Тема 5. Рынок инноваций: маркетинговые параметры рынка, субъекты, объекты и инфраструктура.
Вопросы:
1. Состав инфраструктуры рынка инноваций и факторы ее формирующие
2. Основные элементы (объекты) инфраструктуры рынка инноваций, их функции и принципы формирования
3. Предпосылки для инвестирования в инновационные активы Республики Беларусь
Состав инфраструктуры рынка инноваций:
· Производственная инфраструктура
· Социально-сбытовая инфраструктура
· Персональная инфраструктура
· Институциональная инфраструктура
· Региональная инфраструктура
· Экологическая инфраструктура
· Инновационная инфраструктура
Важнейшей составляющей в создании условий для функционирования товарного рынка имеет инновационная инфраструктура.
Инновационная инфраструктура – совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности. В инфраструктуре инновационной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные подсистемы: координация и регулирование развития инновационной деятельности; стимулирование инвестиций в инновации; информационное обеспечение инновационной деятельности; производственно-технологическая поддержка создания конкурентоспособной наукоемкой продукции; сертификация продукции; подготовка кадров для управления реализацией инновационных проектов и др.
Объектами инновационной инфраструктуры товарного рынка являются инновационные организации (предприятия). Их можно классифицировать по следующим признакам: по виду специализации или экономической ориентации (по созданию конкретных видов продукции, технологий, ресурсов и по использованию научных результатов в практической деятельности); по характеру инновационной деятельности (типу преобладающих инноваций) выделяют следующие: инновационные лидеры характеризуются наличием стратегических инноваций и портфеля стратегических проектов по созданию новой, конкурентоспособной продукции; создающие основные (продуктовые и технологические) и дополнительные инновации; осуществляющие инновации, направленные на частичное улучшение элементов систем производства и управления; создающие новые поколения техники и технологии; способствующие развитию существующих и формированию новых потребностей общества и потребителей продукции (товаров), услуг; по программно-целевому принципу создания (постоянные и временные на период разработки и реализации инновационной программы).
Тип и номенклатура инновационных организаций (предприятий) изменяются в зависимости от структуры и масштаба инноваций, реализуемых, в национальном хозяйстве, отрасли и вида инноваций, используемых отдельными предприятиями. В Беларуси действует классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ.
Белорусский рынок диктует необходимость развития таких структурных частей инновационной инфраструктуры товарного рынка, как производственная, социально-сбытовая, институциональная и экологическая инфраструктура [43, с.115].
Важнейшей ролью инновационной инфраструктуры товарного рынка является стимулирование создания и развития производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объёма экспорта. Государственным приоритетам развития экономики соответствуют следующие задачи: развитие системы венчурного финансирования, создание центров трансферта технологий, инновационных центров (таблица 1.4).
Инновационная деятельностьнаправленна на использование результатов научных разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления. Кроме того, инновационная деятельность связанна с инвестициями в инновации. Инновационно-инвестиционная деятельность состоит из комплекса научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые стимулируют экономический рост в стране.
Правильный выбор места размещения объектов и тщательное обоснование рентабельности их работы является определяющим принципом новых объектов инновационной инфраструктуры.
Венчурное финансирование заключается в предоставлении венчурного капитала организациям для реализации инновационных рисковых проектов в обмен на соответствующую долю в уставном фонде. Для эффективного развития системы венчурного финансирования необходимо: расширить правовую базу; значительно увеличить количество субъектов инвестирования; развивать фондовый рынок.
Таблица 1.4 –Инновационные организации
№ | Тип организации | Содержание деятельности |
Национальные исследовательские центры | Наиболее значимые учреждения науки, обеспечивающие опережающее научно-технологическое развитие и ускоренное внедрение в производство научных разработок | |
Институты академии наук | Высшие научные организации, являющиеся центрами фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека | |
Научные центры | Центр научной деятельности организации, региона, страны или мира в целом | |
Научно-исследовательские лаборатории | Лаборатория для проведения экспериментов и научных исследований | |
Научно-исследовательские институты | Самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ | |
Конструкторские бюро | Специальные отраслевые организации, осуществляющие разработку новых технических средств производства, и инновационной продукции для конечных пользователей | |
Проектно-технологические институты | Специальные организации, осуществляющие подготовку проектной и технологической документации для осуществления инновационной производственной деятельности | |
Технопарки | Имущественные комплексы, в которых объединены научно-исследовательские учреждения, объекты инфраструктуры, включая выставочные центры, учебные заведения, объекты социальной сферы и т.д. | |
Бизнес-инкубаторы | Организации, осуществляющие поддержку малых, вновь созданных предприятий, стремящихся начать свою предпринимательскую деятельность в условиях дефицита ресурсов. | |
Особые экономические зоны | Ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для предпринимателей, на которой концентрируется научный потенциал. | |
Технополисы | Форма особых экономических зон, создаваемых для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффектному применению технико-технологических новшеств | |
Венчурные компании | Инвестиционные компании, работающие исключительно с инновационными проектами (стартапами). Они осуществляют инвестиции в предприятия с высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. | |
Фонды целевого капитала | Эндаумент-фонды, направляющие на свои цели инвестиционный доход от сформированного донорами капитала, при условии, что доноры имеют право четко указывать, на что может быть потрачен полученный фондом доход. | |
Консалтинговые агентства | Компании, предоставляющие профессиональные услуги в сфере инновационной деятельности, а также в области налогообложения, прав на интеллектуальную собственность, финансового анализа, рекламы и т.д. | |
Инжиниринговые компании | Компании, специализирующиеся на предоставлении услуг в области интеллектуальной деятельности, с целью применения достижений науки и техники. | |
Центры независимой экспертизы | Организации, занимающиеся проведением независимых экспертиз инновационных разработок (товаров, работ, услуг) и оценку стоимости созданной интеллектуальной собственности | |
Инновационные биржи | Юридические лица, обеспечивающие функционирование организованного рынка инновационных разработок на регулярной основе. | |
Фирмы-эксплеренты | Фирма-новатор, сознательно идущая на большой риск в интересах получения прибыли от продажи не только инновационных товаров и технологий, но и от реализации инновационных идей. | |
Инновационно-внедренческие фирмы | Фирмы-патиенты, работающие на этапе инновационной деятельности между инновационной идеей и доведением инновационной разработки продукции до уровня серийного образца | |
Центры трансфера технологий | Звено инновационной инфраструктуры, призванное ускорять продвижение в промышленность научных разработок и способствовать коммерциализации разработок, создаваемых в научных организациях и ВУЗах.. |
Центры тpacфертa технологий— это организации, оказывающие содействие в коммерциализации результатов научных исследований, полученных с использованием средств государственного бюджета. Целями деятельности комплекса трансферта знаний являются: создание среды для трансферта и коммерциализации технологий; обеспечение собственников разработок знаниями по управлению интеллектуальной собственностью; расширение сотрудничества с производственными предприятиями.
Инновационные центры -это научно-технологические комплексы, занимающиеся разработкой нововведений. В составе инновационных центров могут быть технопарки, технополисы, регионы науки и технологий, центры трансферта технологий.
Технопарки — это компактно расположенные комплексы, функционирование которых основано на коммерциализации научно- технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства. Технологические парки являются гибкими организациями. В них входят малые предприятия, консалтинговые, инжиниринговые и аудиторские компании, исследовательские лаборатории, опытно-производственные фирмы, фирмы венчурного финансирования.
Технопарки решают важнейшие проблемы: создают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии. В зависимости от ориентации на определенную фазу инновационного цикла технопарки можно разделить: на исследовательские парки, обеспечивающие условия для эффективного проведения научных разработок; технологические парки, способствующие организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансферт высоких технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок; промышленные парки, занимающиеся размещением малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, созданием производственных помещений и рабочих мест.
Технополисы представляют собой специально созданные комплексы в одном регионе возле центра научных идей — города с развитой инфраструктурой. Технополисы могут быть образованы как на основе новых городов, так и на основе реконструирующихся. В состав технополисов входят технопарки, бизнес-инкубаторы, фирмы и учреждения, охватывающие полный инновационный цикл и обеспечивающие жизнь города. Технополис – важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания инновационных фирм и компаний, высших учебных заведений, консультационных, венчурных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм. В Беларуси формирование технополиса правомерно осуществлять на экономической основе в условиях равноправного партнерства всех входящих в нее звеньев (НИИ, Вузы, производство).
Существует несколько подходов к определению понятия технополис(technopolise: от греч. techne - мастерство и polis — город). Это современная форма территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства (разновидность свободно-экономической зоны); представляет собой единую научно-производственную и учебную, а также жилую и культурно-бытовую зону, объединенную вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований. Это специализированные на выпуске наукоемкой продукции компактные научно-технологические поселения, городки, где созданы максимально благоприятные условия для жизни, труда, отдыха, образования, удовлетворения культурных потребностей и т.д. Это форма регионального развития, заключающаяся в создании структур, направленных на организацию взаимодействия бизнеса, университетов и местных властей. Это научный проект, включающий развитие индустриальных городов за счет создания инновационной инфраструктуры, состоящей из квалифицированных кадров, новых технологий, информационного обеспечения, капитала, вкладываемого в неисследованные области, сетей коммуникации. Это город, в котором «критическая масса» образования, науки, техники, наукоемкого бизнеса, рискового капитала порождает «цепную реакцию» научной и деловой активности глобального масштаба.
В структуру технополиса могут входить, в качестве одного из его блоков, различные виды парков. В зависимости от характера и объема выполняемых функций можно выделить следующие разновидности парков инновационных технологий: 1. инновационные центры, предназначение которых заключается в оказании содействия преимущественно новым перспективным фирмам, связанным с наукоемкими технологиями; 2. исследовательские или научные парки, которые обслуживают как новые, так и вполне зрелые фирмы, поддерживают тесные связи с университетами или НИИ (часто располагаются в живописных местах); 3. технологические парки, представляющие собой оптимально организованные научно – промышленные зоны, где осуществляется сотрудничество и обмен идеями и информацией между предприятиями и научными организациями в целях внедрения нововведений; у технопарков имеется целая сеть наукоемких фирм и производств; 4. технологические центры, представляющие собой обслуживающие предприятия, создаваемые для развития новых высокотехнологичных фирм; 5. конгломераты (пояса) технокомплексов и научных парков, связанные с превращением в высокотехнологичные зоны целых регионов.
Таким образом, технополисы перспективная форма и для Беларуси, и представляют собой научно-образовательные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до продажи новой продукции. Они предполагают гармоническое сочетание деятельности исследовательских организаций и институтов, высших учебных заведений, предприятий промышленности, деловых, обслуживающих и коммерческих структур, а также местных органов власти. Одним из наиболее важных элементов функционирования технополисов является трансфертная технология. Цель ее заключается в максимальном сближении науки и производства, освоении рынка наукоемкой продукции. Трансфертная технология связана с «коммерциализацией» научных исследований, обеспечением быстрого и эффективного внедрения их результатов в практику.
Товарный рынок представляет собой сложную социально-экономическую категорию, сущность которой раскрывается наиболее полно, если рассматривать рынок в различных аспектах его проявления. Основное предназначение товарного рынка - это эффективное доведение товара от производителя до потребителя с использованием вспомогательных организаций, предприятий и сфер экономики. В экономической литературе совокупность таких организаций обозначается понятием «рыночная инфраструктура». В основу этого определения положена модель товарного рынка, основными компонентами которой являются: потребность, спрос, предложение, товар, цена, сделка, обмен. Поэтому прогнозирование развития инфраструктуры потребительского рынка основывается на закономерностях развития экономики, социального и технологического прогресса [44].
Существуют два основных направления для определения категории «инфраструктура»: широкое и узкое. При широком подходе под инфраструктурой можно понимать совокупность всех материально-технических и организационных условий, без которых нормальное функционирование товарно-денежного обращения и актов купли-продажи становится невозможным.
Главный недостаток данного направления - отождествление с инфраструктурой всей совокупности технологического торгового оборудования. Если исходить из «узкого» подхода инфраструктура – это система организаций, адекватных рыночному механизму. В этом случае содержание рыночной инфраструктуры определяется вслед за изложением структуры экономики вообще. В Республике Беларусь в структуре товарной экономики выделяют следующие виды экономической деятельности – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание. Таким образом, инфраструктура товарного рынка Республики Беларусь - это совокупность вспомогательных видов деятельности субъектов, участвующих в эффективном доведении товаров от производителя до конечного потребителя [43, с.51].
Субъектами инновационной инфраструктуры являются технопарки и центры трансфера технологий (таблица 1.5).
Таблица 1.5-Действующие субъекты инновационной инфраструктуры, 2014 г.
Субъекты инновационной инфраструктуры | Дата регистрации |
РИУП «Технопарк БНТУ «Политехник» | 29.12.2010 г. |
РИУП «Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета» | 24.09.2010 г. |
РИУП «Научно-технологический парк Полоцкого государственного университета» | 23.09.2010 г. |
КУП «Гомельский научно-технологический парк» | 5.11.2010 г. |
КПТУП «Минский областной технопарк» | 29.12.2010 г. |
ЗАО «Технологический парк Могилев» (г. Могилев) | 24.03. 2011 г. |
ООО «Технопарк Полесье» | 23.12.2011 г. |
ООО «Минский городской технопарк» | 23.12. 2011 г. |
КПУП «Научно-технологический парк Гродно» | 4.06. 2012 г. |
ЗАО «Брестский научно-технологический парк» | 4.06.2012 г. |
Государственное предприятие «Агентство развития и содействия инвестициям» | 23.12.2011 г. |
ООО «Апсель» | 26.12.2013 г. |
ОДО «Витебский бизнес-центр» | 23.09.2010г. |
РУП «Центр научно-технической и деловой информации» (г. Гомель) | 23.09.2010г. |
В рамках развития инновационной производственной инфраструктуры целесообразно акцентировать внимание на развитии транзитного потенциала, пассажирских перевозок, экспорта и внутренних транспортных потребностей экономики. Для повышения транзитного потенциала Республике Беларусь необходимо модернизировать существующую транспортную инфраструктуру, создать необходимую институциональную базу для стимулирования транзита и повышения качества логистических услуг. Основными задачами на данном направлении будут являться развитие и модернизация дорог, формирующих международные транспортные коридоры № II и № IX; развитие сети транспортно-логистических центров; модернизация и увеличение подвижного состава; внедрение современных подходов и IT-систем контроля, мониторинга и управления грузопотоками и инфраструктурой; повышение уровня подготовки кадров; размещение на таможенных пунктах пропуска необходимой инфраструктуры, обеспечивающей удовлетворение потребностей водителей, а также служб, вовлеченных в процесс проверки грузов [26, с. 96-100].
Основными инструментами для развития транзита в Республике Беларусь могут выступать следующие составляющие: создание крупной мульти-модальной транспортно-логистической компании, осуществляющей экономическую интеграцию транзитных маршрутов, в т.ч. за счет альянсов с национальными и зарубежными операторами Российской Федерации, Республики Казахстан и др.; ускоренная модернизация автодорожной инфраструктуры за счет создания дополнительного источника финансирования; приведение принципов госрегулирования и стандартизации в сфере транзитных грузоперевозок в соответствие с мировой практикой. Направление развитие экспорта и внутренних транспортных потребностей экономики может быть реализовано посредством повышения надежности, эффективности и доступности всего спектра транспортных услуг. В частности, необходимоповысить уровень контейнеризации грузов. Это возможно сделать за счет перевода контейнеров в класс возвратной тары, упрощения таможенного режима для контейнеров; реализации программы популяризации контейнеров среди грузоотправителей. Для повышения социально-экономической эффективности перевозок и реализации внутренних транспортных потребностей целесообразно ввести плату за пользование автодорогами для всех коммерческих грузоперевозчиков.
Элементы инновационной социально-сбытовой инфраструктуры необходимые для эффективного функционирования товарного рынка – это современная банковская система, обеспечивающая современный финансово-кредитный и расчетный механизм; электронная биржевая и аукционная системы, обеспечивающие биржевой оборот различной товарно-сырьевой продукции; закупочно-заготовительная и торгово-коммерческая системы, обеспечивающие оптовый и розничный товарооборот; страховая система, обеспечивающая страхование различных коммерческих рисков.
Развитие инновационной институциональной инфраструктуры товарного рынка предполагает внедрение прогрессивного инвестиционного законодательства, отказ от бумажного документооборота на всех уровнях системы управления государством, внедрение системы «электронное правительство».
Экологическая инновационная инфраструктурасостоит из сооружений, объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Экологическая инфраструктура превратилась в настоятельную необходимость в условиях современной научно-технической революции, когда небывалыми темпами растут масштабы загрязнения внешней среды отходами производств и потребления. Экологическая инновационная инфраструктура представлена системой мониторинга окружающей среды, очистными сооружениями, охраной лесов, дамб, заповедниками, заказниками т.д.
Основные этапы создания нового объекта инновационной инфраструктуры на товарном рынке предполагают разработку следующих направлений (рисунок 1.3):
-общая характеристика товарного рынка, выявление потребностей рынка: оценка инфраструктуры товарного рынка, географические границы, субъекты рынка, товарные ресурсы, доля предприятия на рынке;
-определение концентрации поставщиков (контрагентов) на товарном рынке: численность поставщиков, их доля на рынке;
-оценка конкуренции на товарном рынке (наличие экономических, инфраструктурных, административных барьеров для входа на рынок);
-итоговая оценка: выбор вида рынка и реализация стратегии развития инфраструктурных элементов с учетом основных факторов и принципов (внешние преимущества: управление инфраструктурой предприятия, консалтинг, аутсорсинг, инвестирование, повышение квалификации персонала; внутренние преимущества: сокращение затрат, оптимизация бизнес-процессов, мотивация персонала и др.).
Рисунок 1.3- Модель создания нового объекта инновационной инфраструктуры на товарном рынке
При итоговой оценке модели создания нового объекта инфраструктуры целесообразно применить проектный подход к обоснованию эффективности инвестиций по методологии ЮНИДО ООН. Кроме изложения сути идеи проекта в нем в обязательном порядке содержится маркетинговое исследование, производственная часть, инвестиционный план, содержащий подробный и полный расчет инвестиций, источников их покрытия, расчет текущих затрат и все необходимые финансовые подсчеты с расчетом прибылей и убытков, а также денежных потоков по периодам осуществления проекта.
Здесь же определяются и конечные результаты проекта, в том числе динамический срок окупаемости инвестиций, а также NPV(ЧДД) – чистый дисконтированный доход. В случае использования проектного подхода при обосновании разрабатываемых мероприятий обеспечивается полная прозрачность и не требуются какие-то дополнительные доказательства. Основные показатели, применяемые для оценки экономического эффекта и эффективности развития инвестиционных проектов создания инфраструктурных объектов - это абсолютные показатели (чистый дисконтированный доход, срок оккупаемости) и относительные (внутренняя норма доходности, индекс рентабельности).
Модель формирования инфраструктуры товарного рынка создает основу для решения ряда актуальных задач субъектов хозяйствования в рыночных условиях. Внедрение данной модели может происходить на разных иерархических ступенях управления: на уровне коммерческого отдела, когда инфраструктурные составляющие влияют на основной вид деятельности; на уровне предприятия (объединения предприятий) когда развитие инфраструктуры становится концепцией управления; на уровне региона – элементы инфраструктуры используется органами власти для привлечения инвестиций и снижения безработицы.
Все элементы инфраструктуры товарного рынка связаны между собой. Поэтому при формировании новых объектов необходимо определить вид рынка, а затем учесть факторы, формирующие инфраструктуру товарного рынка и сформировать новый инфраструктурный объект исходя из базовых принципов размещения.
По природе возникновения и социально-экономическому содержанию, можно следующим образом систематизировать единые факторы, влияющие на создание нового объекта инфраструктуры:
- общеэкономические (объем и структура производства, доходы различных групп населения; финансовая, налоговая, кредитная политика; степень развития сферы сервиса и другие факторы);
- нормативно-правовые (состояние нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инфраструктуры);
- общерегиональные (численность и состав населения, среднегодовая температура воздуха, годовая сумма осадков, продолжительность времен года, рельеф местности, число пасмурных и солнечных дней в году);
- специфические (развитие техники и технологии, доля прогрессивного оборудования в общем объеме используемых технических средств при оказании услуг);
- прочие (технологический уклад; социальная структура общества; занятость; традиции; мода и др.).
Выделяют следующие основные принципы формирования и развития инфраструктуры товарного рынка: эквивалентности(в рыночных условиях устанавливает границы развития инфраструктуры исходя из потребностей экономики и технологического уклада); равномерности(размещение объектов инфраструктуры зависит от потребностей рынка, производителей и потребителей); сопряженности (подразумевает соответствие элементов инфраструктуры обслуживаемым ею рынкам товаров, капитала, труда, недвижимости); системности(все элементы инфраструктуры, имеют прочные связи, присущую только им организационную структуру управления).
Надежность инфраструктуры достигается совокупностью мер экономического, социального, правового, политического характера. При прочих равных условиях надежность функционирования региональной инфраструктуры тем выше, чем больше экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов, полностью отвечающих своим имуществом по принятым на себя обязательствам, как в экономике вообще, так и в инфраструктурной сфере в частности. Надежность инфраструктуры реализуется посредством следующих дополнительных принципов: максимальной концентрации обслуживания (строительство инфраструктурных комплексов с широким пакетом услуг); рентабельности(тип, размер, специализация инфраструктурного объекта, должны обеспечивать наибольшую рентабельность); рыночной конкуренции(наличие конкурирующих объектов инфраструктуры); экономичности (оптимизации стоимости и времени оказываемых услуг через сокращение доли ручного труда и внедрения современных информационных технологий); пропорциональности, при соблюдении которого учитываются, количество объектов социальной инфраструктуры в определенном регионе; резервирования (объем оказания услуг необходимо планировать по максимально возможному их количеству); доступности (максимально приблизить инфраструктурные объекты к месту возникновения потребности в услугах); гибкости (предполагает возможность изменения, трансформации объектов инфраструктуры исходя из потребностей рынка)[24, с. 117-123].
При создании нового инфраструктурного объекта необходимо опираться на принципы и функции формирования инфраструктуры. При этом строительство необходимо вести в тех местах, где это дает наибольший социальный, экологический и экономический эффект.
Экономические выгоды: интенсификация развития инфраструктуры товарного рынка, сельского предпринимательства, агротуризма; повышение рентабельности объектов сферы услуг, эффективное привлечение инвестиций за счет обоснования конкретных экономических показателей целесообразности создания объекта.
Экологические выгоды на местном уровне: снижение уровня загрязнения и нагрузок окружающей среды, минимизация потребляемых и использование вторичных ресурсов, сохранение и восстановление природных комплексов дорожно-природных ландшафтов; на региональном уровне: пропаганда «green business» через результаты и рекомендации проекта, повышение экологической мотивациии бизнеса в области инфраструктурных проектов.
Социо-культурные выгоды: создание новых рабочих мест и альтернативной занятости, дополнительные источники дохода, повышение уровня и качества жизни, сохранение и развитие этнической и этно-экологической культуры, традиционных ремесел и промыслов, повышение уровня экологического сознания и культуры населении[25].
Рисунок - Предпосылки для инвестирования в инновационные активы Республики Беларусь
Таким образом, основными социально-экономическими приоритетами развития инновационной инфраструктуры товарного рынка Республики Беларусь являются:
1. Повышение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на глобальном рынке (повышение качества белорусских товаров и услуг; обеспечение доступности глобальных коммуникаций для белорусского экспорта; развитие транзитно-транспортного и экспортного потенциала; снижение доли транспортной составляющей в стоимости товаров).
2. Стимулирование экономического роста (обеспечение устойчивости процессов обмена, сохранение рыночного равновесия спроса и предложения, повышение устойчивости рыночной экономики в целом; исключение деструктивных деформаций рыночных отношений; смягчение воздействия колебаний экономической конъюнктуры на результаты хозяйственной деятельности).
3. Повышение производительности труда и конкурентоспособности (сокращение затрат на производство, разрешения противоречия между объективным ростом затрат на производство и ограниченными средствами производителей; повышение производительности; снижение экономического риска в рыночном хозяйстве; содействие развитию всех форм предпринимательства).
4.Поддержка структурных изменений экономики (содействие углублению общественного разделения труда, его специализации с целью повышения результативности труда общества; возможность изменения мест работы населения в случае изменения структуры экономики, развитая инфраструктура упрощает перемещения рабочей силы.
Тема 6. Инновационное развитие предприятия (организации). Инновационные стратегии: формирование, выбор и реализация.
Вопросы:
1.1 Планирование инновационного развития предприятия
1.2 Формы организации и реализации инновационной стратегии
Развитие любой организации должно определяться определенной программой действий на конкретный период – стратегией, что позволяет учесть риски и возможности, эффективно распределить ресурсы. Наличие стратегии является необходимым элементом управления современной организации. Успех или неудачи во многом связаны с тем, насколько активно использует организация новшества и какие в данной стратегии. Инновационная стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий по укреплению жизнеспособности и развитию потенциала конкретной организации. Она представляет собой детальный всесторонний план достижения поставленных целей.
Инновационный процесс в зависимости от уровня новизны продукта может носить характер дифференциации или диверсификации. Дифференциация товара представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров конкурентов. Диверсификация товара применяется, когда организация начинает производить дополнительные товары, которые планирует предложить на новые рынки сбыта. При диверсификации возможно изменение как товара, так и рынков или их комбинации.
Исходя из этого, выделяют два подхода в определении целей и реализации инновационной стратегии:
1. метод последовательных улучшений
2. метод скачкообразных нововведений
Метод последовательных улучшений(консервативный метод) предполагает последовательное введение изменений существующей технологии и продукта. Он характеризуется следующими моментами: 1) не требует значительных финансовых вложений и менее рискованный; 2) подразумевает поиск сегмента внешней среды, где может быть реализован имеющийся потенциал организации; 3) подходит для капиталоемких производств с повышенным удельным весом специальных малоликвидных активов, а также для инновационных процессов, обладающих долговременной низкой финансовой привлекательностью; 4) оказывается более эффективным при условии, что фирма обладает достаточно сильным инновационным потенциалом – у нее есть инновационный продукт и необходимо максимизировать маркетинговые усилия на поиск возможных рынков сбыта (маркетинг необходим для превращения продукта в товар, требуемый на рынке).
Недостаток данной стратегии в том, что улучшения не могут продолжаться бесконечно, на определенном этапе прибыль снижается.
Метод скачкообразных нововведений (радикальный метод) предполагает осуществление радикальных изменений технологии и продукта, иногда несвязанных с предыдущей деятельностью организации. Данный метод характеризуется следующими моментами: 1) он связан с большим риском для потенциала организации; 2) ориентирован на выбор наиболее перспективного (платежеспособного) рыночного сегмента и доведение собственного инновационного потенциала до его уровня; 3) он характерен для более динамичного мелкого и среднего бизнеса, для более крупных организаций является приемлемым при условии отпочковывания инновационного процесса для радикальной инновации и привлечении туда венчурного капитала; 4) акцент должен быть сделан на научно-техническую деятельность, которая позволила бы организации достичь необходимого уровня инновационного потенциала.
Необходимость формирования и реализации инновационной стратегии определяется двумя основными целями:
1. Эффективное распределение и использование ресурсов: «внутренняя стратегия». В данном случае говорят о разработке портфельных стратегий, которая определяет комбинации видов д