Если в Христианском проекте основой является справедливость, то для Капиталистического таковой является корысть, нажива.
Этот пример показывает, что библейская система догматов, послужившая базой практически всех ГП на территории Европы, является не механической суммой запретов и ограничений, а системой взаимозависимых норм и правил, причем эта зависимость проявляется во всей жизнедеятельности людей. Именно с Капиталистическим проектом связан феномен так называемого технологического общества. Ни одно государство, которое ссудный процент не одобряет (особенно исламское), не смогло создать на собственной базе технологическое общество. Cегодня Капиталистический проект «в явном виде» не существует, поскольку в XIX веке произошли серьезные изменения в его экономическом базисе, серьезно трансформировавшие его базовые ценности. Связано это было с тем, что, как уже было показано выше, догматическая структура Капиталистического проекта была неустойчива и настоятельно требовала существенного изменения - либо в сторону дальнейшего отказа от библейских ценностей (что еще более усугубляло ситуацию в связи с тем, что Норма-то в новых капиталистических государствах еще во многом была христианская), либо же в сторону возврата запрета на ростовщичество.
Базовая система ценностей в Западном проекте по сравнению с Капиталистическим изменилась довольно серьезно. Именно Западному проекту мы обязаны созданием новой «Нагорной проповеди» - «протестантской этики», которая de facto отменила оставшиеся библейские ценности. Да и в экономике произошли серьезные изменения, поскольку основные богатства стали создаваться не в материальной сфере, производстве или за счет природной ренты, а путем безудержной мультипликации чисто финансовых активов. Бывшая формула
Товар – Деньги - Товар
превратилась в формулу
Деньги – Товар – Деньги.
Такая модель привела к тому, что доля финансовых ценностей, которые в XIX веке составляли менее половины всех активов человечества, на сегодня составляет более 99%. Только объем финансовых фьючерсов, например на нефть, превышает объем физической нефти (в ценовом выражении) в сотни и тысячи раз. Отметим, что такой способ создания активов «на кончике печатного станка» в условиях уже существующей технологической цивилизации породил феномен сверхпотребления, когда развитие системы потребительского кредита на базе эмиссии доллара позволило резко увеличить уровень жизни существенной части населения в границах Западного проекта. В то же время это существенно уменьшило их желание бороться за реализацию проектных ценностей, поскольку такая борьба неминуемо снижала жизненный уровень. И если до распада мировой системы социализма еще была внешняя угроза, которая сплачивала рядовых последователей Западного проекта, то после ее распада этот фактор себя проявил в полной мере. Сегодня фактически основные проектные решения в Западном проекте принимает узкая группа лиц, состоящая от силы из нескольких десятков человек.
За пределами Европы в VII веке возник еще один проект – Исламский. Он активно развивался в рамках иерархической стадии почти 1000 лет, но переход к имперской стадии в рамках Османской империи практически привел к замораживанию собственно Исламского ГП, переходу его в латентную фазу. И только в XX веке попытки Западного и Красного (Коммуничтического) проектов разыграть в своих интересах «исламскую карту» привели к его возрождению в новой редакции, имеющей пока сетевую стадию. Немаловажным фактором оживления Исламского глобального проекта стала также демографическая динамика, в результате которой население мусульманских стран стремительно выросло. Основным качеством Исламского проекта является его очень сильная идеологическая составляющая. Связано это с тем, что включенные непосредственно в догматику Корана нормы и правила общежития делают его активным проповедником практически любого носителя проекта. Это существенно отличает его от всех остальных ГП, которым такая активность бывает присуща только на самых ранних стадиях развития.
Китай сегодня стоит на распутье. Выберет ли он для себя путь развития, связанный с поднятием упавшего знамениКрасного проекта, то есть пойдет по интернациональному, проектному пути, либо же останется в рамках чисто национальной империи, которую в принципе не будут волновать мировые процессы, напрямую не затрагивающие чисто национальные интересы этнических китайцев и их вассалитет? Многое говорит за то, что коммунизм в его классической форме не является целью Поднебесной. В частности, коммунизм негативно относится к ростовщичеству, а Китай в полной мере адаптирует капиталистический инструментарий, в то время как коммунистическая атрибутика сохраняется только как демпфер преобразования систем.
С появлением идеи финансового капитализма в работах социалистов-утопистов возникли идеи, которые стали базой для развития Красного проекта. С точки зрения библейской догматики этот проект стал попыткой возврата запрета на ростовщичество (в форме обобществления средств производства), но идеология и технологические механизмы этого проекта имеют одну важную особенность (по сравнению с предыдущими) – серьезный уклон в социальную сферу, мощное развитие социальных технологий. Красный проект, который в СССР развивался, если так можно выразиться, в достаточно резкой «коммунистической» форме, проиграл (в том числе и по причинам, указанным выше), но не исчез окончательно, а перешел в латентную форму. Резкое падение уровня жизни в базовых странах Западного проекта после неизбежного и скорого глобального экономического кризиса неминуемо вызовет мощный ренессанс социалистических идей. Кроме того, скорее всего, в силу проблем с долларом в качестве единой меры стоимости человечество (по крайней мере на время) объективно будет вынуждено всерьез рассмотреть возможность возвращения в житейскую практику библейского догмата о запрете на ростовщичество.
Основная проблема Исламского проекта, который явно рвется к контролю над Европой и ищет базовую страну для перехода к иерархической стадии, – это полная невозможность отстроить на собственной базе современную технологическую структуру. При этом очевидно, что использовать опыт Капиталистического и Западного проектов он не может – ссудный процент в Исламе запрещен категорически. Но единственный случай в истории, когда технологическое общество было построено без использования ссудного процента, – это СССР, то есть базовая страна Красного проекта.
Сегодня возникает главный вопрос: на какой идее развивать маркетинговую концепцию, какая идейная платформа должна лежать в основе маркетинга?
Маркетинг и государство
Стратегия маркетинга и организационная структура общественной формации очень сильно влияет на устойчивость социально-экономической системы. Наиболее ярко выраженными организационными структурами управления являются:
- государственная (сосредоточенная) – модель вертикального управления;
- рыночная (распределенная) – модель горизонтального управления;
- комбинированная - смешенная система управления.