Развитие теории коммуникаций
Термин ”коммуникация“ был введен в научный оборот в начале XX в., а ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как проблема человеческого общения. Хотя человеческое общение всегда составляло основу социального бытия, его значение и суть далеко не одинаково осознавались на разных этапах становления и развития человеческого общества.
Основные этапы эволюции маркетинговых коммуникаций представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 – Этапы эволюции маркетинговых коммуникаций
Период | Название этапа | Характеристика этапа |
1950-1960 | Несистемные коммуникации | Коммуникации не играют большой роли. Важнейшим направлением деятельности предприятия является концентрация деятельности по увеличению объема предложения товаров. |
1960-1970 | Товарные коммуникации | Использование коммуникаций при организации продаж. На первый план выходят реклама и стимулирование сбыта. |
1970-1980 | Коммуникации с целевыми аудиториями | Коммуникации используются для установления взаимоотношений с целевыми аудиториями (в первую очередь, с потребителями) |
1980-1990 | Конкурентные коммуникации | Изменение условий сбыта и усиление конкурентной борьбы потребовали от предприятий поиска оптимальных форм и средств коммуникаций |
1990- настоящее время | Интегрированные маркетинговые коммуникации | Переход к интегрированным коммуникациям, базирующимся благодаря их планированию и координации на организованном взаимодействии их многообразных форм, носителей и процессов |
Примечание – Источник: [1 – дополнительная литература]
Возникновение и широкое распространение электронных средств коммуникации в XX в. стимулировали исследовательский интерес к проблел массовой коммуникации. В результате было выдвинуто и получило эмприческое подтверждение большое количество теорий, осмысляющих и изучающих роль и значение СМИ в современном обществе.
Коммуникационный процесс
Процесс коммуникации включает в себяряд взаимообусловленных элементов и представлен в следующей модели (рис. 1.1).
Отправитель – сторона, посылающая обращение другой стороне (фирма-клиент).
Кодирование – набор символов, передаваемых отправителем.
Средства распространения информации – каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.
Расшифровка – процесс, в ходе которого получатель придает значение словам, переданным отправителем.
Рисунок 1.1 – Процесс передачи информации в системе коммуникации
Примечание – Источник: [6, с.425]
Получатель – сторона, получающая обращение, переданное другой стороной.
Ответная реакция – набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
Обратная связь – часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.
Помехи (барьеры) – незапланированные вмешательства среды или искажения, в результате которых к получателю поступает обращение, отличное от того, что послал отправитель.
Барьеры являются одной из причин появления коммуникативных затруднений. Эта причина обусловлена отсутствием следующих факторов:
адекватного образа партнерства;
адекватной ориентировки в собеседнике, способности принятия роли партнера по общению;
способности моделирования внутреннего мира личности на основе внешних признаков;
понимания мотивов поведения партнера;
психологической совместимости коммуникантов;
общности ситуационного контекста.
В коммуникативной сфере применительно к процессам торговли отправителем сообщения является продавец, а получателем – покупатель. Сам факт продажи товара – это также коммуникация, которую рассматривают экономисты и маркетологи. Однако конечное глобальное решение купить (не купить) принимается в результате воздействия массы факторов. Воздействие этих факторов и обратная реакция покупателя и составляют сущность коммуникативного процесса в торговой сфере. Сообщения покупателю передаются как в форме рекламного листа, так и в форме упаковки товара, расположения его в том или ином отделе.
Представленная коммуникационная модель (см. рис. 1.1) включает основные факторы эффективной коммуникации и определяет основные этапы работы над созданием действенной системы коммуникации:
выявление целевой аудитории;
определение степени покупательской готовности аудитории;
определение желаемой ответной реакции целевой аудитории;
составление обращения к целевой аудитории;
формирование комплекса маркетинговых коммуникаций фирмы;
разработка бюджета комплекса маркетинговых коммуникаций;
реализация комплекса маркетинговых коммуникаций;
сбор информации, поступающей по каналам обратной связи;
корректировка комплекса маркетинговых коммуникаций.