Сильные и слабые стороны опроса
Огромная заслуга опросов состоит в том, что они дают точную оценку потребительских запросов. Опрос не говорит, что «много» потребителей приветствуют данное изменение, а называет точную цифру, например 39 %. Не просто констатирует, что удовлетворенность продуктом «снизилась», но — «удовлетворенность продуктом упала, например, с 8,6 до 7,8 по 10-балльной шкале». Это сторона опросов очень важна, так как многим фирмам нужно измерять свой успех в точных цифрах (прибыль в долларах, объем продаж, завоеванный рынок сбыта в процентном соотношении). Особенно в ситуациях, когда точность значит очень много, даже небольшая разница в расчетах может оказаться существенной. Таким образом, любое процентное соотношение, которое в итоге касается роста спроса на продукцию, должно быть как можно более точным. Несколько процентов могут означать несколько миллионов долларов и повлиять на решение — инвестировать ли производство далее или оно того не стоит.
Другое ценное качество опросов — максимальная объективность. У каждого предпринимателя есть некоторые представления о своих клиентах, рынке, конкуренции, на которые влияют ежедневные события. Из-за того, что рынки огромны, часто неохватны, личный опыт любого предпринимателя оказывается обязательно ограниченным, а его взгляды на различные проблемы — предвзятыми в большей или меньшей степени. И здесь на помощь приходит опрос. Опрашивается гораздо большее количество людей, чем вы сумели бы опросить сами лично.
Опрос может исправить все виды предубежденности, как личной, так и профессиональной. У всех нас есть свои личные мнения, которые влияют на наше мировоззрение. Но никто не может хранить в памяти все особенности окружающего нас мира, в частности, целого рынка. Случаются спорные ситуации, когда существуют доказательства в пользу разных мнений по поводу одной проблемы. Тогда опрос выступает в роли микроскопа, который выявляет тонкие нюансы, о которых нельзя судить, полагаясь только на собственное мнение и мнение собеседника из-за возможной пристрастности.
Следующее достоинство опросов в том, что они дают возможность воспользоваться всеми средствами обработки статистических данных, что позволяет обогатить ваши знания в данной области. За последние 50 лет было сделано огромное количество исследований, разработаны различные методы анализа данных опроса. Опросам часто не доверяют, но (как и с полицией) над этим можно смеяться, пока не возникает острая нужда. Много, но сколько именно? Точно, но насколько? Отличается, но конкретно чем? На подобные вопросы и отвечает статистический анализ, и когда миллионы долларов зависят от получения правильного ответа, можно оценить, насколько важен опрос, который поставляет данные для такого анализа.
Наконец, опросы наиболее эффективны, если время от времени повторяются. Есть несколько причин, по которым повторение опроса окупается. Во-первых, рынок скорее подвижен, чем статичен. Периодические опросы собирают данные по мере их изменения. Гораздо лучше постоянно составлять график изменений, чем просить клиента дать оценку изменений за последние несколько лет. Более надежно прогнозировать исходя именно из такого графика, чем делать выводы из личного мнения каждого опрашиваемого. Во-вторых, когда опрос регулярно повторяется, некоторые неточности (которые могут сбить с толку в одном опросе) почти полностью устраняются.
Одна из слабых сторон опроса — он скорее констатирует «что», чем отвечает на вопрос «почему». Вы узнаете, что покупатель не совсем доволен, но не знаете, почему. Вы выясняете, что большое число клиентов заинтересовано какой-то особенностью, но не знаете, что подогревает этот интерес. Конечно, это не проблема, если вы сочетаете опрос с другим методом исследования, например, фокус-группой или визитом к клиенту.
Другой недостаток — опрос не может осветить того, о чем вы сами не знаете. Если вы предполагаете, что именно вам неизвестно, тогда вы сможете так составить вопросы, чтобы прояснить все неясности. Опросы могут ответить на вопрос типа: «Какие из перечисленных проблем актуальны для клиентов?» Опрос не всегда может дать ответ на такой вопрос: «Какие новые и неожиданные проблемы начали беспокоить клиентов?» Причина в том, что опросы составляются на основе закрытых вопросов с готовыми вариантами ответов. Данный метод — уточняющий, но не поисковый.
Следующий недостаток — опросы полагаются на субъективные ответы. Если респондент чего-то не знает, не может или не хочет по каким-то причинам сказать или объяснить, тогда опрос не сможет это «что-то» выявить. Обычно трудны для выяснения следующие вопросы.
Недостатки, связанные с объяснением и открытием, должны подтолкнуть вас к фокус-группам и визитам к клиенту, а недостатки, связанные с субъективизмом ответов, — к моделированию выбора и тестированию. В них люди больше действуют, чем говорят, и анализ этих действий может раскрыть даже то, о чем не подозревает сам опрашиваемый.
Еще один недостаток — большинство людей считают опросы пустой тратой времени, которая ничем не компенсируется. Вот почему чаще используются телефонные опросы, чем опросы почтой — телефон труднее проигнорировать, чем письмо. Люди участвуют в опросах по инерции или из чувства долга (понимая, что их ответы могут быть важны), или чтобы заявить о себе (чаще в том случае, когда покупатель остался чем-то недовольным, но тогда велика опасность предвзятого ответа).
Поэтому следует принять во внимание следующее: опросы более полезны для получения объемной, но не глубокой информации; нельзя задавать жесткие, провокационные, дерзкие вопросы — они не сработают; опросы должны быть краткими, иначе стоимость опроса растет, а его качество понижается.
Качество опроса сильно зависит от выборки и постановки вопросов. Считается, что с помощью опроса можно легко выяснить правду. Источник этого заблуждения — уважение ко всему, что звучит по-научному. И средний предприниматель тоже становится доверчивым, когда сталкивается со средним опросом. Не попадитесь в эту ловушку! Глядя на красочную таблицу, обычно восклицают: «Ого — 63 % потребителей хотят, чтобы продукт был таким, — строим новый завод!» Следовало бы отреагировать так: «63 % людей, с кем удалось связаться по телефону, из тех, чьи имена оказались в списке, который был составленным именно так, а не иначе, на односложный вопрос дали ответ: да, почему бы нет?».