Дуалистическая модель маркетинга
Как было показано выше, современный маркетинг требует дуалистического подхода к решению проблем развивающейся мировой социально-экономической системы. Необходимо не только удовлетворять все возрастающие материальные потребности человека, но и учитывать, как это влияет на духовную составляющую жизни общества и на его устойчивое развитие [43,44].
В основе маркетинга как объекта исследования заложены две цели: стратегическая и тактическая.
Стратегическая цель маркетинга –обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы.
Тактическая цель маркетинга -удовлетворение потребностей человека за счет повышения эффективности работы, расширения рынка сбыта, повышения конкурентоспособности и максимизации прибыли.
Стратегия и тактика маркетинга не всегда совпадают. Удовлетворяя потребности человека, мы уменьшаем количество ресурсов, что, в конечном счете, приводит к снижению устойчивости социально-экономической системы.
Добро и зло, белое и черное, положительное и отрицательное и т.д. - мы постоянно сталкиваемся в природе с такими двойственными явлениями, находящимися в неразрывной связи и противоречии друг с другом. Они рождаются вместе, и друг друга взаимно обуславливают и утверждают. Никакая идея не может существовать без своей противоположности, своего отрицания. Идея бытия предполагает идею небытия. Древние философы объединили это двойственное состояние природы в понятии «бинер». С научной точки зрения идея и материя различны. С философской точки зрения они составляют единое целое. Эта двойственность природы является основой основ, первокирпичиком, на котором строится вся система мироздания. Эйнштейн в своей теории относительности также указывает на дуализм мировых процессов. В учении Филона мир рассматривается как вечная и бесконечная природа первообразов, неизменная, как Абсолют. Окружающий нас материальный вечно изменяющийся мир представляет собой как бы вторую сторону медали, он является отрицанием статического состояния Абсолюта. В нем возникает идея, материя и движение. Материя - это противоположный полюс духа (идеи).
Конструкция бытия представляет собой бинер, состоящий из двух начал – Духа - идеи и Материи - энергии (рис. 1.1) [43].
Неживая, живая природа и общество связаны этим единым мировым дуалистическим законом, объединяющим два начала - дух и материю. Маркетинг как элемент социально-экономической системы должен подчиняться фундаментальным законам природы.
Идея и материя представлены здесь в диалектическом единстве, как бы соединяя в себе дуализм физической и информационной энтропии. Это дуалистическое единство мира можно представить в виде односторонней поверхности листа Мёбиуса (рис. 1.2).
Если посмотреть на лист Мёбиуса [17] со стороны, то может показаться, что односторонняя поверхность - достаточно устойчивая фигура.
Если заглянуть внутрь этой поверхности с помощью имитационного моделирования, то мы можем увидеть области локальной неустойчивости (рис. 1.3).
Рис. 1.1. Дуалистическая модель мира
Рис. 1.2. Односторонняя поверхность Мёбиуса
Рис. 1.3. Область неустойчивости на поверхности Мёбиуса
Это указывает на то, что внутри дуалистического мира возникают противоречия, которые приводят к нарушению устойчивости систем, находящихся внутри этого мира, в том числе и социально-экономической системы.
Дух (I) и Материя (W), объединяясь в единую дуалистическую систему, находятся в диалектическом единстве и противоречии. Пространство в котором развивается социально-экономическая система представляет собой пересечение двух множеств I и W (рис.1.1) математически это можно записать в виде:
R = W · I , (1.1)
где R – функционал, управляющий развитием мира.
Этот закон показывает взаимосвязь материальной и духовной составляющих в мировых процессах. Графически эту дуалистическую модель можно представить в виде равносторонней гиперболы (рис. 1.4).
С ростом духовной составляющей человека снижаются его материальные потребности. Это подтверждают и выводы В. Даля, разделившего человечество на четыре уровня в зависимости от материальной и духовной составляющих [11] (рис. 1.4):
I уровень – человек плотский;
II уровень – человек чувствительный;
III уровень – человек духовный;
IV уровень – человек благодатный.
Человек как часть мировой системы связан этим гиперболическим законом, он может перемещаться по гиперболе, но сойти с нее не может. Человек сам выбирает свой путь (точку на гиперболе). Ему дана определенная степень свободы выбора. Но мировой гиперболический закон он изменить не может.
В стремлении к высокой духовности (точка А на кривой гиперболы, соответствующая максимуму идеи I Imax) у человека уменьшаются материальные запросы (W Wmin). И наоборот, стремясь к материальному благополучию (W Wmax, точка В на кривой), он теряет духовный потенциал (I Imin).
Из рисунка 1.4 видно, что управляя уровнем духовности человека (I), можно регулировать потребление ресурсов. Чем выше духовный потенциал общества, тем меньше материальных ресурсов оно требует для удовлетворения своих потребностей. Только такая дуалистическая модель может объяснить законы регулирования маркетингом на стратегическом уровне развития социально-экономической системы (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Дуалистическая модель регулирования маркетиговыми процессами
Хотя в среднем люди получают от природы одинаковые по площади составляющие:
= , (1.2)
но выигрыш у каждого разный. Каждый человек вправе выбирать, по какой оси координат ему двигаться в этом мире.
Академику В.Н. Волченко удалось объединить нематериальное и энергетическое начало в природе. Он обнаружил следующую закономерность. При ранжировании систем по уровням энергии падение удельной энергии связано с ростом удельного объема структурно-смысловой информации. Расположив все известные живые системы вдоль некой стрелы роста их сложности, которую он назвал стрелой витальности, В.Н. Волченко получил информационно-энергетическое пространство, в котором от косных систем к живым информативность почти линейно растет, а энергетичность падает (см. рис. 1.5, а):
V = ,(1.3)
где V - витальность системы (бит/Вт);
I - удельный объем структурно-смысловой информации системы (бит/см2);
Е – потребляемая удельная энергия системы (Вт/см2).
Рост витальности в мировых процессах соответствует не только росту количества, но и повышению структурированности – качества информации и, следовательно, росту сложности системы. Для косных систем главной составляющей является энергия, а для живых – информация.
Неживая материя обладает высокой энергетической составляющей - более 1010 Вт/см2 и малой информативностью.
Условной границей перехода от неживых, косных систем к живым (растения, животные, человек и общество) можно считать предел Бреммермана, где удельная скорость переработки информации достигает 1047- 10 142 бит/ см2 (рис. 1.5, а).
Удельная энергетичность живых систем составляет порядка 10 – 1010 Вт/см2.
Порог Е = 10-12 Вт/см2 принят условно за границу перехода от информационно-энергетического взаимодействия к чисто информационному (тонкому миру) при удельной скорости переработки информации свыше 10 142 бит/ см2.
При постоянном значении витальности системы V = const получаем мировую гиперболическую модель взаимосвязи информационной и энергетической составляющей системы R=I*Е
(рис. 1.5, б).
Эта модель описывает взаимосвязь материальной и духовной составляющих в мировом процессе развития косной, живой материи и человеческого общества.
Рис. 1.5. Информационно-энергетическая модель развития мировых
процессов:
a) витальность мирового закона развития;
б) гиперболическая модель информационно-энергетической
взаимосвязи развития социальной системы
Мировой закон витальности показывает направление развития мироздания в сторону усложнения системы (увеличения духовной составляющей) и снижения энергетической составляющей. Человеческое общество как часть мировой системы должно подчиняться законам мироздания, в противном случае социальная система входит в противоречие с мировыми процессами, что в конечном итоге ведет к ее кризису и разрушению. Сегодня этот кризис наблюдается во всем мире. Вектор развития человеческого общества, направленный в сторону обогащения, противоречит развитию мировой системы в целом.
Поэтому для обеспечения устойчивого развития общества существует единственный выход - направить вектор развития маркетинговых процессов в сторону роста духовных потребностей человека, что автоматически приведет к снижению материальных потребностей. Здесь следует говорить о необходимой достаточности материальной составляющей, которая определяется материальными ресурсами системы. Если человечество пойдет по этому пути, то его потребности, а следовательно и потребление ресурсов, автоматически сократятся, что повлечет за собой повышение устойчивости социально-экономической системы.
Все выше перечисленное говорит о том, что направление развития маркетинга должно учитывать дуалистическую модель развития мировых процессов. На рисунке 1.6 представлена дуалистическая модель развития современного маркетинга, которая предполагает соединение в маркетинговой парадигме одновременно двух противоречивых тенденций - удовлетворения потребностей человека при сохранении устойчивого развития всей социально-экономической системы в целом.
Человеческие поступки формируют этот мир. Маркетинг как элемент социальной системы должен включать и духовную, и материальную составляющие. Возникает вопрос, в какой пропорции они должны находиться
Рис. 1.6. Дуалистическая модель маркетинга