Тема 2. Маркетинг инноваций: сущность, особенности становления и развития. Функции и инструменты.
Вопросы:
1) Маркетинг инноваций как научная дисциплина и сфера бизнеса. Цели, задачи и функции маркетинга инноваций.
2) Эволюция основных концепций маркетинга и их краткая характеристика.
3) Формирование концепции маркетинга инноваций. Инновационная модель развития.
Маркетинг инноваций – деятельность по созданию продуктов рыночной новизны, позволяющих обеспечить качественное удовлетворение потребностей.
Маркетинг инноваций –это подготовка продуктовых инноваций, включающих в себя предварительное исследование рынка, маркетинговые испытания и запуск рекламной кампании применительно к выводу на рынок новых или улучшенных товаров (руководство Осло).
Маркетинг инноваций –это проверка изделий, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная компания.
Маркетинг инноваций –это системный подход продуцентов (производителей инноваций) к управлению производством инноваций, посредников (продавцов) к управлению реализацией инноваций, а также покупателей к управлению купленными инновациями(И.Т. Балабанов).
Маркетинг инноваций – это подготовка продуктовых инноваций, включающая в себя предварительное исследование рынка, маркетинговые испытания и запуск рекламной кампании применительно к выводу на рынок новых или значительно улучшенных товаров и услуг (К.П. Янковский).
Основная цель маркетинга инноваций - увеличение экономического эффекта от коммерциализации инноваций.
Для достижения этой цели маркетинг инновацийизучает условия конкуренции и возможности фирмы осуществлять успешные инвестиции в инновации в данных условиях.
Объект дисциплины:инновация.
Предмет дисциплины: отношения по коммерциализации инновации на рынке.
Долгосрочные задачи маркетинга инноваций варьируются в зависимости от стадии инновационного процесса:
1. На начальном этапе (поиск инновационных идей)производится формирование «портфеля инновационных идей».
2. На этапе разработкиосуществляются отбор перспективных идей и создание на их основе новшеств (опытных образцов). Цель изучения рынка – анализ тенденций развития для: 1) выявления наиболее прогрессивного направления; 2) определения альтернатив существующему направлению.
3. На этапе внедренияглавная задача маркетинга – распространение информации о новшестве. Осуществляется работа по формированию потребительских предпочтений, определению ценовой политики и оптимальной схемы сбыта.
4. Этап ростахарактеризуется расширением доли рынка и круга потребителей. Наблюдается ускорение развития рынка за счет реактивных инноваций, вводимых конкурентами. Фирма утрачивает свое монопольное положение, и для максимизации выгоды от первоначального продвижения новшества используется реклама.
5. На этапе зрелостинаблюдается стабилизация объема сбыта, который зависит от потребительских предпочтений к торговой марке. Происходит рутинизация инновации, т. е. превращение новшества в старый продукт. Задача маркетинга заключается в разработке и реализации действий по удержанию принадлежащей фирме доли рынка.
6. Стадия зрелости неизбежно завершается стадией спада.Для сокращения затрат на поддержание требуемых объемов сбыта необходимо своевременно выводить устаревший неконкурентоспособный продукт с рынка для его замены более совершенным нововведением. На данном этапе необходимо осуществлять поиск и подготовку новых идей для инновационных проектов.
Текущие задачи маркетинга инноваций:
1. Инициация инновации;
2. Установление степени комерциализуемости инновации;
3. Обеспечение освоения инновации;
4. Вывод и продвижение инновации на рынок;
5. Обеспечение потребления инновации;
6. Обеспечение потенциальной защиты и сохранения прав собственности на научно-техническую и интеллектуальную продукцию, используемую при создании инноваций;
7. Оптимизация способов тиражирования инновации на различных рынках.
Функции маркетинга инноваций:
1. Маркетинговые исследования- исследование инновационных процессов внешней среды и внутреннего инновационного потенциала, исследование инновационных потенциалов конкурентов, исследование потенциальных рынков сбыта новой продукции, исследование потребителей инноваций, исследование возможностей маркетинга-микс на различных этапах инновационного процесса и т.д.
2. Планирование в области инноваций, товарной и ассортиментной политики - Разработка новой продукции, разработка мероприятий по модификации прежней продукции (улучшение качественных характеристик и конкурентоспособности), разработка структуры ассортимента и т.д.
3. Сбыт и распределение- формирование сбытовой сети, определение структуры сбыта на разных этапах инновационного процесса, контроль физических потоков в системе распределения и т.д.
4. Продвижение - Разработка политики в области рекламы на разных этапах инновационного процесса, разработки торговой марки, имиджа инновации, разработка мероприятий по изменению имиджа, формирование спроса на инновации и т.д.
5. Ценообразование - прогнозирование цен на новую продукцию, разработка ценовых стратегий, анализ цен на товары-субституты и аналогичные товары и т.д.
6. Маркетинг-менеджмент - организация структуры управления маркетингом на разных этапах инновационного процесса, оптимизация управленческих решений в системе маркетинговой деятельности, аудит-маркетинг
Маркетинговые инновации:
1. Репозиционирование продуктов в стадии зрелости, которые являются старыми или просто известными как продавцу, так и потребителю;
2. Предложение совершенного нового продукта, как для потребителя, так и для инвестирующей организации;
3. Предложение потребителю новой ценности и изменения в распределении и продвижении;
4. Продукты, известные для потребителя, но новые для организации, инвестирующей их выпуск;
5. Устоявшиеся марки и товары, которые потребители считают новыми, оригинальными или незнакомыми, но для изготовителя он не новый.
Вектор развития экономик с середины 90-х определяют инновации. Инновационная модель развития в свою очередь актуализирует решения следующих проблем:
1.Снижение уровня неопределенности в получении положительного результата при внедрении новых решений (результатов НИОКР) найденных в технической сфере экономике и других отраслях, в практику.
2.Устранение социальных, психологических и других барьеров, возникающих в процессе разработки и реализации инноваций.
3.Снижение уровня эвристических затрат в процессе поиска новых знаний, возникающих на стыках сферы науки и потребления, а также других отраслей деятельности.
Концепции маркетинга:
1. Совершенствование производства (производственная концепция). От промышленной революции до 20-х годов. Исходной точкой является товар, услуга, место.
2. Концепция совершенствования товара; (продуктовая концепция) С 20-х до 30-х годов. Исходная точка – товар, услуга, место
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий (торговая концепция). С 30-х до 50-х годов. Исходная точка – товар, услуга, место, реклама
4. Маркетинговая концепция (традиционная). 60-е – 80-е годы. Исходная точка – товар, услуга, место, реклама, потребности потребителя
5. Концепция социально-этичного маркетинга (концепция общественно-активного маркетинга, социальный маркетинг); 80-е - 95-е годы. Исходная точка – товар, услуга, место, реклама, потребности потребителя, потребности общества
6. Концепция маркетинга взаимодействия (холистический). 1995 г. – по настоящее время. Исходная точка – товар, услуга, место, реклама, потребности потребителя, потребности общества, коммуникации.
Концепция маркетинга инноваций основывается, прежде всего, на знаниях потребности, спроса на новые изделия и особенностей функционирования рынка данной инновации в целях формирования новых или удовлетворения существующих потребностей и достижения определенного эффекта в обществе (экономического, социального, научно-технического, технологического, организационно-управленческого, экологического, маркетингового и др.).
Цель маркетинга инновационной политики – создание и внедрение инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности в целях повышения качества жизни на земле и гармонизации общества. Иными словами, маркетинговые усилия по инновациям в сфере предпринимательства направлены на процветание общества в результате удовлетворения разумных потребностей за счет использования новейших технологий и оригинальных идей.
Ф. Котлером и Ф. Триас де Без на основе типа мышления было предложено выделять в инновационном процессе концепции вертикального и латерального маркетинга.
´ Вертикальный маркетинг основывается на логичности и последовательности мышления.
´ Концепцию латерального мышления ввел Эдуард де Боно и определил его как «совокупность процессов, предназначенных для использования информации способом, генерирующим творческие идеи посредством проницательного реструктурирования концепций, накопленных в памяти». Частью латерального маркетинга является интрамаркетинг.
Интрамаркетинг – система мышления, также предназначенная для поиска эффективных идей и решений. Иитрамаркетинг предлагает принципиально перейти на новую идею на базе восприятия и анализа компании, которая дает возможность получать эффективные решения напрямую из результатов анализа ситуации.
Вертикальный маркетинг | Латеральный маркетинг |
Основан на совокупности потребностей, людей и ситуаций или способах использования товара. Нашей миссии, инновациях, исходящих из того, какой компанией мы хотим быть. | Основан на отброшенных потребностях, людях, ситуациях или способах использования товара. Открытости для переопределения нашей миссии при необходимости, но инновации берут начало вне существующего предложения |
Функционирует следуя маркетинговому процессу. | Функционирует вне маркетингового процесса |
Позволяет развивать рынки. Превращать потенциальных потребителей в реальных. Низкий уровень прироста продаж, но легкость продаж товаров-новинок. | Позволяет создавать рынки, категории или подкатегории. Охватить целевых потребителей, не охватываемые существующими товарами. Высокий уровень прироста продаж, но большие риски. |
Используется на ранней стадии жизненного цикла рынка или товара (фаза роста). При стратегиях низкого риска. При ограниченных ресурсах. Для защиты рынков путем их фрагментации. | На стадии зрелости жизненного цикла рынков или товаров. При стратегиях высокого риска. При высокой доступности ресур- сов. Для атаки на рынки извне (то- варами-заменителями). |
Вывод:
1. Инновации возникают на пересечении общественных потребностей, спроса и технологического предложения.
2. В поиске такого пересечения и заключается секрет инноваций.
3. Необходимо обеспечить баланс спроса и предложения.
4. Маркетинг призван обеспечить баланс инновационных потребностей и технологического предложения.