Виды стратегий конкурентной борьбы
- Виолентная (силовая) стратегия (гордые львы, могучие слоны, неповоротливые бегемоты)
Специфика:широкий ассортимент стандартной продукции по средней цене и среднего качества, занятие большой доли рынка
Источник силы: массовость производства и преимущества, которые дают широкомасштабные научные исследования, развитая сеть сбыта, крупные рекламные кампании.
- Патиентная (нишевая) стратегия (хитрые лисы)
Специфика: необычная продукция и её незаменимость для узкого круга потребителей, максимальная доля маленького рыночного сегмента
Источник силы: элитная рабочая сила, хорошее оборудование, опыт мелкосерийного производства, иногда уникальность продукции
- Коммутантная (приспособительная) стратегия (серые мыши)
Специфика:повышенная гибкость таких фирм, постоянная нацеленность на получение прибыли и готовность прибегнуть ради неё к любым средствам, локальная деятельность
Источник силы: небольшой размер фирм, который позволяет им маневрировать, меняя виды деятельности
- Эксплерентная (пионерская) стратегия (быстрые ласточки)
Специфика:создание принципиально нового рынка и извлечение выгод из первоначального единоличного присутствия на нём
Источник силы: научный потенциал (кадры и разработки), баснословная прибыль в случае реализации проектов. Но обычно после реализации проекта – изменение стратегии и переход в другую группу.
Рыночные стратегии:
Тип стратегии | Коммутанты (мыши) | Патиенты (лисы) | Виоленты (львы, слоны, бегемоты) | Эксплеренты (ласточки) |
Профиль производства | универсальное мелкое | специализированное | массовое | экспериментальное |
Размер компании | мелкие | крупные средние мелкие | крупные | средние мелкие |
Устойчивость компании | низкая | высокая | высокая | низкая |
Расходы на НИОКР | низкие | средние | высокие | высокие |
Факторы конкурентного преимущества | гибкость, многочисленность | приспособленность к особому рынку | высокая производительность | опережения в нововведениях |
Предложенные виды конкурентных стратегий графически можно представить следующим образом:
Поле стратегий конкурентной борьбы
Главный вывод в теории – это естественность процесса конкуренции и возможность эволюции на рынке за счет неисчерпаемости набора конкурентных стратегий и метаморфоз из одного конкурентного состояния в другое.
Эволюционный цикл жизни фирмы на рынке
Эта эволюция носит наступательный характер:
- Либо оставаться в бизнесе, а значит развиваться и изменяться
- Либо покидать бизнес
«В бизнесе, по большому счету, существует только два пути:
Либо «вверх», либо «вон»
(Неизвестный автор)
Карта стратегических групп
Один из инструментов сравнения конкурентных позиций фирм отрасли – разработка карты стратегических групп.
Этот стратегический приём связывает анализ отрасли в целом и оценку положения каждой фирмы в отдельности.
Его использование наиболее эффективно в том случае, когда в отрасли действует так много конкурентов, что практически невозможно всесторонне изучить каждого из них.
Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентных активностей и одинаковыми позициями на рынке.
Компании одной стратегической группы могут иметь сходство друг с другом по разным признакам:
- Могут выпускать похожие виды изделий
- Осуществлять вертикальную интеграцию в одинаковой степени
- Предоставлять покупателям аналогичные услуги и техническую помощь
- Предлагать одному и тому же типу покупателей одинаковые или похожие товары
- Использовать одни и те же каналы распределения
- Быть зависимыми от использования одинаковой технологии
- Осуществлять продажу товара в одинаковом ценовом качественном диапазоне.
Отрасль имеет только одну стратегическую группу, если все продавцы выступают на рынке с идентичной стратегией.
Однако стратегических групп будет столько, сколько конкурентов, если каждый из них применяет свои собственные приемы конкурентной борьбы и занимает обособленную позицию на рынке.
Алгоритм составления карты стратегических групп и принятия решения о принадлежности фирмы к конкурентной группе можно представить следующим образом:
- Установить весь спектр характеристик, которые отличают фирмы одной отрасли между собой.
Типичными характеристиками являются:
- уровень цены / качество (высокий, средний, низкий);
- географический масштаб деятельности (местный, региональный, национальный,
глобальный);
- степень вертикальной интеграции (отсутствует, частичная, полная);
- ассортиментный набор продукции (широкий, узкий);
- использование каналов распределения (один, несколько, все);
- набор предлагаемых сервисных услуг (отсутствует, ограниченный, полный)
- Нанести фирмы на карту с двумя переменными (по осям карты), используя пары этих различных характеристик.
- Объединить фирмы, попавшие примерно в одно стратегическое пространство в одну стратегическую группу.
- Нарисовать окружность вокруг каждой стратегической группы,которые должны быть по диаметру пропорциональны доле этой группы в общем объеме продаж отрасли.
Используя приведенный алгоритм, можно составить двухмерную карту стратегических групп.
Пример: в качестве примера взята отрасль розничной торговли ювелирными изделиями.
Размер окружности примерно соответствует доле рынка каждой из групп конкурентов.
I – Специализированные изделия (золото, бриллианты, часы)
II – Полный ассортимент (золото, бриллианты, фарфор, хрусталь, серебро, часы, подарки)
III – Ограниченный ассортимент, в основном розничная торговля
IV – Полный ассортимент массового спроса
Названия фирм, относящихся к разным стратегическим группам:
- Национальные, региональные и местные союзы фирм и магазинов ювелирных изделий особого качества (около 10 000 фирм), включая такие хорошо известные магазины, как Tiffany и Cartier.
2.1. Национальные сети ювелирных фирм. (Carlyle & Co Gordon’s).
2.2. Местные ювелирные фирмы (около 10 000 магазинов).
3. Небольшие независимые фирмы – производители ювелирных изделий.
4. Фирмы, торгующие в кредит: Lorch’s, Kay’s, Busch’s.
5. Престижные универсальные фирмы розничной торговли: Saks, Fifth Avenue, Neiman-Marcus, Nordstrom’s Parisian.
6. Суперкрупные универсальные магазины: May’s Jordan Marsh, Dillard’s, Bloomingdale’s, May, Marshall-Field’s Rich’s, Dayton-Hudson, Lazarus.
7. Сети однотипных магазинов розничной торговли: J.C.Penny Sears, Montgomery-Ward.
8. Магазины продаж по каталогам. Mervyn’s, Cohoes (N.Y.), Marshall’s.
9. Магазины более низких цен, ориентированных на массового потребителя: Kmart Target, Wal-Mart, Venture.
10. Аутлеты (место продажи, в котором собраны под одной крышей магазины, реализующие товары по низким ценам).
Для того, чтобы нанести на карту расположение стратегических групп в общем стратегическом пространстве отрасли, следует выполнить ряд рекомендаций:
- Обе переменные, служащие осями карты, не должны быть сильно коррелированны. В случае сильной корреляции круги на карте будут располагаться по диагонали, и одна из переменных не будет использоваться совсем (при оценке второй переменной исследователи не получат никакой новой информации о конкурентной позиции фирм). Например, если компания с широким ассортиментным набором продукции использует разветвленную сеть каналов распределения, в то время как компания с узким ассортиментным набором использует один канал, одна из переменных становится лишней. Учет широкого ассортиментного набора продукции в противоположность узкому набору при определении позиции фирм даёт такую же информацию для составления карты, как и учет числа каналов распределения.
- Переменные, выбранные в качестве осей карты, должны показывать большие различия в позициях, занимаемых фирмами в конкурентной борьбе за рынок. Это означает, что необходимо определить, по каким характеристикам конкурирующие фирмы отличаются друг от друга, и использовать эти характеристики в качестве переменных, служащих осями карты, и как основу для принятия решения о принадлежности фирм каждой конкурентной стратегической группе.
- Переменные, используемые в качестве осей, не должны быть ни количественными, ни непрерывными величинами. Они могут быть дискретными переменными или определяться как строго очерченные классы или комбинации.
- Использование на карте окружностей различного диаметра (диаметр соответствует общему объему продаж фирм, сгруппированных в стратегические группы) позволяет наглядно отразить относительные размеры каждой стратегической группы.
- Если в качестве осей может быть использовано более 2 переменных, то можно составить несколько карт, дающих различные представления о конкурентных позициях и существующих взаимодействиях фирм в отрасли. Поскольку нет необходимости выбирать лучшую карту, рекомендуется экспериментировать с различными парами переменных.
Анализ стратегических групп помогает, прежде всего, углубить понимание сущности конкурентной борьбы:
- Движущие и конкурентные силы нередко оказывают благоприятное влияние на одни стратегические группы и причиняют вред другим. Фирмы, входящие в состав стратегических групп, которые испытывают на себе негативное влияние, нередко пытаются переместиться в группу, занимающую более благоприятную позицию. Результативность такого перемещения зависит от того, высоки или низки барьеры вступления в выбранную ими группу. Попытки конкурирующих фирм войти в новую стратегическую группу почти всегда приводят к возрастанию интенсивности конкуренции. Если известно, что некоторые фирмы пытаются изменить свою конкурентную позицию, на карту можно нанести стрелки, указывающие целевое направление движения, что поможет составить представление о развитии конкурентной борьбы.
- Анализ стратегических групп позволяет определить, связаны ли различия в потенциальной прибыльности отдельных стратегических групп с сильной или слабой рыночной позицией каждой из них. Различная прибыльность может быть обусловлена неодинаковой степенью давления со стороны поставщиков или потребителей и также со стороны товаров-субститутов, производящихся в других отраслях.
Чем ближе друг к другу на карте расположены стратегические группы, тем сильнее конкурентная борьба между входящими в них фирмами.
И хотя фирмы одной и той же стратегической группы являются ближайшими конкурентами, не менее близкие конкуренты находятся в соседних группах.
Нередко фирмы стратегических групп, значительно удаленных друг от друга на карте, вообще не конкурируют друг с другом. Например, Tiffany и Wal-Mart занимаются продажей золотых и серебряных ювелирных украшений, но цены и качество их продукции настолько различны, что между ними не возникает никакой реальной конкуренции. По этой же причине Timex не является сколько-нибудь конкурентом для Rolex, а Subaru не является ближайшим конкурентом компаний Lincoln или Mercedes-Benz.