Тренинг «Создание предприятия»
Цель. Проверка наличия необходимых знаний правовых основ бизнеса, выработка умений выбрать необходимую организационно-правовую форму предприятия и грамотно составить учредительные документы.
Задание. К моменту формулировки задания учащиеся были разбиты на команды, имитирующие создаваемые предприятия и имеющие свою концепцию бизнеса.
Задание заключается в выборе необходимой организационно-правовой формы предприятия и подготовки учредительных документов в первую очередь устава и учредительного договора.
Устав – это основной закон деятельности предприятия, содержащий, как правило, следующие разделы:
1) общие положения (владельцы формы организационно-правовую форму предприятия юридический адрес)
2) предмет деятельности (цели создания предприятия виды деятельности)
3) имущество и доходы (уставной фонд и источники его образования, другие виды доходов).
4) Права и обязанности владельца.
5) Управление предприятием (порядок назначения руководства высший орган предприятия)
6) Условия ликвидации предприятия
Учредительный договор регулирует отношения между владельцами предприятия и, как правило, содержит:
1) общие положения
2) основные виды деятельности
3) сведения об уставном фонде
4) обязательство учредителей (вид ответственности порядок решения споров порядок выхода учредителей из фирмы)
5) организация предприятия (порядок работы, порядок распределения прибыли).
6) информация об учредителях.
Анализ итогов. Прежде всего, надо разобраться с правомерностью выбора каждым предприятием организационно-правовой формы и соответствия ей подготовленных документов. Так форма индивидуального частного предприятия для фирмы из нескольких учреждений уже не годна. Если выбрано семейное частное предприятие, то команда должна соответствующим образом это отразить и не готовить учредительный договор. Использование формы полного товарищества не предусматривает оформление юридического лица, а из учредительных документов готовится лишь учредительный договор.
При соблюдении общих юридических правил необходимо выделить ту команду, которая сумела наполнить учредительные документы тем смыслом,который заключён в их определении (например, если уставной закон то и речь в нем может идти о процедуре выбора руководителя, а не о конкретных управленческих действиях и договорённостях, которые должны находить отражение в протоколе собраний приказах и т. д.), а также наилучшим образом отобразила в учредительных документах свою концепцию бизнеса.
Тема 2. Маркетинг как рыночная концепция деятельности предприятия
2.1.Контрольные вопросы
1. Проанализируйте изменение роли маркетинга на предприятии в рамках рыночной эволюции экономики.
2. Перечислите модели применения маркетинга в деятельности предприятия.
3. Определите суть современной концепции маркетинга на предприятии.
4. Охарактеризуйте особенности применения маркетинга на предприятиях, осуществляющих инновационные процессы.
2.2.Практические задания и ситуации.
Задание 1
Какие высказывания относятся к организациям – потребителям, какие к конечным потребителям.
1. Приобретают для дальнейшего использования в производстве или перепродаже.
2. Приобретают для личного, домашнего, семейного потребления.
3.Покупают сырье, оборудование , полуфабрикаты.
4. Покупают на основе спецификаций и технических данных.
5.Покупают на основе описаний моды, стиля.
6.Исследуют цены и поставщиков.
7.Оценивают конкурентные торги.
8.Часто принимают решения о покупке коллективно.
Задание 2
Какую из концепций маркетинга Вы бы взяли основополагающей
при организации деятельности:
6. собственного предприятия.
7. ОАО «Керамин»
8. ОАО »ЦУМ»
9. ЗАО «Атлант»
РУП «Белнефтехим»
Контрольный тест
Выберите один правильный ответ.
1. В каком из перечисленных определений заложена опасность
неверного понимания роли маркетинга?
A. Маркетинг - это такая философия, стратегия и тактика поведения и взаимодействия участников рыночных отношений, когда
эффективное решение проблем потребителей ведет к рыночному
успеху фирм и приносит пользу обществу.
Б. Маркетинг - это система внутрифирменного управления, нацеленная на изучение и учет рыночного спроса, потребностей итребований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно- сбытовой деятельности фирмы с целью обеспечения намечаемого фирмой уровня рентабельности.
B. Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Г. Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворениеспроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи) посредством обмена.
2. В чем состоит ограничение возможностей применения маркетинга на современном отечественном рынке?
A. На незрелом рынке возможен только незрелый маркетинг.
Б. Маркетинг целесообразен преимущественно на экспортных для Беларуси рынках.
B. Квалифицированный маркетинг может быть осуществлен
только под руководством признанных зарубежных специалистов.
Г. Маркетинг на белорусском рынке - пока чисто теоретическая дисциплина и станет необходимым по мере выхода экономики Беларуси на уровень развитых стран.
3. Маркетинговая модель не является (укажите лишнее):
A. Комплексом принципов управления.
Б. Инструментом для рыночных прогнозов.
B. Идеальным типом экономической деятельности на рынке.
Г. Объяснением, как функционируют рынок и его отдельные сегменты.
4. Что из указанного изучает маркетинг?
A. Производство предлагаемых к сбыту изделий.
Б. Общий уровень цен в условиях инфляции.
B. Технологические возможности обеспечения уровня качества
товаров в соответствии с запросами отдельных групп потребителей.
Г. Конъюнктуру продуктов питания и др.
5. К основным принципам маркетинга не относится следующее (укажите лишнее):
A. Целью маркетинга является достижение фирмой наиболее высокой прибыли.
Б. Залогом достижения целей фирмы служит определение нужд и потребностей целевого рынка и наиболее эффективное их удовлетворение.
B. Маркетинг ориентирован на предвосхищение изменений ситуации и управление ею.
Г. Маркетинг предполагает сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом.
6 .Силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям называют:
А) макросредой,
Б)микросредой,
В) субкультурой.
Г) культурой
7. Маркетинг это
А) совокупность мероприятий , направленных на продвижение товара от производителя к потребителю.
Б) процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации;
В) философия бизнеса, направленная на превращение запросов покупателей в прибыль фирмы
Г) искусство управления предприятием
8.Функции маркетинга
А) исследование рынка, разработка товара, установление цены, продвижение товара.
Б) планирование, организация, стимулирование, контроль, координирование.
В) маркетинговые исследования, планирование, реализация планов, контроль.
Г) планирование, мотивация, контроль
Деловые игры и тренинги.