Служба маркетинга на предприятии
Исследует | Разрабатывает | Организует |
Тема 3.Исследование рынка
Задание 1.
Заполните блок-схему, имея следующие этапы:
1.Управление маркетингом.
2.ФОССТИС
3.Анализ и контроль
4.Разработка тактики фирмы.
5.Разработка стратегии производства новых товаров.
6.Разработка и реализация ценовой политики
7.Информационное обеспечение маркетинга
8.Комплексное исследование рынка
9.Планирование товародвижения, сбыта , сервиса.
10.Оценка собственных возможностей.
11.Прогноз рынка
12.Формирование целей на близкую и далекую перспективу.
Задание 2.
Разработайте методы сбора первичной информации, если Вы занимаетесь :
А) торговлей
Б) грузоперевозками
В) ремонтом помещений.
Задание 3.
Разработайте бланк анкеты, если Вы производите:
А) детский трикотаж
Б) велосипеды
В) шампунь
Г) телевизоры
Д) СВЧ- печи.
Тема 4.Сегментирование рынка
Задание 1.Из перечисленных ниже факторов выбрать те которые контролирует служба маркетинга и те которые она не контролирует:
1.Выбор целевых рынков.
2.Потребители.
3.Конкуренция
4.Выбор целей маркетинга.
5.Правительство.
6.Выбор организации маркетинга
7.Экономика
8.Выбор структуры маркетинга
9.Технология
10.Независимые средства массовой информации
Задание 2
Какие высказывания относятся к организациям – потребителям, какие к конечным потребителям.
1. Приобретают для дальнейшего использования в производстве или перепродаже.
2. Приобретают для личного, домашнего, семейного потребления.
3.Покупают сырье , оборудование , полуфабрикаты.
4. Покупают на основе спецификаций и технических данных.
5.Покупают на основе описаний моды, стиля.
6.Исследуют цены и поставщиков.
7.Оценивают конкурентные торги.
8.Часто принимают решения о покупке коллективно.
Задание 3
Какую из концепций маркетинга Вы бы взяли основополагающей
при организации деятельности:
- собственного предприятия.
- ОАО «Керамин»
- ОАО »ЦУМ»
- ЗАО «Атлант»
- РУП «Белнефтехим»
Тема 5.Исследование потребителей и покупателей
Задание1.Имеются некоторые данные специально организованного обследования. представленные в таблице. Требуется оценить эффективность воздействия рекламы на потребителя.
Расчетные данные
Контингент опрошенных | численность | Из них купило рекламный товар |
Запомнивших рекламу | ||
Не запомнивших рекламу | ||
Итого |
Задание 2.Какова эффективность рекламы от каждого этапа установления рекламных щитов? Какой щит дал наибольшую и наименьшую эффективность?
Количество стоящих щитов | Количество посетителей магазина (N), количество опрошенных(No), количество пришедших в магазин по рекламе конкретного щита из опрошенных(Nop ) |
А | N= , No= , Nop(A)= |
А и В | N= , No= , Nop(A)= Nop(B)= |
А, В и С | N= , No= , Nop(A)= Nop(B)= Nop(C)= |
Задание 1
Производство товара А химической отрасли составило _430 млн. руб. Запасы 269 млн.руб.
Импорт 34 млн .руб. Экспорт 45 млн .руб . Объем реализации товара А 234 млн.руб.
Средняя доля конкурентов 23 %
Требуется определить емкость рынка; долю рынка предприятия и сравнить ее с долей рынка конкурентов.
Задание 2
В таблице представлены данные о спросе на учебники в течение года
Цена за один учебник (руб) | Объем спроса (шт) | Выручка | Коэффициенты ценовой эластичности |
Требуется 1. Рассчитать коэффициенты ценовой эластичности.
2.Установите при каких значениях цены , приведенных в таблице имеет место спрос эластичный. единичной эластичности, неэластичный
Задание 3
Определить цену потребления и ее структуру в процентах легкового автомобиля исходя из 10 –летнего срока эксплуатации
Цт=_45 млн. руб.
Р1-предпродажный сервис 3 млн. руб
Р2-обучение вождению 0.4 млн. руб.
Р3 (эксплуатация) 1.4 млн.руб.
Р4(техническое обслуживание и ремонт) 1.7 млн .руб.
Р5(страховка .налоги сборы) 3.6 млн.руб.
Р6(хранение и поддержание внешнего вида) 4 млн. руб
Р7( непредвиденные расходы)5 млн .руб.
Сделайте выводы.
Задание 4.
Верно/Неверно
1.Отличительной особенностью рынка совершенной конкуренции является наличие небольшого числа продавцов.
2.На монопольном рынке действует два продавца.
3.Модель рынка совершенной конкуренции предполагает, что барьеры для входа на рынок отсутствуют.
4.На рынке монополистической конкуренции товар дифференцирован.
5.Картель-это тайный сговор между фирмами – олигополистами.
6.Конкуренция всегда бывает добросовестной.
7. «Война цен»- является методом добросовестной конкуренции.
8. «Лидер на рынке» - имеет долю на рынке 40%.
9. Конкуренция бывает функциональная, видовая, предметная.
10.Конкурентоспособность предприятия не определяет возможности его приспособления к условиям рынка.
Задание 5.
Приведите случаи функциональной, видовой и предметной конкуренции по товарам
А) зимние сапоги
Б) самовар,
В) тостер.
Тема 6. Товар в маркетинге
Задание 1.
Из перечисленного выберите то, что относится к экономическим показателям конкурентоспособности товара:
1) расходы на транспортировку
2) расходы на обслуживание и ремонт
3) показатели безопасности,
4) налоги и таможенные сборы
5) расходы на амортизацию,
6) экологические показатели
7) расходы на запчасти
8) колебания конъюнктуры
9) расходы на предпродажное обслуживание
10) показатели безопасности.
Задание 2.
Заполните блок-схему, используя следующие элементы.
1.Определение сектора рынка, нуждающегося в товаре
2.Определение характера возможной конкуренции
3.Выдвижение идей и расчет вероятности конструкторского технологического успеха
4.Серийное производство.
5.Расчет предполагаемых расходов на экспериментальные работы.
6,Установление прогнозируемой цены.
7, Определение рынка сбыта.
Задание 3.
Предприятие «Керамин» является одним из крупнейших предприятий Европы по производству керамических изделий и строительных материалов.
Предприятие изготавливает:
· Плитки керамические для внутренней облицовки стен 152 разновидности
· Плитки керамические для полов 64 разновидности;
· Плитки для полов «Грес» 4 разновидности;
· Плитки фризовые 50 разновидностей
· Санитарные керамические изделия 147 разновидностей
· Кирпич керамический 6 разновидностей
· Наборы образцов для каминов 28 разновидностей;
· Декоративные изделия 8 разновидностей.
Определить широту товарного ассортимента, показатели глубины, насыщенности, а также оцените, насколько гармоничным является ассортимент предприятия.
Тема 7. Цена в комплексе маркетинга
Задание 1. Себестоимость изделия равна_200 000 руб,а рентабельность по отношению к себестоимости составляет50 % Найти чему равна цена без учета косвенных налогов.
Задание 2 Рассчитать проектируемую себестоимость на новую модель электродвигателя. За базу сравнения принят аналогичный трехфазный двигатель ,выпускаемый серийно. Удельный вес материальных затрат в базовом изделии 560 000 руб. проектируемые материальные затраты по новой модели 67%.
Задание 3 . Определить отпускную цену нового монтажного крана на стадии технического проектирования. Отпускная цена крана, принятого за базу сравнения с новым, составляет _1500 у.е., грузоподъемность этого крана 3 тонны.
Грузоподъемность нового крана 5 тонны.
Задание 4Определить отпускную цену на телевизор “Горизонт’’ .Отпускная
цена телевизора , принятого за базу сравнения, составляет 340 у.е..
Количество баллов по базовому телевизору 6, по новому 9.
Задание 5.
Планировалось продать 4000шт. товара по цене 100руб. Было продано 3000 шт. по цене 80 руб. Определить :
А)Абсолютное и относительное отклонение факта от плана.
Б) Какая доля отклонения относится за счет падения сбыта в штуках, а какая за счет снижения цены?
Задание 6.
Выстройте в логическую цепь следующие этапы ценообразования:
1. Оценка издержек
2.Выбор метода ценообразования
3. Постановка целей и задач ценообразования
4.Анализ цен и товаров конкурентов.
5. Установление окончательной цены.
6. Определение спроса.
Задание 7.
Определить отпускную, оптовую и розничную цену для товаров А,В, Си У используя следующую таблицу:
Себестоимость + норма прибыли | Отпускная цена предприятия | Оптовая цена Надбавка 25% | Розничная цена Надбавка 30% |
120+20 А | |||
140+50 В | |||
135+45 С | |||
230+115 У |
Тема 8 . Планирование сбыта продукции
Задание 1.По данным о результатах использования кабельной телевизионной рекламы на пробном рынке и сведений о продажах на контрольном рынке оцените эффективность рекламы, если затраты на нее составили __120_____ тыс.руб.
Расчетные данные
Вид рынков | Объем сбыта до трансляции Тыс.руб. | Объем сбыта за период трансляции Тыс.руб. | Темп роста % | Значение 1% прироста Тыс.руб. | Изменение объема сбыта, приписываемое рекламе, Тыс.руб. |
Пробные | |||||
Контрольные |
Задача 2.Фирма- дистрибьютор продвигает на рынок импортные утепленные комбинезоны для детей трех-пяти лет. Тестирование показало высокое качество изделий (имеется государственный сертификат качества). Цена на 15-20% выше средней рыночной на изделия отечественного производства.
Выделите группу целевого воздействия (целевую аудиторию), выберите средства распространения рекламы, составьте программу рекламной кампании.
Задание3. Заполните таблицу в соответствии с маркетинговыми целями сбыта товара:
№ | Фаза жизненного цикла товара | Цель рекламы (рекламной компании) | Виды рекламы (в средствах массовой информации) |
Тема 9 . Маркетинговые коммуникации
Задание 1.
Заполните схему, показывающую относительную значимость средств продвижения на потребительских рынках и рынках производственного назначения, следующими элементами
1) пропаганда(PR)
2)реклама
3)личная продажа
4)стимулирование сбыта.
Товары широкого
потребления Товары промышленного назначения
Относительная значимость
Задание 2.
По следующим данным определите эффективность рекламы при условии, что прирост прибыли предприятия составил:
От рекламы в прессе - 6 тыс. руб.
От рекламы на ТВ -25 тыс. руб.
От рекламных листовок – 12 тыс. руб.
Расходы на рекламу сложились следующим образом
Рекламное объявление в прессе: тариф на 1кв.см.газетной площади –250 руб. объявление общей площадью 140 кв.см.
Телевизионная реклама: тариф за 1 мин .демонстрации по ТВ- 8тыс.руб. Осуществилось 15 дней показа по 2 мин.
Прямая почтовая реклама: разослано 100 тыс. рекламных листовок Затраты на изготовление 10 руб./шт., на рассылку 5 руб.на штуку.
Задание 3.Разработайте товарный знак и девиз рекламной компании для следующей группы товаров :
1 Стеклопакеты
2 Детское питание
3 Спортивный автомобиль
4. Мягкие игрушки
5.Кроссовки
6 . Стиральный порошок
Задание 3Компания занимается реализацией автомобильных шин. По данным, представленным в таблице проранжируйте показатели эффективности рекламных материалов, размещаемых на различных на различных каналах, и оцените примерную цену прироста 1 тыс. потребителей.
Расчетные данные
Вид рекламы | Затраты, у.е. | Число запросов на продукцию | Стоимость рекламного контакта, у.е. | Ранг эффектив- ности рекламных материалов |
Печатная | ||||
В прессе | ||||
Наружная | ||||
Радиореклама | ||||
Телереклама | ||||
Интернет | ||||
Итого |
Задание 4.
Требуется написать текст рекламной статьи товарного характера для публикации в газете при следующих характеристиках рекламируемых изделий фирмы «Нептун»:
Тип товара: отечественные и импортные ванны (РБ, Испания, Италия, Чехия).
Материалы: пластмасса, сталь, чугун.
Дизайн:модели с хромированными и позолоченными элементами, созданы ведущими промышленными дизайнерами
Цены: от 300 до 2000 долл.США; стоимость установки от 400 до 1000 руб.
Обслуживание:при стоимости 500 долл. и выше бесплатная доставка по г. Минску
Гарантии:в течении года после установки
Задание 5.
Рассчитать эффективность рассылки листовок « директ-мейл», если имеются следующие данные.
№ п/п | Показатель | Обозначение | Значение |
1. | Выбранный сегмент рынка,шт. | Р | |
2. | Стоимость единицы товара, руб. | Ц | |
3. | Кол-во периодов рассылки | п | |
4. | Цикл рассылки, раз в месяц | ||
5. | Стоимость рассылки в один адрес, руб. | С1 | |
6. | Кол-во положительных откликов,шт. | П0 | |
7. | Кол-во проданного товара по рекламе, шт. | Тп | |
8. | Кол-во отправленных рекламных обращений, шт. | Оо |
Задача 6. Портативное устройство для стирки, работа которого основана на ультразвуке. Имеет ряд преимуществ перед стационарными стиральными машинами и успешно с ними конкурирует. Однако оно не выполняет некоторые функции стиральной машины.
Выделите группу целевого воздействия (целевую аудиторию), выберите средства распространения рекламы, составьте программу рекламной кампании.
Задача 7. Фирма представляет на оптовой ярмарке новую модель стиральной машины высшего качества. Подготовьте информационное сообщение вероятным дистрибьюторам. Решите вопрос о рекламных сувенирах для презентации. Составьте план предварительной рекламной кампании
Тема 10. Сервис в маркетинговой деятельности
Задание 1.
Завершите схему процесса эффективной продажи, распределив в нужном порядке следующие этапы:
1. Подход к клиенту
2. Доведение до конца работ по сделке и проверке результатов.
3.Предварительная подготовка к визиту.
4.Преодоление возражений.
5.Отыскание и оценка потенциальных покупателей.
6.Презентация и демонстрация товара
7.Заключение сделки.
|
Задание 2 Необходимо осуществить перегруппировку услуг по трем категориям а)предпродажные услуги б)послепродажные услуги в)Дополнительные услуги
1Подарочная упаковка
2.Оформление интерьеров
3.Принятие старых товаров при условии покупки новых
4.Примерочные
5.Нанесение подписей на товары
6.Переделка товара
7.Присмотр за детьми
8.Доставка покупок
9.Бесплатная автостоянка
10.Часы работы
11.Услуги по ремонту
12.Возврат товара
13.Прием заказов по телефону
14 Комната отдыха
15.Установка технических устройств
16.Показы мод
17.Справочная служба
18.Обычная упаковка
19.Внутримагазинные экспозиции
20.Предоставление кредита
21.Подготовка товара
22.Рестораны и кафе
24 Портновские услуги
25.Прием заказов или отправка покупок по почте.
Упражнение 3.Заполните таблицу «Основные приемы стимулирования сбыта в зависимости от типа целевой аудитории»
Целевая аудитория | Мероприятия стимулирования сбыта |
1.потребители | |
2.посредники | |
3.собственный торговый персонал |
Задание 3.
Разработайте текст рекламной листовки при продвижении следующих товаров
А) компьютер
Б) стиральная машина
В) детское белье
Г) химчистка
Д) живые цветы
Тема11. Стратегическая маркетинговая программа
Задание 1. Указать к каким из приведенных альтернативных стратегий маркетинга относятся следующие определения.
Стратегии:
1 . Стратегия диверсификации.
2 .Стратегия развития рынка.
3 .Стратегия проникновения на рынок.
4 .Стратегия разработки товара.
Определения:
А) фирма стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, поступательного продвижения самых конкурентоспособных товаров;
Б) фирма делает упор на новые модели, улучшение качества, разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков;
В) фирма выпускает новые товары, ориентированные на новые рынки; цели распределения, сбыта и продвижения отличаются от традиционных для фирм;
Г) Фирма стремится расширить свой рынок возникают новые сегменты на рынке для хорошо известной продукции выявляются новые области применения.
Задание 2.
Поставьте в логической цепочке следующие этапы стратегического планирования:
1.Установление целей маркетинга
2.Разработка стратегий маркетинга
3. Создание стратегических маркетинговых подразделений
4 Опр6еделение задачи организации
5.Ситуационный анализ
6.Реализация тактики
7.Слежение за результатами.
Задание 3. Обоснуйте каждую из четырех базовых стратегий роста фирмы ( товар-рынки) применительно к следующим предприятиям:
1вариант -а)молочный комбинат б) школа
2 вариант –а)мебельная фабрика б)универмаг
3 вариант -а)домостроительный комбинат б)парк культуры и отдыха
4 вариант- а)коммерческий банк б)вагоностроительный завод
.