Тема 7.Анализ фирменной структуры рынка.
7.1.Контрольные вопросы
1. Как идентифицировать фирмы и организации, участвующие в распределении и реализации продукции?
2. Приведите классификацию посредников.
3. Критерии и методы оценки деятельности оптовых и розничных фирм, дилеров, дистрибьюторов промышленных и сбытовых агентов, брокеров и др.
4. В чем заключается методика анализа экономических, финансовых и управленческих показателей работы посредников?
7.2.Практические задания и ситуации.
Задание 1.Заполнить таблицу и ответить на вопросы:
Таблица 7.1Характеристики спроса на товар А
Объем спроса, Шт. в день | Цена, руб. | Выручка | Коэффициент эластичности |
1.При каких ценах спрос эластичный?
2.При каких ценах спрос неэластичный?
3.Построить график спроса.
4.Построить график выручки от цены.
Ситуация 1.
Компания «Элтерм», производящая довольно широкий ассортимент медицинских инструментов как для специализированных учреждений, так и для продажи потребителям через сеть основных фармацевтических магазинов и аптек, занимает прочное положение на национальном рынке, а также известна за рубежом. В настоящее время в стадии разработки находится новая модель цифрового термометра для широкого потребителя. Рынок бытовых термометров в стране отличается традиционным консерватизмом. Недавнее исследование показывает, что только 35% семей имеют термометры, причем 75% из них представляют собой обычные стеклянные ртутные термометры. Эти изделия «Элтерм» выпускала десятилетиями.
Исследования, проведенные компанией, подтвердили эти данные, но дополнили их весьма важными сведениями: оказалось, что 90% домашних хозяйств, пользующихся обычным термометром, считают его небезопасным для маленьких детей.
Кроме того, опрос показал, что практически все респонденты отмечают трудности в считывании информации со шкалы обычного градусника и испытывают неуверенность в правильности измерения температуры. Однако 50% респондентов, не владеющих термометром, сожалеют, что до сих пор не купили его.
Фирма пришла к заключению, что исследования показывают скрытую потребность в новом изделии. Новый градусник сделан из прочного небьющегося полимерного материала, снабжен легко читаемым цифровым дисплеем, встроенным таймером со звуковым сигналом, который помогает пользователю скорректировать время измерения температуры и узнать, когда можно считывать показания шкалы.
Фирма считает, что ее новая модель лишена всех недостатков обычного термометра. Следующая задача, стоящая перед фирмой, – провести рыночные испытания товара, для чего выбрана столица страны и один из ее регионов, но разработка плана маркетинга еще не закончена.
Кроме «Элтерм» на национальном рынке термометры и другую медицинскую технику производят еще три фирмы. Но они не в такой степени известны потребителю, так как появились на рынке полтора года назад. Они продают свою продукцию через аптеки по цене от 8,95 до 11,95 евро.
Задания
1. | Определите сегменты потребителей термометров и дайте их характеристику. |
2. | Предложите целевой сегмент (сегменты) и стратегию охвата рынка. |
3. | Посоветуйте фирме, как позиционировать товар. |
4. | Разработайте рекомендации по ценовой политике. |
Контрольный тест
Выберите один правильный ответ.
1. Среди посредников правом собственности на товар обладают:
А) торговые агенты;
Б) брокеры;
В) консигнаторы;
Г) дистрибъютеры
2.Брокер- это посредник, который
А) представляет интересы продавцовили покупателей на достаточно постоянной основе;
Б) является членом товарной или фондовой биржи и действует от собственного имени и за собственные счет;
В) покупает товар в собственность и продает его от своего имени;
Г) сводит продавца и покупателя в целях совершения сделок.
3. Дилер- это посредник, который:
А) представляет интересы продавцовили покупателей на достаточно постоянной основе;
Б) сводит продавца и покупателя в целях совершения сделок
В) покупает товар в собственность и продает его от своего имени.
4.К рыночным структурам, благодаря функционированию которых обеспечивается купля-продажа контрактов на поставку товаров относятся:
А) аукционы;
Б) оптовые ярмарки;
В) выставки;
Г) биржи
5.Предприятие осуществляющее торговлю цветами из Голландии для их доставки скорее всего воспользуется:
А) железнодорожным транспортом;
Б) автомобильным транспортом;
В) водным транспортом;
Г) воздушным транспортом
6. Функции посредников:
а)Исследовательская работа; Стимулирование сбыта; Установление контактов; Приспособление товара; Проведение переговоров; Организация товародвижения ; Финансирование; Принятие риска.
Б) Стимулирование сбыта; Установление контактов; Приспособление товара; Проведение переговоров; Организация товародвижения; Финансирование; Принятие риска.
В) Исследовательская работа; Стимулирование сбыта; Установление контактов; Приспособление товара; Проведение переговоров; Организация товародвижения; Принятие риска
Деловые игры и тренинги