помогает устранить понятие «мы и они», которым частенько злоупотребляют менеджеры ресторана, и дает рядовым сотрудникам почувствовать, что это и их ресторан. Путем привлечения всех сотрудников ресторана к общей работе - когда менеджеры обучают их, учитывают их точку зрения и ценят их идеи - собрания сотрудников могут способствовать появлению и усилению чувства работы в команде. В результате качество обслуживания гостей значительно улучшится, а продуктивность сотрудников и прибыль ресторана увеличатся.

Третья цель проведения эффективного собрания сотрудников заключается в том, чтобы обеспечить их обучение. Если Вы будете правильно проводить собрания сотрудников, Вы сможете добиться такого положения, при котором их знания, умения и навыки работы будут постоянно улучшаться. Даже если в Вашем ресторане налажена поэтапная программа обучения персонала, опытные операторы ресторанов никогда не упустят возможность «одарить» своих сотрудников некоторыми полезными советами, что легче всего сделать именно во время проведения собрания сотрудников. Если Вы не занимаетесь обучением сотрудников своего ресторана, Вы тем самым отстаиваете одно из двух положений: 1) Вы довольствуетесь результатами, которые Вы фактически получаете, и не хотите или не можете ничего улучшать, или 2) любой неумеха может, руководствуясь одними лишь инстинктами, добиться в ресторанном бизнесе успеха и без обучения. Я сомневаюсь в правильности этих положений.

Как мудро заметил Хэп Грей, владелец ресторана Watermark, Кливленд: «Моя программа обучения - это единственное, что делает ресторан моим. Если бы я не проводил никакого обучения, я был бы только смотрителем здания, а не владельцем ресторана!»

Некоторые соображения

Если Вы решили серьезно взяться за организацию и проведение эффективных собраний сотрудников, Вы должны проводить их регулярно - в идеале ежедневно в начале работы каждой смены - независимо от того, чем в этот день Вы будете заняты. Если собрания проводятся время от времени или часто отменяются ввиду появления каких-нибудь препятствий (а препятствий может быть сколько угодно), Ваши сотрудники обязательно почувствуют «истинное» значение, которое Вы придаете этим собраниям. А если собрания сотрудников не имеют для Вас никакого значения, они, безусловно, не будут иметь никакого значения и для Ваших сотрудников.

В идеале собрания, проводимые в начале работы смены, должны длиться 10-15 минут. Если на проведение собрания будет отведено меньше времени, у Вас не хватит времени, чтобы осуществить намеченное; если же собрание будет длиться в течение большего количества времени, внимание сотрудников начнет рассеиваться. Определите для себя конкретное время, в течение которого Вы будете проводить собрание, и строго его придерживайтесь. Всегда старайтесь начинать и заканчивать собрание сотрудников точно в срок.

Учтите, что несмотря на то, что во время собрания сотрудникам платят зарплату (ведь это считается рабочим временем), они не получают чаевые, и поэтому в данной ситуации Вы проявите к сотрудникам неуважительное отношение, если собрание займет у них слишком много времени. Также не забывайте о том, что собрания, проводимые в начале работы смены, имеют для поваров такое же большое значение, как и для официантов. Очень важно, чтобы повара пробовали фирменные блюда ресторана и новые блюда, недавно включенные в меню (желательно каждый день), но это именно те действия, которые повара и официанты могут легко осуществить сами; для этого не нужно организовывать собрания, и не требуется указаний со стороны менеджеров.

Наши рекомендации