Логика. Мышление. Составные части мышления.

В любой науке логика служит одним из основных инструментов.

Логика - наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» отдр.-греч.λόγος—«рассуждение», «мысль», «разум»)наукао формах, методах и законахинтеллектуальнойпознавательной деятельности, формализуемых с помощьюлогического языка.

Мышление— этопознавательнаядеятельностьчеловека. Результатом мышления являетсямысль(понятие,смысл,идея).
Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений каканалогияидедукция.

Составные части мышления
Аристотельсоздал логику — науку о мышлении, в рамках которой он рассмотрел такие составные части мышления какпонятие,суждениеиумозаключение (вывод):

· Понятие— отображённое в мышлении единство существенныхсвойств, связей иотношенийпредметов илиявлений;мысльили система мыслей, выделяющая иобобщающаяпредметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для нихпризнакам.

· Суждение— формамышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

· Умозаключение (вывод)— процессрассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходныхсуждений(предпосылок) к новым суждениям—заключениям.

Операции мышления.

Операции мышления:

· Анализ— разделение предмета/явленияна составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

· Синтез— объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
— процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Термин происходит отдр.-греч. σύνθεσις — соединение, складывание, связывание (συν- — приставка со значением совместности действия, соучастия и θέσις — расстановка, размещение, распределение, (место)положение).
Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа — способа разобрать целое на функциональные части.

· Сравнение— сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
Сравнение может рассматриваться как познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов,явлений и процессов.

· Классификация— группировка предметов по признакам, (классифицирование) (от лат. classis — разряд и лат. facere — делать) — «особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и так далее)»
Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условныиотносительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.Характер классификации зависит от её цели.
Делением называется раскрытие объёма известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объёму понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principiumdivisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parlesdivisionis).

От правильного деления требуется:

1. полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;

2. чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

· Обобщение— объединение предметов по общим существенным признакам.
Обобщение понятий—логическая операция, посредством которой в результатеисключениявидового признакаполучается другоепонятиеболее широкогообъема, но менее конкретногосодержания;

· Конкретизация— выделение частного из общего.

· Абстрагирование— выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других, (отлат.аbstractio— отвлечение)— отвлечение в процессепознанияот несущественных сторон, свойств, связейобъекта(предметаилиявления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков;абстрагирование— теоретическоеобобщениекакрезультаттакого отвлечения..

· Аналогия(др.-греч.ἀναλογία —пропорция, соответствие,соразмерность) —подобие, равенство отношений; сходствопредметов,явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения. Это умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. К примерупонятие«аналогично» употребляется при умозаключении по аналогии, знания, полученные при рассмотрении предмета (объекта, модели), переносятся на другой, менее доступный для исследования (созерцания, диалога).

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.


Наши рекомендации