Сегментация рынка молодёжной одежды
С точки зрения потребления товаров fashion к молодежи принято относить людей в возрасте от 14 до 30 лет. Согласно официальным данным, в 2010 году они составили 25% общей от численности населения.
Если говорить о потребительских предпочтениях, указанный возрастной диапазон можно разделить над подсегменты. Во многих случаях используется следующее деление:
· подростки (14–17 лет)
· молодежь (18–24 года)
· взрослая молодежь (25–30 лет)
Подобная сегментация интересна для рынка одежды тем, что для каждой из выделенных подгрупп характерны определенные потребительские предпочтения, сформировавшиеся под влиянием различных факторов — материального положения, социального статуса, психологических особенностей, присущих определенному возрасту и пр. При выборе и покупке одежды все эти факторы накладывают свой отпечаток и отражаются на стилевых предпочтениях.
Подростки
С потребительской точки зрения, подростков можно отнести к наименее состоятельной части молодежи. В большинстве случаев покупки оплачиваются родителями, и поэтому выбор одежды часто подвержен влиянию стилевых предпочтений взрослых (покупка совершается после того, как изделие получит одобрение родителей).
Кроме того, возрастной период между 14 и 17 годами характеризуется активными изменениями в биологии и психологии подростка, что также сказывается на его стилевых предпочтениях. Одежда становится способом подчеркнуть или скрыть особенности фигуры. Подростковая мода формируется под воздействием многих факторов, в числе которых можно отметить популярные фильмы, книги и музыкальные направления.
Молодежь
В отличие от подростковой группы, представители молодежи становятся полностью или частично материально независимыми от родителей (начинают работать, получают стипендию). Поэтому выбор одежды становится более независимым. Влияние родителей на выбор одежды снижается, в то время как значимость мнения сверстников (друзей, однокурсников) увеличивается. Кроме того, в этот период активизируется образ жизни (работа, учеба, спорт, путешествия) и взаимодействия со сверстниками, что также отражается на стилевых предпочтениях.
Взрослая молодежь
У представителей этой категории чаще всего уже сформирован стиль одежды. Предпочтения смещаются к классическому или нейтральному стилю. В этом возрасте молодые люди уже имеют стабильный заработок. Помимо всего прочего, в возрасте 25–30 лет стиль одежды, помимо ранее названных факторов, определяется служебным положением (направление профессиональной деятельности и занимаемая позиция отражаются на внешнем виде).
Стилевые предпочтения
Анализ потребительских предпочтений молодежи на рынке одежды показывает, что большинство юношей и девушек в возрасте 16–19 лет отдают предпочтение спортивному стилю. Меньшей популярностью в этой группе пользуются джинсовая и повседневная одежда. Некоторые расхождения в предпочтениях наблюдаются в возрастной группе 20–24 лет. Так, девушки в этом возрасте сильнее привержены джинсовому стилю, в то время как юноши отдают предпочтение спортивной одежде.
Взрослая молодежь (25–30 лет) также предпочитает джинсовые и спортивные модели. Обращает на себя внимание тот факт, что потребители в возрасте 25–30 лет регулярно покупают также деловую или выходную одежду.
Таким образом, молодые люди являются основными покупателями спортивной и джинсовой одежды (исходя из общей картины стилевых предпочтений потребителей различных возрастов). Косвенным подтверждением этого факта служит обилие компаний, специализирующихся на производстве спортивной и джинсовой одежды, главным образом ориентированной именно на молодежь.
Эксперты оценивают джинсовый и спортивный сегменты российского рынка одежды как наиболее динамично развивающиеся. Так, доля спортивной одежды в общей емкости российского рынка, по данным на 2006 год, составила 8-11% (при общей емкости рынка в $25–35 млрд). В свою очередь, джинсовый сегмент занял 7–10%.
Приверженность спортивному и джинсовому стилям выражается также в наиболее популярных среди молодежи марках. Так, самыми востребованными марками одежды спортивного стиля являются ADIDAS, NIKE, REEBOK, PUMA, COLUMBIA и пр. В джинсовом сегменте юноши чаще всего покупают DIESEL, LEVI’S, LEE, COLIN’S, WRANGLER, CALVIN KLEIN, MOTOR и др., а девушки предпочитают GLORIA JEANS, COLIN’S, DIESEL и др.
Тенденция последних нескольких лет такова, что границы между стилями постепенно размываются. Наиболее наглядно это наблюдается на примере ассортимента марок повседневного стиля одежды (в коллекциях представлены изделия джинсового, полуспортивного, классического и других стилей). Так, у девушек пользуются популярностью такие марки повседневного стиля, как SELA, MEXX, BENETTON, JENNIFER, NAFNAF, SAVAGE, TERRANOVA, MANGO, OGGI и «Твое». Молодые люди отдают предпочтение маркам SAVAGE, BENETTON, O'NEIL, SELA, MEXX, «Твое» и др.