Тема 3. Маркетинг в инновационном процессе.
Вопросы:
1. Понятия «инновационная активность», «инновационная деятельность». Формы, методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности.
2. Содержание стадий и этапов инновационного процесса. Риски инновационного процесса.
3. Формы и модели инновационного процесса. Формы: простая, межорганизационная, расширенная.
Инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.
Инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.
Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:
· проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
· подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
· разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
· проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
· исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
· подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
· проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
· организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т. д.
Таблица - Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности
Методы стимулирования инновационной деятельности | Инструменты стимулирования | ||
Экономические методы | Прямые | Бюджетное стимулирование | Субсидии |
Гранты | |||
Целевые программы | |||
Взносы в международные инновационные организации | |||
Кредитное стимулирование | Инновационный кредит | ||
Инновационный лизинг | |||
Факторинг | |||
Косвенные | Налоговое стимулирование | Налоговые льготы и ставки | |
Порядок и сроки уплаты налогов | |||
Стимулирование производства | Амортизационные льготы | ||
Способ начисления амортизации | |||
Коэффициенты амортизации | |||
Таможенное стимулирование | Таможенные пошлины | ||
Таможенные сборы | |||
Таможенная стоимость |
Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Содержание инновационного процесса определяет совокупность включенных в него стадий, которое может отличаться в зависимости от типа и видов осуществляемых инноваций.
Наибольшим по количеству стадий является инновационный процесс, результатом которого является продуктивная инновация.
Рисунок – Этапы инновационного процесса
Фундаментальные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.
Цель фундаментальных исследований — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию.
Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые:
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.
К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.
Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта.
Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.
Под опытно—конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы — это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.
К опытно-конструкторским работам относятся:
эскизно-техническое проектирование;
выпуск рабочей проектно-конструкторской документации, в том числе чертежи на детали, сборочные соединения, изделие в целом;
изготовление и испытание опытных образцов;
разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы;
разработка идей и вариантов нового объекта;
разработка технологических процессов;
определение наименования продукта, товарного знака, маркировки, упаковки.
На этапе внедрения предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок.
На этапе роста объемов производства происходят следующие изменения:
При отсутствии на рынке близких аналогов нового продукта цена на него может быть искусственно увеличена на какой-то отрезок времени, что позволит обеспечить предприятию сверхнормативную прибыль.
На данном этапе инновационного процесса производство продукта расширяется. Происходит снижение текущих издержек производства, что способствует снижению цены. Прибыль от реализации товара нередко достигает пика.
Объём прибыли в этот период может составлять 50-70 % прибыли, получаемой за весь жизненный цикл товара.
Шестой этап: постепенно темпы роста производства снижаются. В издержках растёт доля затрат на рекламу и поддержку конкурентоспособности продукции. Осуществляется поиск новых рынков. Проводится разработка улучшенных модификаций продукта, совершенствуются технологические процессы. В это время многие фирмы также пытаются обосноваться на новом рынке. Некоторые из них приобретают лицензию на производство нового продукта. Конкуренты выпускают аналогичные товары с более высоким техническим уровнем, используя возможные лазейки в патентном законодательстве.
Седьмой этап: Наступление данного этапа означает, что пришёл момент, когда рынок начинает перенасыщаться данным товаром. Происходит устойчивое падение объёмов продаж и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так из-за изменений в технологии, смены вкусов и предпочтений потребителей, а также вследствие появления на рынке более совершенных товаров, предлагаемых конкурентами.
Риски инновационного процесса:
риск ошибочного выбора инновационного проекта;
риск необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;
маркетинговые риски;
риски неисполнения хозяйственных договоров;
риск усиления конкуренции;
риск недостаточного кадрового обеспечения;
риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект.
Формы инновационного процесса:
Простой внутриорганизационный инновационный процесспредполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессеновшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Расширенный инновационный процесспроявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1) Создание новшества и его распространение.Это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации
2) Диффузия инноваций (англ. Diffusion of innovations) — это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры.
Общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Данная теория была популяризована американским социологом Эвереттом Роджерсом в 1962 году, благодаря выпущенной им книге «Диффузия инноваций».
Факторы, определяющие скорость диффузии инновации:
1) по мере движения от фундаментальных исследований к производству на каждом этапе увеличиваются затраты на получение результата;
2) вместе с тем вероятность получения отрицат. результатов снижается;
3) по мере движения от фундаментальных исследований к производству, вероятность получения отрицательных результатов снижается;
4) получаемая информация на каждом этапе становится все более конкретной;
5) уникальность и неповторимость методов исследования, приемов, присущие первым этапам цикла снижается, появляются новые элементы типовых решений;
6) наличие обратных связей о подготовке производстве новой продукции и выявленных при этом недоработках, возникших предложениях по улучшению технологии
7) обратная связь в отношении потребителей к товарам, о выявленных ими дефектах, появлении конкурентной продукции и т.д.