Маркетинговые коммуникации, сущность, инструменты
Маркетинговые коммуникации как важнейшая часть массовых коммуникаций представляют собой все виды связи фирмы, предприятия с клиентами, поставщиками и т.д., т.е. со всеми участниками рынка, заинтересованными в их деятельности и принимающими в ней участие. Характерные особенности маркетинговых коммуникаций — это целенаправленность распространения, комплексный характер, повторяемость воздействия, активное использование СМИ и Интернета. Главная задача коммуникаций — продвижение товара на рынок, стремление вызвать побудительные действия потребителя. М.К. должны обеспечить как потенциальный рынок, так и поддержать первичные и вторичные продажи. Выделяют внутрифирменные коммуникации и межфирменные коммуникации. Маркетинг охватывает внешние (межфирменные маркетинговые коммуникации). Инструменты коммуникаций — обращение и распространение информации. Отправители должны знать, каких аудиторий они хотят достичь и какие ответные реакции рассчитывают получить. Различают высокобюджетные рекламные средства (ATL) и малобюджетные (BTL). Современный маркетинг требует, чтобы фирмы, предприятия осуществляли коммуникационную политику (promotion mix), которая представляет собой совокупность инструментов продвижения товара на рынок: 1. паблик рилейшнз (PR) — связи с общественностью разнообразные программы, созданные для продвижения или защиты имиджа компании. Охватывает все мероприятия, при которых предприятие информирует о многогранности своей деятельности с целью завоевания доверия и понимания своих целевых групп. Они осуществляются преимущественно в виде односторонних коммуникаций при использовании медиа в форме работы с прессой или классической рекламы. Положительные стороны. Достоверная информация, широкая аудитория воздействия, возможность обратной связи, разнообразные методы воздействия. Отрицательные стороны. Необходимость постоянного воздействия высокая стоимость. 2. Реклама является центральным инструментом коммуникативного микса. Это любая оплачиваемая определенным субъектом неличная форма представления и продвижения идей (телевидение, радио, пресса). Положительные стороны. Широкая география, контролируется спонсором, доносит информацию о товаре, сравнительный эффект с другими товарами и конкурентами, броское представление, гибкость изменения, низкая себестоимость. Отрицательные стороны. Нет диалога, не трудно найти индивидуальный подход, происходит информирование незаинтересованных покупателей, значительные затраты. 3. Стимулирование сбыта-разнообразные краткосрочные поощрительные акции, которые направлены на побуждение потребителя к покупкам. Положительные стороны. Увеличение продаж, информация выводит на покупку, побуждает к покупке. Отрицательные стороны. Кратковременное увеличение продаж, временное применение, внимание сосредоточено на скидках, а не на качестве. 4.Специализированные выставки; 5. Личные продажи- непосредственное взаимодействие с одним или несколькими потенциальными покупателями в целях организации презентации, ответов на вопросы и получение заказов. Положительные стороны. Личный контакт, диалог, индивидуальный подход, учет требований потребителя, четкий целевой рынок, удерживает постоянных покупателей, подталкивает к покупке. Отрицательные стороны. Нет широты информационности, сокращение ненужного клиента, значительные затраты, нет географии рынка. 6.Прямой маркетинг-использование почты, телефона, факса, почты для прямого воздействия на существующих и потенциальных клиентов. 7.Спонсоринг - коммуникативный инструмент, который характеризуется выделением средств, облагаемых налогом на поддержку каких-либо мероприятий. При передаче посланий спонсоринга, особенно при спортивном и программном спонсоринге, задействованы средства массовой информации, чаще всего телевидение. 8.Product placement определяется как платное позиционирование товара или марки в качестве реквизита в каком-либо игровом фильме, видео клипе, телепрограмме и т.д. 9.Событийный маркетинг- в основе лежит событие (реальное или вымышленное), мероприятие организованное специально для какой-то компании.10. Благотворительная деятельность- коммуникативный инструмент, который характеризуется выделением средств, не облагаемых налогом на поддержку разрешённых законом мероприятий.
Этапы разработки маркетинговых коммуникаций:1.определение целевой аудитории 2. постановка целей коммуникации 3. разработка сообщения 4. выбор канала коммуникации 5. определение бюджета 6. составление комплекса маркетинговых коммуникаций 7. оценка результатов 8. управление ИМК.
Современные тенденции:1)возрастание количества рекламных средств, которое необходимо задействовать для охвата целевого сегмента 2) во внешних коммуникациях задействованы не только маркетологи, но и другие сотрудники компании, это приводит к несогласованности представления компании во внешней среде. 3) появление интегрированных маркетинговых коммуникаций, которые согласовывают коммуникативные стратегии разных подразделений, для формирования идентичности компании в восприятии покупателями.
11. Сущность и стратегия рекламы (понятие е.п.м и закон Ривса), медиа-планирование.
Реклама — неличные формы коммуникации, осуществляемые посредством платных
источников распространения информации с четко указанным источником финансирования.
Выделяют товарную рекламу, престижную рекламу (реклама имиджа компании) и
смешанную.
Стратегии рекламы предполагают выбор
• объекта рекламы — контактной аудитории или потенциальные потребители товаров и
услуг. Контактная аудитория должна максимально совпадать с целевыми
потребителями. Контактная аудитория как правило всегда больше целевого сегмента.
• предмета рекламы
• стратегия рекламы основана на использовании фундаментального принципа рекламы,
который опирается на последовательность мотиваций поведения потребителя при
покупке: привлечение внимания к потребителю, появление интереса, возникновение
желания, действия. Для разработки эффективной рекламной кампании необходим ряд
исследований: определение профиля потребителей компании — т.е. целевого сегмента
— полная характеристика клиента: возраст, пол, доход, чем увлекается; информация о
потребностях, удовлетворяемых товаром; информация о товарах-конкурентах и
товарах-заменителях; информация о характере и силе мотивов потребителя при
покупке товаров; учет законодательства.
Цели рекламных компаний зависят от рекламного цикла компаний, на стадии внедрения цель — максимальная осведомленность о свойствах и назначениях товара, на стадии роста — максимальная узнаваемость, а стадии зрелости — формирование предпочтения,
использование товаров фирмы по сравнению с конкурентами.
В основе стратегии рекламы лежит стратегия позиционирования товара — формирование
конкурентных преимуществ товара в сознании потребителя. Конкурентные преимущества
товара доводятся до потребителя посредством создания рекламных слоганов — рекламных обращений. Решение о рекламном обращении включает общий творческий подход к рекламе, креатив, реализуемый в три этапа:
• формирование идеи обращения — предполагает выявление единого потребительского
мотива — ЕПМ, который должен соответствовать трем критериям: сообщить о товаре
нечто желаемое или интересное, нечто исключительное и особенное, быть правдоподобным.
Американский классик рекламы Ривз написал книжку «Реальность в рекламе», в
которой выявил закон эффективной рекламы — потребитель склонен запоминать
нечто одно: либо одну сильную мысль, либо один сильный довод. В соответствие с
этим, реклама должна концентрировать внимание потребителя на одном сильном
Доводе
• оценка и выбор рекламного обращение (тестирование обращения)
• использование обращение — выбор способа подачи рекламы, сюжета, основные
герои, важно не то, что сказано, но и как.
Медиапланирование- это выбор оптимальных каналов размещения рекламы (рекламных контактов), проводимый с целью достижения максимальной эффективности рекламной кампании. Медиапланирование включает в себя: анализ рынка, целевой аудитории и маркетинговой ситуации; постановку целей рекламной кампании; определение приоритетных категорий СМИ; определение оптимальных значений показателей эффективности; планирование этапов рекламной кампании во времени; распределение бюджета по категориям СМИ.
Основные показатели медиапланирования, применяемые для расчета эффективности рекламных кампаний следующие:
1. Охват(достижение, англ. Reach)- %генеральной совокупности, вступившей в контакт с рекламным сообщением в течение рекламной кампании хотя бы раз раз в течение рассматриваемого периода. Охват аудитории может быть представлен и как характеристика аудитории, которая видела (слышала) рекламу определенное количество раз. Эффективный охват характеризует количество представителей целевой аудитории, которые за период кампании контактировали с сообщением N и больше раз
Отношение «количества контактов аудитории« к «аудитории« показывает сколько в среднем, приходится контактов на одного человека. Это и есть «частота« - количество контактов одного представителя аудитории со СМИ или с рекламным сообщением.
2. Частота (Frequency) показывает, какой % целевой аудитории сколько именно раз контактировала с носителем, содержащим рекламное сообщение. Кол-во контактов, представителя целевой аудитории с рекламным сообщением в период рекламной кампании. Эффективная частота (Effective Frequency) - это количество контактов с потребителем, необходимое для достижения эффекта от получения сообщения.
12. Разработка плана маркетинга. Структура плана маркетинга.
Планирование маркетинга — разработка долгосрочных и текущих планов маркетинговой
деятельности. Долгосрочные маркетинговые планы включают описание маркетинговой
стратегии на 3-5-10 (и так далее, это называется горизонтом планирования) лет вперед с
расчета ключевых целевых показателей (их прогнозных значений):
• рыночная доля
• объемы продаж
• коэффициент узнаваемости
• стоимость бренда
• и так далее
Текущие маркетинговые планы рассчитаны на год и включают перечень всех маркетинговых мероприятий с указанием сроков их реализации, ответственных исполнителей, методов контроля и необходимых ресурсов (бюджета).
Структура плана маркетинга. В общем виде план маркетинга должен иметь следующую структуру:
1. Аннотация для руководства
В аннотации представлено краткое изложение главных целей и рекомендаций, представленных в плане.
2. Характеристика текущей маркетинговой ситуации, описание целевого рынка и положения компании
2.1. Характеристика продукта/ов и услуг фирмы
2.2. Характеристика внешней макросреды фирмы
2.3. Характеристика внешней микросреды фирмы
- сегментация покупателей, выбор и обоснование целевых сегментов;
- анализ основных тенденций и емкости отраслевого рынка;
- конкурентный анализ и построение конкурентной карты рынка;
- анализ структуры и динамики каналов распределения на рынке;
- выявление ключевых факторов успеха (КФУ) на рынке.
2.4. Анализ факторов внутренней среды фирмы
-анализ существующей организационной структуры маркетинга
- анализ маркетинговой информационной системы
-анализ существующей системы планирования и контроля маркетинга
1. SWOT-анализ маркетинговой деятельности фирмы
3.1. Анализ конкурентоспособности фирмы и построение профиля конкурентоспособности
3.2. Анализ шансов и рисков
2. Формирование целей плана маркетинга
- разработка дерева целей маркетинга
-увязывание целей фирмы и маркетинга, а также целей маркетинга и маркетинг-микса
3. Разработка стратегии маркетинга
- выбор стратегии относительно рыночной доли
- выбор и обоснование стратегии позиионирования
4. Разработка маркетинговых политик по элементам маркетинг-микса
- товарно-ассортиментная политика;
- ценовая политика;
- сбытовая политика;
- коммуникативная политика.
7. Затраты на маркетинговую деятельность и бюджет маркетинга
8. Программа мероприятий и контроль плана маркетинга
Каждый раздел плана маркетинга имеет определенную четко выраженную цель.
Наименование раздела | Цели написания |
1.Аннотация | Общий обзор плана для быстрой информированности руководства фирмы |
2.Анализ актуальной мар-говой ситуации | Получение важных сведений о рынке, продукте, конкуренции, системе сбыта и макроокружении |
3.СВОТ-анализ и выявление проблемных вопросов | Обобщающее представление о наиболее важных шансах и рисках, слабых и сильных позициях и проблемных вопросах в отношении продукта фирмы, которые следует учитывать в плане |
4. Цели плана | Определение целей плана по рентабельности, товарообороту, рыночной доле, удовлетворенности потребителей |
5.Стратегия маркетинга | Определение принципиальных стратегических вариантов при достижении целей плана |
6.Тактическая программа действий (план маркетинг-микса) | Определение того, что в отдельности делается, кто это будет делать и сколько это будет стоить по отдельным элементам маркетинг-микса |
7.Разработка бюдже- та маркетинга и результаты прогноза доходов | Обобщающее представление ожидаемых затрат на маркетинг и результатов от реализации маркетинговых мероприятий |
8. Контроль плана маркетинга | Представление отдельных мер по контролю за планом |
Плюс к маркетинговым планам часто разрабатываются маркетинговые программы, которые охватывают маркетинг отдельных продуктов или развитие сегментов рынка. Маркетинговые программы должны быть согласованы с планами маркетинга по целям и ресурсам. Например, маркетинговая программа по выводу на рынок нового продукта.